December 21, 2017

Мой респект Белгороду – мой фейспалм Калининграду

В Белгородской области есть губернатор Евгений Савченко. Я лично с ним не знаком, но однажды он сказал важные для меня слова:

Потом на Дне строителя всем белгородским чиновникам даже раздали диски с роликами по урбанистике из моего влога. И вот в Белгород пришла беда!

На одной из улиц решили построить надземные пешеходные переходы!

Белгород надо было спасать, и тогда я написал целую серию постов с просьбой остановить вредительство. И знаете что? Чудо произошло!

"Мэр Белгорода Константин Полежаев заморозил проект по строительству каскада из надземных пешеходных переходов на улице Щорса в районе остановки "Водстрой", рассказала "Ъ-Черноземье» начальник управления по взаимодействию со СМИ администрации Белгорода Людмила Русинова. Его за 40 млн руб. должна была возвести в рамках социальных обязательств строительная компания "Вега" бизнесмена Моисея Фрейдиса, построившая в том же районе города жилой комплекс.

Госпожа Русинова уточнила, что строительство моста рассматривалось как вариант исполнения социальных обязательств, но Константин Полежаев от него отказался. "Мэр принял такое решение из-за массы других городских проблем, куда можно направить ресурс по этим обязательствам", — прокомментировала Людмила Русинова".

Я хочу искренне поблагодарить губернатора Евгения Савченко и мэра Константина Полежаева за столь мудрое решение. Белгород не будет испорчен! Надеюсь, сэкономленные деньги пойдут на проекты, которые действительно сделают город более безопасным и удобным для всех участников дорожного движения.

К сожалению, не на все регионы России пролился свет истины. Перенесёмся в Калининградскую область. Там есть губернатор Антон Алиханов. И этот губернатор тоже частый гость моего блога:

"Глава Калининградской области Антон Алиханов заявил, что не видит в критике области со стороны Ильи Варламова ничего обидного.

По словам Алиханова, критика его не обескураживает и не злит. "Единственное — когда Илья Варламов в Гвардейске делал какие-то съёмки, ещё не была сдана вся эта площадка. Но когда мы по следам его заметок выезжали в Гвардейск и обсуждали с администрацией — что-то они и не собирались устранять. То есть какие-то вещи должны были устранены в ходе работ, а какие-то они так и собирались оставить. И мы, в том числе и благодаря его постам, обратили на это внимание и с администрацией договорились, что они сделают более удобные решения для граждан", — объяснил губернатор".

И что вы думаете? Вчера открываю новости и вижу:

"Речь об этом зашла при обсуждении перспектив разгрузки перекрестка Московского проспекта и Литовского вала. "Проблему надо как-то решать. Решить ее там достаточно сложно, потому что там исторические объекты, которые защищают люди. Слева там Закхаймские ворота, справа вроде как не исторический памятник, но тоже защищаемое людьми здание. Надо что-то придумывать. Ну, ничего, кроме как соединять вот такими хордами Московский проспект с другими районами города, мы не придумали", — сказал Алиханов. Отметим, что речь шла о перспективах строительства второй очереди Восточной эстакады до ул Гагарина.

"Но по большому счету очень много мест, в том числе то же пересечение с Литовским валом, может потребовать строительство подземных или надземных переходов, чтобы убрать компоненту с пешеходами для того, чтобы хоть как-то разгрузить движение", — заключил глава региона".

Вот так на панорамах выглядит перекрёсток, с которого хочет начать губернатор. Здесь можно было бы легко отдать общественному транспорту по выделенной полосе с каждой стороны проезжей части и заодно нормально оборудовать существующие пешеходные переходы.

Их сейчас три, но сделаны они неправильно.

Кстати, один переход у пешеходов уже отжали, и теперь желающим попасть на другую сторону улицы надо делать крюк.

Я не поверил своим глазам... Не успели отбить Белгород, как постучали из Калининграда. Ну что, специально для губернатора Калининградской области Антона Алиханова повторяю тезисы, почему нельзя строить внеуличные переходы в городе.

Улицы

На улицах живут люди, работает бизнес, ходят автобусы и ездят велосипедисты. Ещё тут есть пешеходы, которые могут отдыхать и работать в кафе или встречаться с друзьями. Таким образом, улица выполняет транзитную и общественную функции. Улица, где приятно находиться человеку, приносит прибыль городу, стимулирует развитие бизнеса и местного сообщества.

С точки зрения транспорта вопрос с улицами решается исходя из элементарных принципов математики и геометрии: пространство ограничено, поэтому место выделяют приоритетно самым эффективным средствам передвижения – пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту. Автомобили, а уж тем более парковки, идут в самом конце: машины занимают слишком много места и везут слишком мало людей.

Типовая ошибка практически любого градостроителя или транспортника в России – попытка догнать и перегнать автомобилизацию. То есть машин всё больше, поэтому город будто бы обязан давать им всё больше места. Это в корне неправильная логика даже для 1980 года. Автомобилизация и автомобилепользование – две разных вещи. У человека может быть машина, но, о ужас, он ей может не пользоваться каждый день!

Когда-то в Амстердаме закапывали каналы и взрывали целые кварталы ради парковок и развязок. К счастью, они одумались 40 лет назад и сейчас убирают машины из города при любой удобной возможности.

