January 2, 2020

Новый год в Дубае

Путевые заметки, день 1

Никогда раньше не встречал Новый год в Дубае. Вообще, я не большой сторонник тёплых стран для такого праздника. Всё-таки нужен снег, ёлочка, лыжи... Но в жизни надо попробовать всё. Тем более компания собралась большая – 10 человек, а в Эмиратах есть чем заняться.

Сразу скажу про погоду. Мне кажется, сейчас погода тут идеальная. Днём около 27, вода относительно тёплая для русского человека, как в Сочи в июле, но местные не купаются и ходят в пуховиках. Но, мне кажется, это даже плюс – меньше людей в море.

Поездку я начал планировать сильно заранее, ещё в сентябре. Сразу встал вопрос: где жить? Варианта три: курортный отель с пляжем, отель не на море, квартира. Если у отеля есть пляж, тем более хороший, то цена сразу в два-три раза выше, чем за аналогичный уровень без моря. Пляж – это круто, если вы не собираетесь из отеля выходить. Мне кажется, сидеть целыми днями в отеле – удовольствие сомнительное. Кроме того, сейчас тут есть очень хорошие публичные пляжи, тот же Ла Мер вдоль центра Дубая (я писал про него в 2018-м). Если же публичные пляжи вам не нравятся, то можно спокойно прийти в большинство хороших отелей, заплатить за вход 50-100 долларов и тусить на их пляже весь день. Отель без пляжа можно снять относительно бюджетно. Я как-то сравнивал цены в Дубае и Крыму – в Эмиратах оказалось дешевле, а уровень выше. Но я остановился на квартире. Для большой семьи с детьми это удобнее, вариантов много. Если кому-то интересно, могу подробнее расписать по ценам и условиям, напишите в комментах.

Итак, Дубай! Город сейчас активно готовится к Экспо-2020. Всюду реклама, идёт масштабное строительство. Выставка должна открыться 20 октября этого года. В городе продолжают развивать общественные пространства и делать инфраструктуру для туристов. Людей сюда приезжает всё больше, старые достопримечательности и точки притяжения уже не справляются, тем более в праздники. Вчера случайно оказался на площади перед Дубай-Моллом – там был настоящий ад из тысяч людей.

01. Сити-волк (или как лучше написать? "Сити-вок"?), район, где я снял квартиру. Вы же понимаете, что я не мог поселиться в многоэтажке? Этот район у местных считается очень престижным! Строили арабы свои небоскрёбы, а как дошло до дела, то покупать квартиры местные начали в малоэтажных кварталах с европейским благоустройством!

02. Дубай для туристов – чистый и вылизанный. Гастарбайтеры из Бангладеш, Индии и Пакистана буквально вылизывают каждый камень, чтобы вам было приятнее оставлять тут деньги.

03. Но стоит отъехать от Дубая на 20 км, в ту же Шарджу, как начинаются нетуристические Эмираты.

04. Грязь, мусор, отсутствие дорог. Тут живут те, кто обслуживает богатых.

05. Такие картинки как-то живее смотрятся.

06. В Шардже много челноков, сюда, кстати, до сих пор приезжают за барахлом. Говорят, через Дубай в Россию нелегально возят технику.

07. Очень мило!

08. Можно купить одеялко.

09. Часы, игрушки и т.д. В принципе, рынок как рынок, ничего особенного.

10. Кстати, тут можно увидеть народ на велосипедах. На велосипедах в Дубае катаются либо гастарбайтеры, у которых нет денег на машины, либо экспаты-спортсмены. Но делать это сложно. Никакой велоинфраструктуры нет, а по шоссе кататься запрещено.

11. Случайно зашёл на рынок скота!

12. 31 декабря у торговцев нет работы. Никому скот не нужен.

13. Тут работают в основном индусы.

14. Овечки стоят по 500-700 дирхамов (8,4–11,8 тыс. рублей) за штуку.

15. Козы – столько же.

16. Рядом можно купить птиц и других животных.

17. Смотрится всё это довольно дико. Животные находятся в очень тесных клетках, выглядят не очень.

18. Продают всё, что удаётся разводить. Кошек, кроликов, павлинов, птицу. Кошки все спят, кондиционеры не работают.

19.

20.

21. За петуха почему-то просят 800 дирхамов (13,5 тыс. рублей), больше, чем за козу или овцу – боевой он у них, что ли?

22. Небоскрёбы

23.

24. Пока одни тут катаются на "Роллс-Ройсах", другие вывозят автохлам в страны третьего мира. Вот на такие деревянные посудины грузят машины:

25. Вообще не представляю, как это корыто может держаться на воде, груженное машинами.

26. В одно дау (арабскую шхуну) может влезть до 200 автомобилей.

27. Набивают под завязку.

28. Конкретно эти ребята плывут (или ИДУТ) в Йемен. Говорят, 20 дней надо, чтобы доставить автохлам из Эмиратов в Йемен по морю.

Йеменские торговцы скупают в ОАЭ подержанные машины (в основном японские), перевозят их на кораблях в свою страну и там продают в два раза дороже.

Как правило, автомобили они приобретают на аукционах, которые проводятся на дубайском авторынке Аль-Авир. Там продаётся в среднем 80 машин в день. Затем их везут в порт города Шарджа, где грузят на дау. В отличие, скажем, от продуктов питания или лекарств, машины никаких особых разрешений не требуют, так что йеменские автотрейдеры прекрасно себя чувствуют. Они могут совершать несколько десятков рейсов в год на кораблях, полностью заставленных японским автохламом.

