Надёжный способ увеличить смертность



В Алматы пришло новое руководство города. Что оно решило сделать, чтобы заявить о своих амбициях? Думаете, они сделали бесплатный проезд на общественном транспорте, пообещали побороть детскую смертность, позвать лучших архитекторов мира или хотя бы высадить новые деревья в городе? Нет! Они решили увеличить скорость для машин! И это в городе, где в три раза больше ДТП на 100 тысяч человек, чем в среднем по Казахстану.

"В акимат города поступает множество обращений со стороны водителей с предложением вернуть разрешённую скорость в 80 км/ч на скоростных магистралях (ВОАД, проспект Аль-Фараби). Аль-Фараби и ВОАД являются основными транзитными магистралями города. Опыт зарубежных стран показывает, что ограничение скорости больше применимо к центральным улицам. К примеру, в Испании на объездных дорогах максимально разрешённая скорость составляет 120 км/ч, на МКАДе в Москве – 100 км/ч", – сказано в пресс-релизе.

Это может показаться хорошим политическим ходом – ведь какой казах не любит быстрой езды? – но это лишь усугубит экологическую ситуацию в городе и сделает Алматы опаснее для жизни. Самое глупое, что прошлое руководство города пошло на большие политические риски для снижения скорости на этих участках улиц, а сейчас их труд просто перечеркнули.


Что безопаснее?

В конце прошлого года акимат (мэрия) Алматы запустила проект Vision Zero – это программа снижения смертности на дорогах и улицах, которая хорошо себя зарекомендовала во всём мире. Её отличие от обычной борьбы со смертностью в авариях – и простое, и сложное одновременно: жертвы автомобильных аварий не должны восприниматься как что-то обыденное, цель города и государства – ноль смертей на улицах.


Борьба в первую очередь идёт на психологическом уровне, ведь если в авиакатастрофе погибает 300 человек, то за этим следует расследование, внимание СМИ и политиков, обсуждения на кухнях и поправки в законы. Если же на дорогах и улицах за неделю гибнет то же количество, то... ничего этого не происходит: общество считает это нормой. Именно с этой "нормой" пытается бороться программа.


Но философия – одно, а инструменты – другое. В рамках программы идёт полноценное расследование аварий, а не простое наказание виновного. Все люди ошибаются, задача государства – создать такую инфраструктуру, где ошибки не будут уносить жизни. Самые популярные дизайн-решения – снижение разрешённой скорости, успокоение трафика с помощью сужения полос, островков безопасности, замена светофоров на небольших перекрёстках на круговое движение и так далее, я уже неоднократно показывал всё это.

таким мог бы быть Алматы

В Швеции запустили программу в 1997-м, когда на дорогах гибли 541 человек в год. В 2012 году на шведских дорогах погибло 286 человек, а в 2016-м – 270. И это несмотря на рост автомобилизации. Аналогичные результаты приходят из США, где крупные города внедряют программу в наши дни. Например, в Сиэтле в 2018 году погибло 14 человек, ещё 170 получили серьёзные ранения, а в 2017-м – 19 и 184 человека соответственно.

Согласно Всемирной организации здравоохранения, превышение скорости напрямую увеличивает вероятность аварии и тяжесть её последствий. Так, например, повышение средней скорости движения на 1% приводит к увеличению риска ДТП со смертельным исходом на 4% и риска серьезных аварий на 3%.



Что лучше для экологии?

В Алматы очень печальная ситуация с экологией, город в прямом смысле задыхается. Один из ключевых факторов такого состояния – выхлопы от автотранспорта. Прошлое руководство города пыталось решить эту проблему путём создания удобного и быстрого общественного транспорта, а также развития велодвижения. То есть создавались более экологичные варианты передвижения по городу.


Новая мэрия близоруко смотрит на проблему: вместо создания неудобных условий для поездок на машине, чтобы люди выбирали общественный транспорт или велосипед с самокатом, они пытаются играть в популизм. Ничем хорошем это не кончится, ведь из-за этого будут гибнуть жители города, а пробки из-за аварий лишь увеличат объёмы выхлопов.


Тут интересен опыт Парижа, который сейчас тоже активно борется за безопасность и экологию: он модернизирует бульвар Периферик, 35-километровую кольцевую магистраль вокруг центра французской столицы (соответствует длине ТТК в Москве). Власти планируют снизить скорость движения на бульваре с 70 до 50 км/ч и сократить число полос для всех видов транспорта с 8 до 6. Одна из освобождённых полос будет отведена под общественный транспорт, проезд автомобилей экстренных служб и экологически чистых транспортных средств, а ещё одна – под высадку деревьев. Будет также запрещён транзитный проезд грузовиков и улучшено шумопоглощение. Для справки: Периферик – одна из самых загруженных и загрязнённых городских магистралей Европы.


