December 21, 2019

В Москве построят новый офис РЖД, но главная проблема центра не решена

Фото: Nikken Sekkei / РБК

В июне этого года в столице был запущен конкурс на разработку архитектурно-градостроительной концепции застройки одной их самых больших промзон исторической Москвы. Стояла задача создать современный общественно-деловой квартал, новый центр притяжения на северо-востоке города. Ядро квартала – офисный комплекс ОАО «РЖД». В кластер также должны войти научно-образовательные, медицинские, развлекательные, культурно-досуговые пространства, доступные для всех москвичей и гостей столицы.

Вчера Российские железные дороги назвали победителя конкурса – японскую Nikken Sekkei. Итоги были оглашены заместителем гендиректора РЖД Андреем Старковым. Об этом вчера сообщил РБК. Среди других представленных вариантов были решения крупных международных компаний и консорциумов: Skidmore, Owings and Merrill (США), KCAP (Нидерланды) и SVESMI (Нидерланды/Россия), UNK project (Россия) и RuGBC (Россия), MLA+ (Нидерланды) и АМ "Сергей Киселев и партнеры" (Россия).

Фото: Nikken Sekkei / РБК

Площадь участка застройки составит 20,6 гектара, находится он на месте Рижского грузового двора в пяти километрах от Кремля на северо-востоке Москвы. В новый офис РЖД планирует перевести свои структурные подразделения и некоторые дочерние компании. Строительство предполагается за счет сторонних инвесторов, ОАО «РЖД» внесет в проект только землю. Ранее телеканал РБК сообщал, что эксперты оценили инвестиции в застройку территорий вокруг Рижского вокзала в объеме 100–200 млрд руб.

Фото: Nikken Sekkei / РБК

Что тут стоит сказать, проект выглядит замечательно, современно, да и вообще круто. Но все же главная проблема центра Москвы сегодня – это огромные зоны отчуждения, которые существуют из-за самих железных дорог.

Сегодня значительная часть территории крупных городов России (ведь это проблема не только Москвы) занята ограниченными в обороте объектами железнодорожной инфраструктуры (пути, вокзалы, грузовые дворы). Посмотрите, какая область в центре города, по сути, выведена из активной жизни москвичей.

Территории железных дорог обладают огромным потенциалом для высвобождения столь дорогой земли. Общая площадь одних только грузовых дворов в столице, по данным ресурса Строительный эксперт, составляет порядка 300 га. Кроме того, в Москве более 40 сортировочных станций, большинство из которых располагается в срединной части города, 11 на кольцевой железной дороге.

Как же можно решить эту проблему, не причиняя ущерба транспортно-грузовому сообщению? Ведь вокзал, как крупный пересадочный узел, должен оставаться в центре — там, где до него будет удобно добираться. Грузовые станции тоже могут активно использоваться предприятиями. Сейчас в мире есть несколько вариантов решения проблемы. Первый — пути должны быть убраны в подземные тоннели, а над ними построены новые улицы. Так, например, сделали в Нью-Йорке, в Варшаве.

Сегодня железнодорожный вокзал столицы Польши выглядит следующим образом:

Фото: Slava Sizov / therepus.blogspot.com

Железнодорожные пути в центре города находятся под землей, там же расположены перроны.

Фото: Slava Sizov / therepus.blogspot.com

Второй вариант — это строительство парка над путями. Тоннель строится над уже существующей железной дорогой, а его крыша благоустраивается и превращается в парк. Так поступили в Барселоне.

Почти не видно, что этот парк действительно находится над железной дорогой.

Фото: ArchDaily

Если железнодорожные пути есть возможность вообще убрать из центра, то вместо них можно сделать отличные общественные пространства. Так поступили в центре Сеула (Южная Корея), где разбили замечательный парк на месте железной дороги.

И для российской столицы периодически предлагают различные варианты решения проблемы.

Ещё в советские времена ведущие умы по вопросам градостроительства предлагали вынести поток транзитных грузов далеко за пределы города – на уровень Волочка, Коломны, Рязани. Сегодня многие эксперты говорят не только о необходимости удалить из Москвы транзит, но и о сокращении общего количества грузовых дворов.

Во-первых, в центре уменьшилась потребность в промышленных и строительных грузах. Во-вторых, сами грузовые дворы просто-напросто не соответствуют современным нормам и не способны эффективно обслуживать эти потоки.

Аргументы неделi

Для Москвы французы из Antoine Grumbach et Associes в свое время подготовили проект развития, который предполагал перенесение железнодорожных путей под землю. По нему предлагалось пустить линию скоростного трамвая по МКАДу, а все железнодорожные пути в центре закопать, разбив на их месте парки! Я писал об этом ранее.

Например, в районе Третьего транспортного кольца сегодня эстакады и железная дорога с замусоренными обочинами, а может быть — трамвай, пешеходная улица, рестораны и кафе.

В предложении от "Кэпитал Сити Планинг Групп" также поезда и электрички должны уйти под землю.

Только представьте, район Комсомольской площади может выглядеть и так:

Да, у российской железнодорожной компании появится новый офис, который может стать точкой притяжения для горожан. И это действительно один из самых масштабных в России проектов реорганизации бывших железнодорожных площадок. Однако усилия стоит также потратить на разработку комплексного плана решения проблемы.

Железная дорога не должна занимать столько места на улицах города. На месте всех этих отстойников путей, грузовых дворов и так далее надо делать общественные пространства, парки, прогулочные зоны, жилье, новые офисы. Нужно улучшать связность районов.