Сеул: парк на месте железной дороги
Из чего состоят современные крупные города? Исторический центр со старыми зданиями — его занимают чиновники, бизнесмены, музеи, кафе и тому подобное. Спальные районы на периферии, где живёт большая часть горожан. А где-то между ними находятся железнодорожные вокзалы, часто исполняющие роль транспортного центра города. Отсюда горожане едут в отпуска и командировки, здесь встречают друзей и родственников, а жители пригородов приезжают в город работать. Все они при этом пользуются городским общественным транспортом, поэтому вокзал должен находиться в центре города, чтобы всем было удобно до него добираться.
И с этим проблем нет. Поскольку железнодорожный бум произошёл ещё в XIX веке, современные вокзалы многих крупных городов оказались не на окраинах, как при строительстве, а в самом центре. А это значит, что пути к ним идут через весь город, разрезая его на две, три или ещё больше частей. А в случае с Москвой или Петербургом нужно вспомнить ещё и кольцевые железные дороги, которые раньше окружали город, а теперь делят его на части.
Проблема заключается в том, что дома, стоящие в ста метрах друг от друга, оказываются отрезаны. И если между ними нет мостов и переходов (а часто их нет или они находятся на значительном удалении), горожанам приходится делать крюк на общественном транспорте, а территория, занятая железной дорогой, мешает развитию города. Земля, которая могла бы послужить району и его жителям, оказывается полностью для них закрытой.
Как же можно решить эту проблему, не причиняя ущерба транспортно-грузовому сообщению? Ведь вокзал, как крупный пересадочный узел, должен оставаться в центре — там, где до него будет удобно добираться. Сейчас в мире используются два варианта. Первый — пути должны быть убраны в подземные туннели, а над ними построены новые улицы. Так сделали, например, в Нью-Йорке, Центральный вокзал которого со всех сторон окружён небоскрёбами. Другой вариант — строительство парка над путями. Туннель строится над существующей железной дорогой, а его крыша благоустраивается и превращается в парк. Так поступили в Барселоне. В случае же полного демонтажа путей также можно использовать оставшуюся инфраструктуру для нового парка — так тоже сделали в Нью-Йорке.
И вот в центре Сеула на месте разобранной железнодорожной ветки не построили новый микрорайон и не забросили территорию ещё на несколько десятилетий, а разбили парк. Давайте посмотрим, что из этого получилось!
01. Лесной парк линии Кёнъисон даже в своём названии сохраняет историческую преемственность. То же, как мы ещё увидим, обнаружится и в его оформлении.
02. Парк растянулся на шесть километров между двумя сеульскими районами, некогда разделёнными железной дорогой, препятствовавшей их развитию.
План парка.
03. Лавочки после дождя. А навес справа напоминает железнодорожную станцию.
04. Железнодорожная, проходившая по территории нынешнего парка, не использовалась уже в 2000-х. Идея проекта состоит в том, чтобы вернуть землю, занимаемую железной дорогой, горожанам и объединить районы, отрезанные друг от друга зоной отчуждения. Что же подходит на эту роль, как не парк?
05. Обратите внимание на расстояние между домами. А ведь ещё совсем недавно здесь был пустырь, некогда используемый железнодорожниками. Теперь городская ткань срослась и через несколько поколений никто и не подумает, что этого парка когда-то не сущестовало.
Такая же проблема существует и в Москве. Посмотрите, какая территория в центре города занята железными дорогами. И она только увеличивается!
06. Вдоль дорожек высажены цветы, а за ними — кусты и деревья. Так парк оказывается чуть в стороне от жилых домов.
07. Есть и широкие лужайки — на таких можно заниматься йогой, смотреть кино или просто отдыхать. На деревьях пока мало зелени, но через несколько лет они будут давать хорошую тень.
08. По сути своей городской парк — это имитация дикой природы. А природа не знает прямых линий, поэтому, вместо скучных дорожек из пункта А в пункт Б, аллеи в этом сеульском парке делают неожиданные повороты и изгибы. Так увеличивается площадь взаимодействия человека с растительностью и уменьшается неиспользуемое пространство.
09. Вроде бы прямая дорога вдруг обрывается и предлагает чуть изменить траекторию движения.
10. А вот прямой контакт с природой — между аллеями проложен деревянный переход, чередующийся с травой. А часть озеленения защищена от прохожих не капитальными заборами, а низкими верёвками. Они не портят вид и при необходимости их можно будет легко убрать.
11. Как бы дикая растительность сейчас в моде — вот и в новом сеульском парке о ней не забыли.
12. Наверняка вы уже заметили, что при оформлении парка использованы разные дорожные покрытия. А здесь их в одном месте оказалось сразу три! Конечно, можно было выложить все дорожки одной и той же брусчаткой, но ведь так гораздо интереснее.
13. И никаких вам «По газонам не ходить!» Этот парк и для людей, и для животных. Хотите — гуляйте по дорожкам, а хотите — по траве.
14. В зависимости от расположения, может использоваться разное покрытие. Деревянное для узких дорожек, бетонное — для широких аллей.
15. В период Чосон (так называлось корейское государство в XIV-XX веках), в сеульском районе Хёчан-дон были построены склады для хранения подати. По ним получил название ближайший холм — Сэчхан («Новый склад») или Синчхан (китаизм с тем же значением). Такое же название получил и соседний жилой район. Во время крестьянского восстания 1894 года японские войска организовали здесь свой временный штаб и использовали его как основную базу в японо-китайской войне 1894-1895 годов. Теперь этот холм прилегает к парку.
16. Местность здесь неровная, но это парку только на пользу.
17. А железная дорога ушла не полностью — новый парк сохранил историю места. Вот прямоугольный контур рельсов используется в качестве клумбы.
18. Продуманный водоотвод.
19.
20.
21.
22.
23. Цветочные клумбы стилизованы под железнодорожные тележки и стоят на настоящих рельсах.
24. А впереди тупики.
25. Здесь парк встречается с городской улицей.
26. На повороте изобразили довольно подробный контур железнодорожной стрелки со всеми важными деталями. Можно почувствовать себя настоящим стрелочником на посту )
27. Как вам такой парк? Может, пора строить такие и в России?