Что делать Алматы?

Если новый аким (мэр) Алматы продолжит в том же духе, то жители получат ещё больше пробок и погибших близких. Нужно смотреть не на плохой опыт, а на лучшие примеры. К слову, на том же МКАДе в Москве давно пора снижать скорость хотя бы до 80 км/ч. Хороший начальник должен уметь расставлять приоритеты и комплексно смотреть на проблему. Нужно не увеличивать разрешённую скорость на улицах и магистралях города, а сохранять жизни и развивать наиболее выгодные для общества способы передвижения.


Аль-Фариби нужно переделывать в нормальную городскую улицу: сузить полосы, сделать полноценный бульвар с безопасными переходами и так далее – можно посмотреть на тех же французов и их новые улицы.


С Восточной объездной дорогой всё сложнее: во многих местах она идёт через застройку и примыкает к обычным улицам. Скоростная дорога в городе никогда не должна идти в одном уровне с тротуарами, иметь общественный транспорт или выезды со дворов, она не должна контактировать с застройкой, иметь тротуары или остановки. В этом плане Западный скоростной диаметр Петербурга – хороший пример дороги в городе (если забыть про её стоимость). Поэтому её нужно или уводить под землю с созданием нормальной среды сверху, либо, опять же, переделывать в нормальную улицу.


Спасибо Аркадию Гершману за помощь с материалом

Избранные записи из этого журнала


Подписывайтесь:



Обратите внимание:



promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 155
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
← назад
Илья, Вы просто реально не в курсе, что такое ВОАД, проспект Аль-Фараби и улица Саина.
Это единая транспортная артерия, на которой просто нет и не должно быть пешеходов. Посмотрите на карте.

Edited at 2019-08-19 17:25 (UTC)
а для чего нужны камменты и камментаторы? факты же это не изменят? факты могут изменить только другие факты, обстоятельства непреодолимой силы! прозит, господа и дамы ) по соточке - поехали
На Традиция вики написано что с каждым мером меняется скорость мышления при просмотре сериала на перекрёстке .
Кстати мало кто знает что сериал снимался на ул .Ащимова уг. ул. Ауэзова.
Павильоные сьемки проходили на пр. Джорджа Вернандского .

Edited at 2019-08-20 02:17 (UTC)
Стоп, Илья, какие нах "Алматы"? Ты тут недавно высерался по поводу "норм" русского языка. Мол, не смейте, пигмеи окраинные, указывать великому метропольному господину, как ему по-русски правильно балакать. Что же случилось теперь? Отступился от принципов? Или папуас папуасу рознь: что позволено казаху, не позволено белорусу?

Edited at 2019-08-19 18:01 (UTC)
Называть Аль-Фараби и ВОАД улицами не совсем корректно - по сути дела это объездные трассы на окраине города. Если я правильно понимаю, то это что-то наподобие московского МКАДа. Пешеходного траффика там почти нет, все переходы надземные/подземные, увеличение скорости движения на пешеходах не скажется никак.
Да-да, про Аль-Фараби подтверждаю.
Можно локально сделать 60, в тех местах где есть пешеходы - и всё.
Варламов похоже не в теме, трудно побывать во всех городах.
Как раз плюс экологии в том, что машины быстро проезжают и не создают пробки в центре.
Что за ацкий бред про снижение скорости на мкаде до 80 км/ч, блять, эти автофобы совсем головой ебнулись... Дорога, без переходов, с разделенной встречкой. А почему 80, можно обоснование? Не 60 или 40?
60км/ч на скоростных дорогах, как на заглавном снимке- глупость. Пешеходов на них быть не должно.

Edited at 2019-08-19 18:37 (UTC)
Тогда надо построить так, чтоб пешеходы туда не попадали. Для скоростных страсс они не правильно построены, там множество примыканий обычных улиц, через которые пешеходы туда и попадают. Нельзя совмещаТь, надо решиться: либо улица, либо скоростной автобан. Промежуточных решений быть не должно.
А давайте поговорим про общественный транспорт, а?

Тысячу раз в этом блоге и в комментах прозвучало это пресловутое: "Нужно развивать ОТ", а собственно вот под этим "развивать" что подразумевается?

Вот мой пример, возьмём электрички и автобусы. Я в нашем колхозе (30км от Москвы) живу уже 21 год. За это время парк электричек обновился, были реконструированы все платформы, появились дорогие скоростные электрички, новые электронные табло, сайт ТУТУ с актуальным расписанием, турникеты, охрана, автоматы по продажам билетов, кассу перенесли из будки на улице в новый отапливаемый павильон. Парк автобусов тоже менялся, с Пазиков на Мерседесы, а с Мерседесов на новые ЛИАЗы. Столько изменений, да? Не это ли то самое "развитие?"