Город может и должен выполнять свою функцию и стимулировать людей не ездить на машинах по поводу и без него. Съездить в другой город, на дачу или отвезти шкаф – берите машину (свою, каршеринг, такси – как удобно), но поездки на работу и до булочной на машине должны стать моветоном. Для поездок внутри города должен быть общественный транспорт, велодорожки и удобные тротуары с безопасными переходами. А чтобы подтолкнуть горожан к этому, существуют финансовые механизмы или физические: платные парковки и проезды, пробки, пешеходные улицы и так далее.

Пробок в городе станет меньше, как только город начнёт влиять на поведение людей путём дестимулирования пользования своими машинами. От этого улучшится экология и в целом качество жизни. Но есть ещё один очень важный нюанс: хорошая городская среда, быстрый и удобный общественный транспорт. Вы хотите город для людей, а не для машин – тогда не только действуйте методом кнута, но и давайте альтернативы. Пересаживаться из своей машины, чтобы в пробке поехать на автобусе или бегать по надземным переходам, никто в здравом уме не согласится.

Дороги

В отличие от улиц, дороги – пространство для машин. Это загородные трассы или же внутригородские фривеи. Это очень важное разделение: на дороге не живут люди, там нет бизнеса, пешеходов или общественного транспорта. Дороги сделаны исключительно для машин, поэтому они проходят в промзонах или вдоль железных дорог, чтобы не навредить жителям и не испортить улицы.

Именно на дорогах могут быть многоуровневые развязки, редкие переходы или велопереезды в разных уровнях – там такое разделение в пространстве оправдано. Ещё такая дорога должна быть платной, чтобы у человека была альтернатива ехать быстро, но платить деньгами, либо платить своим временем. В противном случае такая дорога никогда себя не окупит и вызовет рост того самого автомобилепользования, который нам не нужен.

"Шулицы"

Это именно то, что сейчас хотят сделать в Белгороде Калининграде. То есть совместить шоссе и улицы. Это будет большой ошибкой.

Для людей в машинах это будут новые пробки. Всё просто: город – это набор большого числа бутылочных горлышек. Когда вы убираете один затык, весь поток мигом устремляется в следующее узкое место. Поэтому и говорят, что построить развязку на улице – самый дорогой способ перенести пробку на 100 метров дальше. Если сделать развязки или зелёную волну по одной улице, то это закупорит отходящие от неё улицы. Ведь машины не ездят взад-вперёд вдоль одного участка – они перемещаются по всему городу.

Если днём такой вариант скоростной "шулицы" будет генерировать пробки, то вечерами и ночами это будет прямой полосой для гонщиков. Когда на улице нет пешеходных переходов, поворотов, а вместо кругового движения – обычные перекрёстки, то это мотивирует людей ехать быстрее. А дальше всё просто: больше скорости – больше трупов. Пенять на водителей и ПДД глупо, когда сама дорога просит вдавить педаль в пол.

Для всех остальных это будет ужас: люди не смогут комфортно дойти до магазина на другой стороне или до автобуса. Никто не любит лестницы, особенно когда нужно подниматься на уровень 3 этажа. По времени это будет занимать около 5 минут для перехода обычной 4-полосной улицы. Для маломобильных людей это будет откровенным плевком в лицо: им и так тяжело, а подниматься по лестницам просто невыносимо. Сказку про лифты можете оставить чиновникам: они практически никогда не работают после сдачи перехода.

Это вызовет два нехороших для города последствия: люди начнут перебегать улицу и садиться в машины. Что подразумевает рост аварийности и новые пробки. Оба варианта Белгороду Калининграду совершенно не нужны. Можно будет поставить заборы у переходов, чтобы отбить желание перейти улицу, но такие заборы выламывают или просто перепрыгивают через них. Можно попытаться изменить тысячелетние инстинкты человека идти максимально коротким путём для сохранения энергии, но ещё ни одному градостроителю этого не удалось.

Ухудшение городской среды снизит привлекательность улицы для людей и бизнеса. Поэтому многие из тех, кто ездил на работу на автобусе или вообще передвигался на велосипеде, просто купят машину и будут на ней постоянно ездить. То есть вместо того, чтобы поддерживать социально правильное поведение, город будет бить таких людей по рукам и провоцировать горожан ездить на машинах. Пока все прогрессивные города мира пытаются отучить людей ездить на машинах по городу, в Белгороде Калининграде решили пойти своим путём. Это глупо и недальновидно.

Что же делать?

Берите простой принцип приоритета транспорта по эффективности и действуйте: создавайте выделенные полосы, чтобы повысить провозную способность этих мест.

В автобусах ездит намного больше людей, чем в машинах – это те же самые избиратели, которые почему-то принимают плохие условия за данность. Сделайте им хорошо, и они вас полюбят. Более того, картина пробки, которую объезжает автобус, мотивирует водителей пересесть в этот самый автобус. В итоге машин станет меньше, как и пробок.

Можно пойти более радикальным, но максимально эффективным путём – ввести плату за проезд по узким местам города. Плата может быть небольшой, но она сразу отсечёт и отрезвит водителей. Никто никому не говорил, что пользование общим имуществом горожан ради создания пробок – удовольствие бесплатное. В Стокгольме за счёт совсем небольшой платы смогли значительно разгрузить центр города. Сначала жители были против, но затем стали резко за: к хорошему быстро привыкаешь.

Есть множество путей, как решить проблему пробок. Идти самым топорным путём, который сделает плохо всем горожанам, – безответственно и расточительно.