Вокзал и ПАЗики: почему сегодня в Курске всё плохо
Продолжаем разбирать славный город Курск! Честно говоря, славным он был когда-то очень давно, сегодня же это античеловечное пространство, которое всеми силами пытается прогнать вас с улицы. Почему-то у нас всеми силами стараются спихнуть все несчастья на компьютерные игры, Илона Маска или украинцев, но мы сами каждый день убиваем наши города безразличием и сиюминутными выгодами.
В мире существуют разные модели организации транспорта: где-то есть единый городской оператор всего транспорта, кто-то идёт по пути разных операторов с единым управлением, а многие африканские города, например, вообще не занимаются общественным транспортом – получается рай либертарианца и ад для пассажиров. У каждой схемы есть свои плюсы и минусы, но по мере роста все города сталкиваются с транспортным коллапсом и начинают развивать общественный транспорт, чтобы победить пробки. Собственно, именно поэтому даже в эфиопской Аддис-Абебе появился трамвай.
Российский общественный транспорт чуть лучше африканского и американского уровня, но в борьбе за пассажира продолжает проигрывать личному автомобилю. Советский запас подходит к концу, а ничего нового за последние 30 лет сделано не было. Более того, в порыве за "ещё одной полосой, чтобы всё поехало" мы сами уродовали наши города. В результате унизительно не только ездить на общественном транспорте – часто унизителен и опасен сам путь до автобусной или трамвайной остановки. Курск – прямое тому доказательство.
Начнём с самого простого: почему современный город и автомобиль плохо дружат? Подробные посты про это были раньше, но, если кратко, машина занимает слишком много места и везёт слишком мало людей. Если мы будем отдавать всё больше места машинам, то город будет непригоден для всех остальных. Сделать хороший город и подружить его с желанием каждого жителя ездить от подъезда своего дома до двери офиса невозможно физически и математически. Также нельзя забывать о вопросах экологии, безопасности, справедливости и здоровья жителей. Если посмотреть на список самых комфортных городов для жизни, то вы не увидите там Челябинска или другого города для машин. Там будут города для людей вне автомобиля, где у машины самое последнее место в транспортной иерархии муниципалитета. В Курске же все люди вне машины должны страдать:
Даже если завтра в городе запустят хороший трамвай или откроют метро, то по пути придётся обтирать чьи-то машины на тротуаре.
Интересно, почему многие считают наших людей озлобленными и грустными? Может, из-за того, что каждая минута вне квартиры и машины приносит нам стресс и унижение?
У Курска есть два типа тротуаров: тротуар-парковка и тротуар для забега с препятствиями. Могу лишь пожалеть мам с колясками и людей с инвалидностью.
Ещё один пример надругательства над жителями, уже полностью санкционированный городом: людей заставляют идти крюками, делая столь ненавидимые водителями "перепробеги". Лишние 100-200-300-400 метров в одну сторону могут показаться незначительными. Но если на твоём пути два таких закрытых перехода, то это уже почти километр. Лишний километр зимой, в дождь или жару – возникает желание купить машину и пополнить ряды стоящих в пробках. Для пенсионеров, детей или людей с инвалидностью каждый метр даётся с трудом, а 100 метров – уже повод остаться дома.
Опасные наземные переходы – ещё одна проблема России и Курска в частности. На "ЮТубе" множество видео, как из-за неправильных зебр сбивают переходов. Юридически государство признаёт свою обязанность создавать безопасную среду и улицы, но на деле за сбитого человека ответит или водитель, или сам сбитый. Сегодня аварии с пострадавшими не расследуются, выводов не делают, поэтому опасные переходы продолжают существовать. Статистика пополняется новыми трупами. Поэтому у нас давно пора внедрять принципы Vision Zero, курской мэрии стоило бы взять на заметку шведский опыт. Начать можно с установки временных островков безопасности из столбиков и знаков вместо заборов вдоль улиц.
Отдельное надругательство – надземные переходы. Их делают якобы для борьбы с пробками, но в результате они лишь провоцируют ещё большее число людей сбежать из общественного транспорта в машину, то есть провоцируют пробки. На безопасность они тоже влияют негативно, статистика это однозначно подтверждает.
Ладно, представим, что в Курске отправили на пенсию всех гаишников и иных вредителей, поставили столбики на тротуарах и вернули зебры. Дальше человек приходит на остановку и видит это:
Как понять, куда и когда я смогу уехать отсюда? А сколько стоит билет? Можно ли заплатить картой или надо искать билетный автомат? Это табло даёт ровно 0 (ноль) информации о транспорте.
Для сравнения, это стандартная стойка в Праге: номера маршрутов сверху, ниже идёт перечень всех остановок и поминутное расписание, информация по билетам и слот для временной информации. У Курска нет денег на типовую стойку, принтер и заламинированные А4?
Зато на остановке Курска я могу узнать цену за чебурек и ксерокс – а ваша Прага так может?!
