Кладбищенские оградки захватили Новгород
Я уже ранее писал, что с 1 апреля в России вступил в силу ГОСТ Р 52289-2019, который, в частности, регламентирует установку ограждений вдоль улиц. Случилось чудо, и сейчас уже не нужно повсеместно ставить заборы.
Но в некоторых городах чиновники предусмотрительно заключили договоры на установку ограждений до вступления в силу нового стандарта, а то ведь такой крупный проект по распилу бюджета мог пройти мимо! А так вроде все в порядке – можно теперь долго и упорно рассказывать про безопасность и заботу о пешеходах. На этот раз на отдельные загончики с помощью ограждений решили поделить Великий Новгород.
По всему городу уже установили километры бесполезных заборов, которые уродуют город, и останавливаться на достигнутом власти не собираются. Причем город даже отчасти признает, что заборы не красят исторический центр, вот только решения чиновники предлагают весьма странные.
Стоит сразу заметить, что установка заборов – это достаточно дорогое удовольствие, в Новгороде власти в общей сложности собираются потратить порядка 40 млн рублей. Более того, потом еще нужно будет заниматься обслуживанием: менять поврежденные секции, красить, мыть. В общем, чиновники на долгие годы вперед создают очередную дыру в бюджете.
По новому стандарту барьерные ограждения можно не ставить, если есть сплошная посадка кустарника или ширина газона между тротуаром и проезжей частью составляет более 1 метра. Но кого это сейчас интересует.
Забор на улице — это всегда ошибка проектирования. Очень часто необходимость заборов объясняют так: глупые людишки постоянно выбегают на дорогу и мешают автомобильному движению, создавая опасные ситуации, а заборы как раз и смогут преградить путь нерадивым пешеходам. Но это так не работает.
Никто не хочет объяснить, почему люди выходят на дорогу вне пешеходного перехода? Может, дело не в отсутствии заборов?
Если вы сначала убираете удобные пешеходные переходы, потому что "они мешают беспрепятственному движению автомобилей", загоняете людей под землю, делаете П-образные переходы, то вполне логично, что часть людей начнут перебегать дорогу в неположенном месте, поскольку обходить несколько сот метров (иногда километр и больше) есть возможность далеко не у всех. Забор не заставит пешеходов отказаться от перехода улицы "в неположенном месте". Решать проблему нужно не установкой ограждений, а организацией нормальных переходов.
Более того, вместо реальной безопасности ограждения создают ее иллюзию, причем как для пешеходов, так и для автомобилистов. В итоге одни начинают ошибочно полагать, что небольшая металлическая конструкция способна защитить их от наезда пьяного водителя, а другие начинают быстрее ездить, считая, что улица полностью в их распоряжении.
«Ограждения устанавливаются на местах в районе регулируемых пешеходных переходов, учебных учреждений и в местах концентрации ДТП. <...> Все эти мероприятия призваны для того, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения, в первую очередь, возле учебных заведений».
Игорь Попов, начальник отдела по организации дорожного движения, транспорту и связи администрации Великого Новгорода / vnru.ru
Еще раз, забор не защитит пешехода от вылетающего на тротуар автомобиля, а наоборот: машина легко его пробьёт, а осколки забора превратятся в шрапнель.
Заборы еще и сильно мешают уборке снега зимой, из-за чего порой тротуары не убираются вовсе.
Заборы мешают самим автомобилистам – чтобы уйти с проезжей части, где припаркована машина, иногда приходится идти вдоль забора сотни метров. Заборы мешают велосипедному движению, если нет велодорожек – ограждения не дают возможность быстро съехать с проезжей части на тротуар в случае опасности. Заборы мешают всем.
Про внешний вид и говорить нечего – подобные ограждения уродуют город. Хотя нам снова пытаются рассказать, что "сколько людей — столько и мнений".
«Тот тип ограждений, который устанавливается, он и в прежние годы устанавливался. Раньше никто не обращал внимания. Сколько людей — столько и мнений. Постарались проанализировать другие города, в том числе и европейские. Во всех городах происходит установка, единственное — внешний вид разный. Но в связи с тем, что у нас исторический город, нам никто не мешает в последующем сделать или замену ограждений, или улучшения их облика. Там, где необходимо, это должно быть».
Евгений Жилин, председатель городского комитета архитектуры и градостроительства администрации Великого Новгорода / vnru.ru
Прекрасно. Еще не полностью установили заборы, зато в планах уже их замена. А деньги вообще кто-то считает?
А вот с опытом других стран я вам даже могу помочь. Вот пример улицы в Лондоне:
А это улица в Париже:
В Стокгольме:
Что интересно, сами жители Новгорода тоже не в восторге от повсеместной установки заборов. Новгородцы уже прозвали уличные ограждения «кладбищенскими оградками», многие говорят, что скоро весь город будет похож на зону.
В эту пятницу прошел круглый стол, посвящённый установке ограждений. Вице-мэр Евгений Жилин признал, что нужно помнить об историческом облике города, и предложил пока украсить заборы вазонами с цветами, а со временем ограждения можно будет заменить. Что-то сразу вспомнился Минск:
Ну как, красиво? Можно повесить еще больше цветов, ну или сделать сами заборы разноцветными, как раньше делали в Москве, только вот проблему это не решит.
К сожалению, установка ограждений в Новгороде продолжается — чиновники говорят, что всё 7,5 км ограждений появятся на городских улицах к середине следующей недели. И это при том, что многие российские города сейчас как раз демонтируют заборы.
Очевидно, что подобные меры не повышают безопасность на дорогах и лишь создают дополнительные неудобства жителям. Установка заборов – это уход от решения накопившихся за многие годы проблем и лишь очередной способ заработать на откатах. Ничего общего с заботой о пешеходах здесь нет.