September 21, 2017

Насколько мы отстали от Европы

Фото: Pastvu

Сегодня российские города отстают от европейских городов на десятилетия. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на старые фотографии той же Европы.

50 лет назад с улиц некоторых европейских городов начали пропадать трамваи, а в Париже под окнами домов появились автомобильные эстакады! Те города, которые сегодня нам кажутся удобными для прогулок, ещё вчера стояли в пробках, а по тротуарам было не пройти. Сегодня центр Амстердама почти полностью пешеходный, а несколько десятилетий назад надо было уворачиваться от машин, да и велосипедистов можно было сосчитать по пальцам. И да, когда кто-то требовал создать велоинфраструктуру, на него смотрели как на больного и причитали: «Какой велосипед в Амстердаме, вы с ума сошли? У нас дождь 365 дней в году!»

Это очень поучительные истории. Потому что они искали путь к удобным городам методом проб и ошибок, а у нас перед глазами уже готовые кейсы. Если в России возьмут курс на развитие городов, начнут менять приоритеты, начнут развивать общественный транспорт и общественные пространства, через 10 лет вы Россию не узнаете.

Следующий президент пойдет на выборы с урбанистической программой. Варламов 2024.

Это Амстердам конца 50-х – начала 60-х. Центр города заставлен машинами. Никаких велодорожек нет.

На дорогах хаос. Смешались вместе люди, кони велосипеды, машины... На перекрёстке ни один пешеходный переход не оборудован!

Улица-парковка

Люди жмутся на узком островке между проносящимися с двух сторон машинами. Да, 50 лет назад у голландцев была возможность почувствовать себя в России XXI века.

Бывшая улица Черчилля. Просто асфальтовое поле.

Все ездили в общем потоке: трамваи и машины...

... велосипеды и машины.

Мрак! Но даже в этих условиях отважные велосипедисты как-то выживали.

Да, это пробка в Амстердаме!

Оцените плотность движения.

70-е

Таксисты перекрыли улицу, когда их друга оштрафовали. Да, когда-то такое было возможно.

В октябре 1973 началась война Судного дня: арабские государства напали на Израиль. Страны Запада, в том числе и Нидерланды, поддержали еврейское государство, из-за чего арабы прекратили поставки нефти в Европу. Голландские власти попытались ограничить потребление топлива в стране, введя «воскресенья без машин». Это один из таких дней (4 ноября 1973 года), но велосипедистам почему-то не дают проехать по тоннелю. Но, возможно, именно с этого момента в Амстердаме стали задумываться о пользе развития велоинфраструктуры.

Тогда грузовики ещё могли свободно ездить по центру города.

Ад на земле.

Ещё один велосипедный уголок этого мира, Копенгаген.

Обычный копенгагенский городской пейзаж конца 60-х

Где велополосы? Их нет. Зато есть сплошная парковка вдоль обочин.

Город для автомобилей. Лишь редкие трамваи нарушают идиллию.

Красиво!

Парковка на асфальте, грузовик с грунтом в центре города... Это что, Выборг?! Нет, друзья, это всё ещё Копенгаген. Велосипедистов в городе было полно уже тогда, но никакой инфраструктуры для них не существовало (кроме велопарковок).

Тогда велосипедисты были в меньшинстве. Теперь баланс сил полностью изменился.

Пробки, парковки...

С высоты больше похоже на какой-то советский город: широкие внутригородские шоссе и автомобили повсюду.

Вена, самый удобный для жизни город мира. В 50-е в австрийской столице было так:

Стихийная парковка у ресторана

Самый центр города забит машинами. Сейчас это полностью пешеходная зона.

Все фотографии найдены на сайте Pastvu

Автомобильный бум в европейских столицах продолжался в среднем до середины 90-х. Причём чем менее развита была страна, тем дольше он затягивался. Например, в городах Прибалтики, некоторые из которых я летом исследовал, сделано ещё далеко не всё возможное для создания комфортной городской среды. Тогда как Вена с Копенгагеном (Амстердам реже) постоянно попадают в рейтинги самых удобных для жизни городов мира. Их опыт показывает, что и в наших городах можно за пару десятков лет переломить ситуацию, поместив в центр внимания пешеходов и велосипедистов вместо автомобилей.

Амстердам: на что вы дрочите?

Голландия: вокзалы, поезда и самая большая велопарковка в мире

Копенгаген: лучший город земли