Новые районы Копенгагена: деревья, каналы, велосипеды
Про новые районы Копенгагена я уже однажды рассказывал. На дворе был 2012 год, в России ещё никто и не думал о том, что такое комфортное жилье, и поэтому мои заметки из столицы Дании тогда произвели больше впечатление на читателей. Я получил тысячи комментариев и ещё много лет использовал отснятый материал для пропаганды хорошей городской среды и правильной застройки. Спустя 7 лет я решил вернуться в те самые районы и посмотреть, что там изменилось.
01. Район продолжает развиваться, строятся новые дома, при этом хорошо виден прогресс. К новым районам в Копенгагене подход радикальный — строят их на границе города, а сразу за домами оказывается нетронутая природа. То есть перед вами буквально последние дома в столице! Только не вспоминайте про Мурино — я пытаюсь его забыть!
02. У датчан надо учиться разнообразию архитектуры. Тут сложно найти два одинаковых дома.
03. У всех домов есть велопарковки, а окна и балконы практически не отделены от дворов. Кстати, в Копенгагене даже летом бывает пронзительный холодный ветер, но народ пока держится и не стеклит балконы!
04. А это детский сад, в соседнем доме.
05. Вот тот дом слева может напомнить вам о пёстрых цветах, за которые я ругаю новые районы в российских городах. Но если в России так оформляют десятки домов на одной улице, то здесь он такой один.
06. Вот его двор. Кстати, хороший пример как надо работать с цветом в архитектуре. С одной стороны, мы получаем яркое пятно в районе. С другой, этот дом не раздражает, его цвета подобраны очень грамотно.
07. На первом этаже здесь технические помещения.
08. А про этот дом я вам уже рассказывал. Знаменитый дом! Дом-восьмёрка!
Спросите: а при чём же здесь восьмёрка? А вот как он выглядит с высоты! Официально жилой комплекс называется 8 HOUSE, он был построен почти 10 лет назад, в нём 11 этажей и 475 квартир.
09. Это малый двор. Когда я был здесь несколько лет назад, я боялся, что травяные холмики со временем придут в негодность. И я рад видеть, что ошибался!
10. А это двор большой, здесь ландшафт чуть-чуть другой. Между собой дворы соединены аркой. А идущая слева дорожка вдоль дома огибает его целиком и поднимается до самого последнего этажа, позволяя жителям миновать лестницы и лифты, поднимаясь в свои квартиры хоть на велосипеде.
11. Но многие оставляют свой двухколёсный транспорт не на террасе, а на большой велопарковке у дома.
12. Крыша тоже не просто так — на ней растёт мох!
13. Вместо традиционного двора — такая небольшая площадка с видом на загородный пейзаж.
14. А мы поедем вверх! Заметьте, в некоторые квартиры можно попасть прямо с этого огромного пандуса. А над ними — балконы.
15. Хотели бы так?.. Да даже спрашивать не буду — знаю, что хотели бы!
16. А за домом детская площадка в форме корабля.
17. Но пока довольно про старое — посмотрим, что нового построили в Копенгагене.
18. Высоких домов не видно — в среднем примерно пять этажей. В каждую сторону ведут всего по одной автополосе и столько же велосипедных.
19. Новая застройка очень разная. Есть совсем простые дома.
20. Во дворах высаживают деревья и с их помощью успокаивают трафик, создавая искусственно искривлённый участок дороги.
21. Вакуумный мусоропровод — и никакого мусора во дворе. Я уже рассказывал, как это работает на примере Финляндии. Весь мусор по трубам поступает в специальное мусорное хранилище на границе района, откуда его вывозят мусоровозы. Такая система помогает содержать двор в чистоте, а мусоровозы не ездят по жилым районам и не мешают людям.
22. Смотрите, как тут решена проблема водоотвода. Сделали вот такой вымощеный брусчаткой желобок и через него прокинули металлические мостики.
23. Вместо балкона.
24. Встречаются и дворы, полностью заставленные велосипедами. И это вовсе не хорошо — представьте, что в вашем районе вместо кучи машин появилась эквивалетная куча велосипедов — это ничем не лучше. Место велосипеда — на велопарковке, он не должен просто так стоять под окнами. И не удивляйтесь этому одинокому фургону — это доставка, он скоро уедет.
