August 25, 2019

Не жили хорошо, не надо и начинать

Фото: Виталий Невар / «Новый Калининград»

Все очень любят ездить в Европу. Понятно, что не у всех есть такая возможность, но когда когда она появляется, все с радостью едут в Лондон, Париж, Прагу и Берлин. Особенно ездить в Европу любят чиновники, они отправляют туда жить и учиться своих детей, некоторые владеют там недвижимостью, видимо, рассчитывая встретить старость на узких улочках европейских городов.

Я тоже люблю Европу. Там комфортно, красиво и безопасно. Я люблю, когда в городе хороший общественный транспорт, и у тебя даже мысли не появляется о том, чтобы взять такси. Люблю ходить и наслаждаться старыми деталями, историческими зданиями.

Если речь заходит о городской среде, выражение "Как в Европе" давно уже является синонимом чего-то хорошего и правильного. Достаточно посмотреть на рекламу недвижимости, и мы увидим выражения типа "европейский уровень жизни", а жилые комплексы часто называют с отсылкой к Голландии, Финляндии или Франции.

Казалось бы, все понимают направление, в котором должны развиваться наши города. Зачем изобретать велосипед, если достаточно воспользоваться положительным опытом других стран?

Но нет... Когда речь заходит о России, у нас сразу появляется особый путь. Мы продолжаем уничтожать историческое наследие, разрушать и без того полуживые системы общественного транспорта, делать города неудобными и опасными.

Очень показателен пример Калининграда. Многие считают его самым европейским городом России. И действительно, запас прочности там огромный. но несмотря на то, что война давно закончилось Калининград продолжают уничтожать.

Есть в Калининградской области губернатор, зовут его Антон Алиханов. Любителям российской региональной политики и постоянным читателям моего блога представлять его нет нужды. Для остальных поясню, что Антон Андреевич — один из самых молодых глав регионов в России, ему 32 года, а в Калининградской области он с 2016 года. Наше с ним отношение к Калининграду и в городской среде в целом сильно отличается — Антон Алиханов хочет строить внеуличные переходы, а я хочу, чтобы Калининград был городом, удобным для людей.

А почему я вдруг вспомнил о руководителе самой западной области страны? Дело в том, что Алиханов на днях встретился с местными блогерами и обсудил с ними проблемы региона. И я хочу познакомить вас с мнением губернатора по некоторым из этих вопросов.

На Дачной улице в Калининграде есть небольшой трёхпролётный мост через приток Гагаринского ручья. Он был построен ещё в начале XX века из металлических и железобетонных конструкций. Краеведы отмечают, что многообразие инженерных решений применённых при строительстве моста «уникально и не имеет аналогов в Калининградской области, а возможно и в Российской Федерации». Тем не менее, в начале года стало известно, что мост будет демонтирован и, возможно, частично передан в музей.

Фото: Виталий Невар / «Новый Калининград»

В связи с неудовлетворительным состоянием моста городские активисты предлагают преобразовать его в велопешеходный, исключив движение машин. Власти напротив посчитали, что мост должен оставаться автомобильным. И вот что об этом сказал губернатор:

«Выделили деньги, начали проектировать, и тут вдруг откуда ни возьмись появилась целая группа товарищей, которые говорят: "Вы что, это же 20-е годы 20-го века! Это же железобетон!". Я сижу и думаю: "Ну вы прикалываетесь?". То есть надо что-то делать вообще? Давайте мы вообще ничего трогать не будем! Ведь на самом деле охи и вздохи по поводу наследия... почему оно нам нравится? Именно из-за декаданса, из-за любви к декадансу, гниению и разрушению. И особую атмосферу создаёт именно это».

Вот так... Оказывается историческое наследие – это гниение и разрушение. Поэтому так тянет в Европу... Помню, жена Лужкова жаловалась, что Венеция вся в плесени и хорошо бы её отремонтировать, вставить модные пластиковые окна и облицевать средневековые здания вентфасадами.

В Калининградской области на историческое наследие давно забили. Всё действительно гниёт и разрушается, но не думаю, что это кому-то нравится...

Недалеко от Калининграда город Гданьск. В польском Гданьске нет губернатора Алиханова, поэтому они свое историческое наследие берегут, а то что было утрачено — бережно восстанавливают. Почувствуйте разницу.

Вот оно, тлетворное упадническое наследие!

Дошли до того, что в гниющем и разрушающемся доме открыли отель!

Вы что, хотите, как в Гданьске?

Но вернёмся в Калининград. Другой пример тоже связан с мостом. В центре Калининграда есть двухъярусный мост с автомобильным и железнодорожным движением, построенный (не удивляйтесь) в двадцатых годах двадцатого века. В войну он был разрушен и позже восстановлен. Мост разводной, но вместо немецкой поворотной части теперь действует вертикально подъёмная. Мост является объектом культурного наследия местного значения.