Открою страшную тайну: нет смысла ставить павильон, если человек не может точно знать, уедет ли он с остановки. Если здесь маршрут ходит раз в час, то проще будет взять такси или дойти пешком – никто не будет стоять.
Если брать планку выше, то мы поймём, что практически все остановки города ужасны. Такое нельзя ставить даже на окраине.
Вы можете возразить, что бюджет слишком мал, на лучшее просто нет денег, но я вам открою ещё одну страшную тайну: многие города России вообще не тратят денег на остановки! Их отдают рекламным компаниям, которые ставят нормальные павильоны и следят за ними в обмен на право вешать рекламу.
Ладно, допустим, у вас есть карта в телефоне или вы узнали всё что нужно у бабушки на остановке – что дальше? Дальше скотовозки:
Маршрутки и ПАЗики – явный признак деградации города. Невозможно представить современный и успешный город, если по его улицам ездит автобус, который был создан для вывоза колхозников с картофельных полей. Про модель бизнеса под названием "маршрутка" мы уже подробно говорили.
Это всё появляется на городских улицах по двум причинам: либо в городе не умеют организовывать маршрутную сеть, либо это лоббирование владельцев маршруток с чёрным налом. А иногда и то, и другое. При такой организации работы нет смысла делать выделенные полосы или приоритет на светофорах: маршрутки просто забьют всё полосу, вы получите пробку на выделенке. В центре Курска столь высокая интенсивность движения маршруток, что пассажиров хватило бы на полноценный длинный трамвай. Но вместо того, чтобы вернуть пути и вагоны в центр, чиновники хотят вообще убрать трамвай из города.
В таких условиях общественный транспорт конкурирует не с личной машиной, а друг с другом. Пассажир и город от такого лишь проигрывают. Кстати, владелец маршрутки или ПАЗика тоже: люди сбегают от такого транспорта при первой возможности, такой бизнес обречён на вымирание.
Под конец хотелось бы посмотреть на местный вокзал – это хороший пример качественной архитектуры, который также постепенно умирает под слоем пластика и визуального мусора. Перед входом мы вновь видим приоритеты: человек выходит на парковку. Это в европах подводят трамваи прямо к поездам, чтобы люди выбирали общественный транспорт и не испытывали страданий, у нас же особый путь!
Современный железнодорожный вокзал станции Курск был открыт 12 августа 1952 года. Вокзал представляет собой памятник железнодорожникам – участникам битвы на Курской дуге. К сожалению, потомки решили забить на труд архитектора, поэтому за всю начинку теперь отвечают бывшие проводники. Иначе я не могу объяснить появление пластиковой конуры касс в помпезном сталинском здании.
За такое нужно выгонять с работы и давать в аду несколько дополнительных кругов:
Монументальный зал с просчитанной геометрией? А вставим-ка плазму сбоку!
Величие сверху...
...колхоз под ногами:
Им помогают доблестные ФСБшники, которые требуют закрывать входы-выходы. Дураки-архитекторы закладывали удобные пересадки и проницаемость здания, также это пути эвакуации. Но сегодня у нас каждый день придумывают какие-то глупые требования, прикрываясь безопасностью. Если на вокзале случится беда, то люди просто не смогут покинуть здание.
Кстати, вот вам задачка: через какую дверь вы будете выходить в случае пожара? На одной написано "Выход" и "Нет выхода", на другой – "Эвакуационный выход", а третьей – "Выход" и "Выход". При этом все три двери опечатаны и закрыты. ;)
РЖД – огромная корпорация, которая может себе позволить иметь хороших архитекторов. Просто это никому не надо. Чекистам на самом деле плевать на безопасность, главное – в случае чего спихнуть вину на охранника вокзала или начальника станции. Чиновникам плевать на горожан и комфорт жизни. Жителям же плевать на город. Получается замкнутый круг пофигизма, который крайне тяжело разорвать – именно этим разочаровывает Курск.
Отношение к людям в Курске хорошо демонстрирует одно из "общественных пространств", которое сделали посередине круговой развязки возле ТЦ "Европа".
Вот так оно выглядит (слева). Это называется Московская площадь. Чтобы к ней попасть, надо идти по опасному переходу через несколько полос на круге.
Но к переходу тоже надо как-то попасть. Можно идти по грязи вдоль забора и рядом с мчащимися машинами...
...а можно прямо через парковочку.
С другой стороны улицы к переходу ведёт ещё один переход, к которому тоже надо идти по грязи.
Зато в центре круга поставили лавочки и фонтан! Понятно, что ни один нормальный человек никогда в жизни этим общественным пространством пользоваться не будет, оно делается для галочки и ради показухи. Наверное, чтобы вид из проезжающих машин радовал глаз.
Много лет Курском никто не занимался. Недавно пришла новая команда, новый губернатор и мэр. Появилась возможность провести серьёзные реформы. В 2032 году Курску будет 1000 лет, и я хочу пожелать городу удачи. За 12 лет можно привести город в порядок, чтобы в него хотелось возвращаться.