25. Междворовый проезд и тротуар — единая зона. Здесь нет никаких бордюров, а потому водители ездят очень аккуратно, понимая, что на дороге может оказаться прохожий или даже ребёнок. Справа вариант террасы — углублённая относительно уровня дороги. Также в хорошем районе должно быть много разных типов недвижимости. Это и многоквартирные дома, и таунхаусы.
26. Входы в таунхаусы, у каждого блока есть сарайчик.
27. Сквер между кварталами. Канал пока сухой, но скоро наполнится водой.
28. Вдоль него посадили деревья, а над будущей водной гладью легли мостики.
29. Посмотрим на местную школу. Это её крытая велопарковка. Представьте себе: дети добираются до школы не просто самостоятельно, а на собственном транспорте!
30. А вот детская площадка.
31. Горка. Здесь тоже только посадили деревья и для их защиты натянули сетку — в будущем её снимут.
32. Отпустили бы детей в школу с такой площадкой? Да они бы, небось, и на уроки не ходили — не слезали бы с этого чуда!
33. Тут же какие-то клумбы.
34. Дом готовят к сдаче. Входные группы сделаны как по учебнику - остеклены, освещены и находятся на уровне улицы.
35. У нас всеми силами борются с любой растительностью — и с травой, и с кронами деревьев. А датчане только рады — растёт, и хорошо!
36. Одни кусты! А наверху вместо балконов — террасы на крышах соседних квартир.
37. А вот и местные многоэтажки
38. Как можно экспериментировать с малоэтажной застройкой мы увидели. Но и с многоэтажной всё то же самое — чередование цвета и этажности при сохранении общего архитектурного стиля. И то же при проектировании улиц - успокоение трафика и выращивание растений.
39. А рядом снова таунхаусы.
40. Балкон чуть выше уровня земли? Не беда — есть лесенка! И при желании можно входить в квартиру через индивидуальный вход, как и на обычных террасах. А желобок перед домом проходит через весь двор, выводя воду в канал.
41. А вот канал, проложенный между рядами домов. Через него перекинуты пешеходные и автомобильные мостики.
42. Как вы наверняка успели заметить, основные цвета новых районов — чёрный, белый, цвет кирпича и их оттенки. А зелёный присутствует в естественном виде — деревья, кусты и трава.
43. Машин в жилой зоне практически нет — они сюда просто не заезжают.
44. Вдоль канала проложены широкие набережные, вымощенные гранитной плиткой.
45. Теоретически сюда можно заехать на машине, но дорога не располагает к гонкам.
46. Ещё один старый знакомый. С балконами-кораблями.
47. А под ним — детская площадка и велопарковка!
48.
49. Район ещё строится, а канал остаётся неизменным.
50. А эти бетонные камушки, выступающие над поверхностью — особый дренаж. По задумке, вода должна стекать в сток так, чтобы вокруг не было луж.
51. Холмы, камни, трава… Как будто мы и не во дворе вовсе!
52. С одной стороны, датчане прибегают к строгой рассадке растительности...
53. ...а с другой, встречаются и элементы «дикой» природы.
54. А вот этому району аж 15 лет! Можете поверить?
55. Так здесь огораживают террасы — с помощью небольших кладовок.
56. Кстати, куда пропали велосипеды? А вот они! Во дворах могут быть и крытые велопарковки, одно- и двухуровневые. А детские площадки тут совсем простенькие — крупные строят не в каждом дворе, а на границе кварталов.
57. Я знаю, вы этого ждали больше, чем каких-то там многоэтажек… Мангал… Настоящий, скандинавский! Они встречаются и на террасах, и вот так — во дворах.
58. Хотя такую красоту даже двором не хочется называть...
59. Хоть Дания и велосипедная держава, но об автомобилистах здесь тоже заботятся. Вот такие здесь паркинги.
60. Ещё вариант дизайна — «ржавые» решётки, кирпич и растения.
61. Или перфорированный металл, создающий различимый на расстоянии узор.
62. А это паркинг дома-горы!
О нём я вам тоже подробно рассказывал. Территорию вокруг сейчас застроили, а раньше на дом открывался такой вид.
63. Во внутренней части многоуровневая парковка, а с наружной — двухэтажные квартиры. Слева за лестницей можно увидеть наклонный лифт. А цветом и номерами показано расположение квартир.
64. А это местное метро «Девяткино»! Боюсь даже предположить, сколько велосипедов на парковке под станцией...
65. И напоследок: дизайн канализационных люков!
66.
67. Как вы находите новые районы датской столицы?