Фото: «Клопс»

С некоторых пор рядом с двухъярусным мостом планируется строительство ещё двух — автомобильного и железнодорожного. Старый мост предлагается снести и опять же передать его фрагменты в музей. Отмечается, что его низкая пропускная способность затрудняет судоходство, а ремонт предаварийного моста затруднён тем, что им владеет не город и область, а РЖД. Для сохранения моста активисты апеллировали к подвигу штурмовавших его советских солдат, отзывам в интернете, фотографиям в инстаграме и предлагали дать ему статус федерального памятника культурного значения. Но, похоже, дело всё же идёт к сносу.

Мост до войны.

Поворотная секция

И вот как к будущему моста относится губернатор:

«Пожалуйста, сохраняйте. Это не мой вопрос, это вопрос городских властей. Мост находится в аварийном состоянии. Приводить его в нормальное состояние, чтобы можно было ездить на машинах и ж/д, излишне дорого, дороже чем строить что-то новое. Новые мосты будут построены рядом — один автомобильный, один ж/д. Если вы считаете нужным сохранить этот — пожалуйста, но это не ко мне, это к мэрии. Мост не является объектом культурного наследия, хотя несомненно является символом города. Одним из. И так выглядит он интересно, брутально. В общем так, по-портовому, в нашем калининградском стиле.

<...>

Пожалуйста — я считаю, что это городской вопрос. Алексей Николаевич, хотите сохранить — пожалуйста. Мы денег на его восстановление и поддержание в нормальном состоянии давать не будем. За прихоти борцов за сохранение наследия я платить не хочу из регионального бюджета. Если у города Калининграда есть на это ресурс, считаю их вполне дееспособными, чтобы этот ресурс направлять туда, куда им кажется правильным».

Да, мост символ города, но сохранять его, зачем? Все снести на фиг! Новое ведь дешевле!

Хорошо, что Алиханов не смотритель в музее. А то выкинул бы все полотна и повесил бы распечатки на принтере. А что, сохранять и восстанавливать произведения искусства дороже, чем распечатать новые!

Двухъярусный мост и проектируемые новые.

Источник: пресс-служба мэрии Калининграда

И последний вопрос, тоже транспортный. В Калининграде находится старейшая трамвайная система на территории современной России. И в последние годы её шаг за шагом уничтожают. С начала нулевых года целые линии закрываются и демонтируются, и из десятка маршрутов сегодня остался только один.

И Алиханов обо всём этом знает.

«Мне очень хотелось бы, чтобы у нас была возможность не просто восстанавливать, а развивать трамвай. Потому что его нет. Есть 5 маршрут и все. Там, где трамвайные рельсы лежат сейчас, очень во многих местах они не нужны. В том числе на проспекте Мира. Кто из жителей этого района пользуется трамваем? Пользовался бы, если бы там ходил трамвай? Он там не нужен. Это стоит больше 10 млрд рублей».

Но вместо того, чтобы прекратить уничтожение городского электротранспорта и начать восстанавливать трамвайные пути, губернатор собирается закупать электробусы!

«Но лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Мое предложение не принято городской администрацией, они продолжают что-то делать с трамваем, пытаться как-то придумать, как бы чего-нибудь поэтапно расширить. Мое предложение простое — электробусы. Я готов по 250 млн в год давать им на закупку электробусов. И постепенно использование трамвайных полос, замещение их выделенными полосами для электротранспорта в виде автобусов. Я не против трамваев, я за, но опять возвращаясь к вопросу источников — любой каприз за наши с вами деньги. Если мы с вами найдем в себе силы потратить 10 млрд рублей на восстановление всей этой сети, хорошо, давайте найдем».

Даже нет смысла обсуждать эти глупости с электробусами. Губернатору Алиханову должно быть известно, что трамвай и автобус – это разные виды транспорта. Они не конкурируют между собой, а дополняют друг друга.

Трамвай — самый любимый вид общественного транспорта у пассажиров. При одинаковых условиях большинство предпочтёт трамвай автобусу или маршрутке. Трамвай имеет массу преимуществ перед другим ОТ. Он способен перевозить больше пассажиров, чем автобус или троллейбус. Он идеален для исторического центра города, он идеален для отдаленных изолированных районов. Кроме того, трамвай — это единственный вид общественного транспорта, который можно совмещать с пешеходными улицами.

В середине прошлого века по всему миру трамвай начал исчезать. Тогда трамвай мешал автомобилям. Казалось, что если убрать пути и расширить дороги, то пробок станет меньше. Спустя ещё 50 лет многие города осознали эту ошибку, и трамвай начал возвращаться на улицы европейских городов. Мы сейчас переживаем те же проблемы, что и Европа в середине прошлого века. Трамвай принято считать устаревшим транспортом, который только занимает место на городских улицах. Но это величайшее заблуждение.

Именно поэтому сейчас по всей Европе строят новые трамвайный системы, а на электробусы меняют дизельные автобусы. Недавно я рассказывал про финский Тампере, где одновременно с испытанием электробусов возвращают в город трамвай.

Я не знаю, осознанное ли это вредительство или нет. Почему вообще губернатор рассуждает на такие темы, кто его советники... Но я точно знаю, что с каждым годом Калининград, наш самый европейский город, деградирует. Надеюсь, Антон Андреевич пересмотрит свои взгляды на историческое наследие и транспортную систему Калининграда.