В свою очередь торговцы с Аль-Авира закупаются техникой на японских онлайн-аукционах. Японцы быстро продают машины, иногда всего после 50 000 км пробега – это связано с жёсткими экологическими ограничениями, введёнными в стране. В Японии такой автомобиль может стоить всего $1000, на авторынке Дубая – $2000, а в Йемене – уже $4000.

В самих Эмиратах праворульные машины не продаются из соображений безопасности. Вернее, как я понял, купить-то можно, но только для перепродажи, ездить на такой не получится. В Йемене японские автомобили тоже были до 2015 года запрещены, но когда в стране началась война, на это все как-то забили.

29. Команда не говорит по-английски.

30.

31.

32.

33. Несколько лет назад в центре Дубая построили "старый город". Понятно, что никакого старого города тут не было, просто соорудили имитацию, которая протянулась вдоль набережной на два километра. Но получилось очень интересно.

34. В Дубае исторической архитектуры в принципе не сохранилось, да и сама она весьма примитивная. Поэтому они сделали всё с нуля, целую рыбацкую деревню. Но стилизовали её под первую половину XX века!

35.

36.

37. Сделали "историческую" пристань с торговыми площадями и улочками. На крышах воссозданы бадгиры — ближневосточные башенки-ветроуловители, служащие для вентиляции помещений.

38. Очень хорошо продуман дизайн-код. Ни одной яркой вывески! Так как мы находимся не в древности, а в 40-х годах прошлого века, тут уже есть электричество.

39. Проводка в основном внешняя, как делали тогда.

40. Мечеть

41. Ну всё, арабы у нас матрёшек украли!!! Куда катится этот мир?!

42. По обеим сторонам улицы классические навесы от солнца. Иногда полотнище растянуто на всю ширину улицы между двумя домами.

43. Симпатичная вечерняя подсветка

44. Деревьев мало, но иногда они всё-таки встречаются. А хозяева магазина одежды превратили улицу в часть витрины.

45. Местами действительно создаётся впечатление, что ты находишься в старом городе.

46. С 2019 года в Дубае вводится система "умных полицейских участков" (Smart Police Station, или SPS). Это такие станции самообслуживания, где можно получить доступ к услугам, типичным для отдела полиции.

47. Например, через такой участок можно сообщить о преступлении, оплатить штраф, получить какое-нибудь разрешение, сообщить о потерянной вещи, пожаловаться на насилие в семье и т.п. То есть это что-то типа МФЦ, но автоматические и с уклоном в полицейские сервисы. А ещё SPS работают круглосуточно, и в них есть доступ к услугам на шести языках. Слева тут виден портрет эмира Дубая шейха Мохаммеда.

48. Робот-полицейский. Основная цель введения SPS – сократить число клиентов обычных полицейских участков (и, следовательно, очередей в них). С развитием сети SPS предполагается уменьшить количество посетителей отделов полиции на 80%. Поскольку Дубай – автомобильный город, SPS здесь существуют в том числе в формате drive-thru.

49. Police Eye – это приложение, с помощью которого можно сообщить в полицию Дубая о преступлении или "подозрительной активности".

50. Ковровая лавка отлично дополняет имитацию старого города.

51. Парковка для яхт

52. Новогодний салют!

53. На Новый год в Дубае я был первый раз. Считается, что самые красивые салюты запускают с башни Бурдж-Халифа и вообще в центральном ядре города. С 5 вечера туда перекрывают все дороги, и туда же стягиваются толпы различного люда, от гастарбайтеров до туристов, чтобы поглазеть на салют.

Арабы как мусульмане Новый год не празднуют, для них это просто дополнительный выходной. Но Дубай уже давно ориентируется не на местное население, а на туристов, поэтому с каждым годом приходится устраивать всё более яркие и масштабные салюты и фейерверки, которые должны поражать всех вокруг.

Самый главный салют устраивают на Бурдж-Халифа, заряды устанавливают прямо на башне.

Проблема в том, что туда практически невозможно попасть: вечером всё встаёт в адские пробки. Невозможно вызвать такси, невозможно приехать на своей машине. Говорят, в самый центр вообще нельзя проехать без пропуска. Если ты иностранец, пропуск ты можешь получить только если ты там живёшь в гостинице или у тебя забронирован столик в ресторане.

Сделано это в первую очередь для того, чтобы избежать давки, потому что в центр стремится попасть масса людей.

Местные берут какие-то стульчики, ставят их на газоны и смотрят салют. Но поскольку ОАЭ – это пустыня, газоны тут растут только там, где их постоянно поливают, например вдоль дорог. В итоге получается, что ты едешь по трассе, а вдоль неё сидят толпы людей в ожидании салюта.

54. Мы смотрели фейерверк около "Атлантиса" (курортный центр на острове), всё было круто.

Путевые заметки:

День 7. Аделаида: вино, смог от пожаров, коалы и кенгуру!
День 6. Огненный ад в Австралии: выжженная земля и трупы животных
День 5. Аделаида: самый комфортный город оказался большой деревней
День 4. Гонконг: красивые ларьки и как протестующие изгадили город
День 3. Арабские Эмираты: пустыня, свалка битых машин и последний выход
День 2. Дубай: чем арабы заманивают европейцев