Канал вместо шоссе: хотели бы такое в центре своего города?
На севере Германии стоит старинный ганзейский город Киль – крупный порт, столица парусного спорта, центр судостроения и морской торговли, то есть вся его история была так или иначе связана с морем.
Как и у многих исторических городов, у Киля есть старый центр (Альтштадт), географически отделённый от остальных районов. Вы уже знаете, что повальная автомобилизация второй половины XX века не пощадила даже старую добрую Европу. Киль тоже стал её жертвой.
Ещё недавно там в самом центре города было широкое шоссе, которое отделяло старый город от остального.
Но немцы подсмотрели, что сейчас происходит в соседних Нидерландах, и решили, что могут сделать не хуже. Поэтому они закрыли шоссе в Киле для машин и вернули на его место исторический канал!
А по оставшейся части дороги разрешили ездить только городским автобусам и велосипедам.
Исторически в центре Киля был канал, который соединял озеро Кляйнер-Киль (Маленький Киль) с бухтой Боотсхафен (Лодочная гавань). Это место неоднократно видоизменялось с начала XX века, и в 1982 году власти Киля решили принести канал в жертву автомобилизму. Его закатали в трубу, а на его месте построили участок многополосной дороги.
Но в 2017 году город взял урбанистический реванш под кодовым названием Holsten-Fleet! Улица Холстенбрюкке была закрыта для автомобилей, а на её месте начали рыть канал и создавать прилегающие к нему общественные пространства.
Было / в процессе реконструкции / станет:
Киль решился на это, чтобы "оживить центр города и улучшить качество проживания". Заодно в центр Киля вернулось напоминание о его морской истории.
Вдоль канала сделали симпатичное благоустройство.
Высадили около 30 новых деревьев, причём их породы (липы пушистые и дубы болотные) выбрали в зависимости от конкретного места посадки.
Канал не успел открыться, как его уже облюбовали толпы народу.
Кстати, сначала против этого проекта в Киле выступали 90% горожан, но потом доля недовольных снизилась до 30%, и процент одобрения всё время растёт. Это значит, что власть должна постоянно взаимодействовать с людьми и объяснять им, зачем нужны те или иные преобразования.
Поблизости планируется построить жилые здания на 100 квартир и 90 апартаментов, две гостиницы, магазины и рестораны. На каждый евро городских инвестиций приходится около 15 евро частных, всего на развитие района будет привлечено более 100 миллионов евро.
О чём это говорит? У нас все ноют, что если рядом с магазином или кафе нет широченного шоссе и парковки, то бизнес страдает. В Европе же все понимают, что если убрать шоссе и сделать на его месте хорошее общественное пространство, бизнес там будет процветать. Просто потому, что там всё время будет находиться много людей – потенциальных клиентов, которым ничто не помешает зайти в понравившееся заведение.
Вообще, конечно, сложно такое представить у нас в России, где при любом удобном поводе расширяют дорогу или строят новую. Надеюсь, через 35-40 лет к нам тоже придёт осознание того, что где-то что-то мы делали не так. Главное, чтобы не было слишком поздно.