Вот только...

...как 21 год назад я ехал в тесном душном тамбуре в электричке, соседствуя с потными мужиками, вытирающими свою мокрую лысину платочками, так и сегодня, я ехал в таком же тесном и душном тамбуре в тесной компании с потными мужиками. Как 21 год назад я от станции до моего колхоза ехал в переполненном душном автобусе, так и вчера я ехал в таком же переполненном и душном автобусе.

Я даже, наверное, дикую вещь скажу, но... раньше летом в старых дребезжащих ЭРках можно было хоть кирпич какой между закрывающимися дверьми просунуть, бутылку. Ногу поставить в Камелотах... ну на худой конец, хоть дверь в переход открыть, откуда тянуло ссаной прохладой. А сейчас с прислонно-раздвижными дверьми фокус не прокатит. И межвагонные переходы - герметичны. Двери закрываются, и через 5 минут в тамбуре где-то +50... содержание кислорода нулевое, а если ещё кто с похмелья... выходишь на улицу, и +35 на Солнце кажутся свежей леденящей прохладой. По идее новые электрички оборудованы кондиционерами и вентиляцией тамбуров. По факту - за 5 лет я это дело в работе встречал раза два.

С автобусами ещё смешнее. Раньше в Пазиках можно было на площадках разместиться стоя, форточки и оба люка там были большие. Сейчас автобусы в конфигурации "межгород", 2+2 сидения в ряд и узкий проход. И никого не волнует, что вечером в час пик на таком автобусе едут не 49 человек (по кол-ву посадочных мест) а примерно 100-150, и размещаться приходится в проходе. Площадок у дверей или нет, или с самыми новыми автобусами - есть одна, предназначенная исключительно для инвалидов (там прямым текстом так и написано) с потолком примерно 150 см, то есть коротышка или ребёнок туда встанет, а взрослый - только согнувшись. Форточек не предусмотрено. Кондиционер/вентиляция работают один раз из десяти поездок. И вот ты едешь на этом супер-современном автобусе, в дичайшей тесноте, обливаясь потом, и демонстрируешь чудеса акробатики, пропуская кого-то на выход, или потом сам прорываешься так, что цирк дю Солей обзавидуется...

Мне, если честно, даже выводов каких-то делать не хочется. В студенчестве я хлебнул этого скотства сполна, по 6 дней в неделю по 5-7 часов в день проводя в этих условиях, и вот сейчас у нас прямо "у-няня ваще ©" обновлённый парк, карты-стрелки, всякие валидаторы, ГЛОНАСы (о, это отдельная тема, я могу в комментах ещё написать, как наши московские транспортники придумали использовать этот ГЛОНАС чтобы ещё сильнее поднасрать пассажиру и окончательно испортить ему поездку), а за обёрткой что?

А ничего. За 21 год внутренне не изменилось ни-че-гошеньки...


Edited at 2019-08-19 19:12 (UTC)
Я тут мимо проходил, но, думаю, есть некоторая разница между развитием ОТ и осваиванием бюджетов на обновлении автопарка и перестроку платформ. Могу привести вот примерно такие способы развития: 1) обновление парка с учётом большого количества стоячих пассажиров, 2) увеличение частоты рейсов в часы пик, 3) перераспределение маршрутов с учётом пассажиропотока, 4) развитие выделенных полос, 5) адекватное развите набивших оскомину велодорожек. И, само собой, всё это с тщательной численной подготовкой: подсчёт нагрузки в часы пик, отслеживание маршрутов пассажиров, отслеживание часов пик на дорогах и транспорте, подсчёт потенциальных пассажиров в разных частях города, мотивация к боле равномерному распределению рабочих мест по площади города (и вообще страны).

Про набитый битком тамбур — очень знакомая история, да. Не знаю как сейчас, а года три назад со станции Железнодорожная около 8 утра отправлялась электричка, следовавшая до Курсокого без остановок (или с одной-двумя, не помню точно). И я скажу вам, далеко не каждый акробат дю Солей способен попасть в эту электричку :-) Не думаю, что за три года в этом интервале появилась хоть одна дополнительная электричка с таким же сжатым набором остановок.
Шел бы автор лучше на игрушечном самокатике по правому краю правого ряда по дорогам общего пользования ездить, чем пиариться с модными словечками, визион зеро, экология...
Очнись, нам до Швеции 1997 года ещё 200 лет шагать.
Вернули 80, и правильно сделали, это блин объездная дорога, практически трасса по сути, и нечего там застраивать, чтоб потом не было дебильных идей ее сузить и переделать в обычную улицу. Как такой маразм не стыдно-то с умным видом писать.
← назад