Как будут выглядеть российские города через 50 лет
Многие реформы российского городского устройства, которые подаются нам как особый путь развития наших городов, – не более чем ошибки, которые совершали европейские города полвека тому назад. В семидесятых годах власти многих западных городов пошли на поводу у растущей автомобилизации и попытались сделать их удобными для автомобилей за счёт ликвидации трамвайных и троллейбусных сетей. Теперь, пятьдесят лет спустя, эти уступки признаны ошибочными, но восстановление эффективных и экологических транспортных систем стоит уже совсем не тех денег и усилий, что их первоначальное строительство.
Хороший пример такого города – финский город Тампере, в 1976 отказавшийся от троллейбуса. Теперь в городе, казалось бы, победившего автомобиля с нуля строят трамвайную систему и испытывают электробусы, которые должны заменить существующие дизельные автобусы. Теперь в мэрии произошедшее в семидесятых годах иначе как ошибкой и не называют.
В это же самое время едва ли не каждый месяц из российских регионов приходят новости о том, что очередной мэр говорит о нецелесообразности использования действующей трамвайной или троллейбусной сети. О том, что электрический транспорт необходимо заменить, например, маршрутками. Но это не просто слова – в конце прошлого года трамваи перестали ходить в Твери и в Комсомольске-на-Амуре. В других городах, где местная власть ведёт войну с трамваями, на протяжении постсоветских десятилетий сокращаются маршруты и демонтируются рельсы. Новые трамвайные сети не открываются со времён Советского Союза, а существующие были продлены лишь в нескольких городах. Санкт-Петербург за это время и вовсе перестал быть мировым трамвайным рекордсменом. Такое отношение к электротранспорту – это несомненное вредительство. Современные российские чиновники совершают недопустимые ошибки, с последствиями которых придётся бороться нашим детям и внукам много лет спустя.
Поэтому давайте сегодня заглянем в будущее и на примере Тампере посмотрим, как будут выглядеть наши города через пятьдесят лет.
01. Железнодорожная станция. За день через неё проходят больше ста поездов, которые за год перевозят около полутора миллионов пассажиров – это почти треть населения всей Финляндии! Секрет успеха – в удобном расположении города в глубине материка. Отсюда можно уехать практически в любую сторону на таких одно- и двухэтажных поездах.
02. А это пути ещё не существующего городского трамвая. В Тампере трамвая никогда не было (хоть его и планировали построить ещё с 1907 года), но во многих европейских городах трамвайные системы были ликвидированы в 60-х – 70-х годах. И осуществлялось это под теми же предлогами, что и сейчас в России – мол, они убыточны и отнимают место у машин. И вот спустя 40 лет европейцы возвращают трамваи в города, а их уничтожение признано неверным решением. Надеюсь, в России обратят внимание на европейскую работу над ошибками не через 40 лет, а гораздо раньше – пока ещё не во всех городах снесли трамвайные пути, а на их месте не проложили подземные коммуникации, демонтаж которых влетит в копеечку.
03. Здесь строительство ещё идёт. Открытие трамвая запланировано на 2021 год. Он будет ходить не только по Тампере, но и свяжет его с пригородами. Для этого за городом уже строят трамвайные мосты! Всего по двум линиям будут ходить 16 трамваев и ещё 3 останутся в резерве, но в депо будет место для 36 вагонов. Планируемые интервалы движения: каждые 7,5 минут в течение дня и 15 минут рано утром и поздно вечером.
04. Сейчас из-за строительства трамвая перекопан весь центр. В будущем строящиеся слева трамвайные пути будут уходить в тоннель под вокзалом, где будет организована пересадка. Между прочим, в 2012 году Тампере стал самым привлекательным для жизни городом Финляндии. А уж что будет, когда здесь построят скоростной трамвай!
05. Основной транспорт в нынешнем Тампере – автобусы. Раньше они повсюду двигались по выделенным полосам, но теперь многие дороги сузили из-за строительства трамвайных путей, и полосы стали общими.
06. В тех местах, где трамвайное движение будет дублировать автобусное, оставят только трамваи. Сейчас по главной улице проходит сто автобусов в час, а с появлением трамваев сюда будет ограничен доступ личных автомобилей.
07. Иногда ради строительства трамвайной сети вырубались деревья, разделявшие автомобильные полосы. Но власти обещают, что после окончания работ будут высажены новые. Также будущий трамвай повлиял на застройку – люди активнее скупают недвижимость рядом с путями, как у нас рядом с метро! Между прочим, трамваи в Финляндии – не только быстрый, удобный и бесшумный, но и дешёвый транспорт, поэтому их содержание может субсидироваться из бюджета на 20-50 %.
08. А это макет скоростного трамвая Тампере. На носу изображён логотип будущей трамвайной сети. Производитель – финский железнодорожный завод, частично принадлежащий чешской «Шкоде». Не удивляйтесь отсутствию зеркал – вместо них будут камеры. Такие же трамваи модели Arctic ходят и в других городах Финляндии, включая Хельсинки. Но трамвай Тампере будет на 10 метров длиннее (а это 37 метров) и на 25 сантиметров шире (2,65 метра) столичного. Каждый из них рассчитан на 264 пассажира.
09. Это не весь состав – для всего бы не нашлось места.
10. Просторный интерьер.
11. Сидения.
12. Планируется полная инклюзивность.
13. Там, где это возможно, построенные пути используются как выделенные полосы для автобусов.
14. Но пока стройка в самом разгаре – до открытия ещё два года.
15. А вот уже случившееся новшество в Тампере – электробусы!
16. Три года назад город приобрёл четыре электробуса для четырёхлетнего пилотного проекта. Только по его окончании будет решено будущее этого транспорта в Тампере.
17. К 2030 году город планирует сократить выбросы углекислого газа до 20 % от уровня 2007 года, в том числе с помощью перехода на экологичный общественный транспорт.
18. На конечной остановке находится зарядная станция, которая подзаряжает электробус в течение четырёх минут.
19. Кстати, раньше в Тампере была самая большая троллейбусная сеть в Финляндии. Но в семидесятых, всего через тридцать лет после открытия, её закрыли, и в городе остались только автобусы. Теперь электрический транспорт возвращается.
20. Проезд оплачивается на входе.
21. Прямо в салоне видно уровень заряда электробуса.
22. Как вам?
23. На чём ещё можно передвигаться по городу? Например, на велосипеде.
24. Климат Тампере схож с московским, разве что снега выпадает поменьше. Но это вопрос уборки улиц, а не использования велосипеда зимой, не говоря о бесснежных месяцах.
25. Власти говорят, что в городе слабо развита велосипедная инфраструктура. Велодорожек тут действительно не найти, но людям это никак не мешает – велопарковки-то есть!
26. И занимают совсем немного места, особенно в сравнении с автостоянками.
27.
28. А как вам такое? Школьная велостоянка!
29. Представляете? То есть дети в Тампере не ездят с родителями, которые оправдывают наличие личного автомобиля ребёнком, которого нужно отвезти в школу. Нет – детишки едут учиться сами, а потом самостоятельно могут поехать куда захотят, не дожидаясь, что мама или папа отвезут их домой.
30. Велосипеды стоят словно по росту – возможно, это парковка для младших классов. Честно, хотели бы такую школу для своих детей?