Посмотри, какими бывают вокзалы!


Фото: pierer.net

Вокзал, как известно, — ворота города. Всегда ведь приятно, приезжая в какой-нибудь город попадать не на рынок или гадюшник, а на чистое и хорошо организованное пространство. Но и этого мало — необходима хорошая архитектура, чтобы вокзалы не только отличались друг от друга, не превращаясь в однотипную застройку, но и имели свои уникальные черты, например, связанные со страной или регионом, или же идущие от самого архитектора. Всё же интереснее скучной серой коробки, исполняющей функции приёма-отправления пассажирских поездов и их ожидания пассажирами.

Путешествуя на поезде, я всегда обращаю внимание на вокзалы, а при возможности и посвящаю им часть поездки. А сегодня давайте посмотрим ещё несколько примеров хороших железнодорожных вокзалов — может быть, среди них есть интересные решения, которые можно было бы использовать и в России.

Для начала отправимся в Саудовскую Аравию, где недавно открылась железная дорога, связывающая два священных города мусульман — Мекку и Медину. И если вы вдруг решили устроить тур по описываемым вокзалам, напомню, что получить туристическую визу в Саудовскую Аравию затруднительно, а въезд в священные города немусульманам запрещён законом. Поэтому постарайтесь обойтись фотографиями.

Фото: Nigel Young

Расстояние между городами — 450 километров. Кроме Мекки и Медины, на новой железной дороге находятся также Джидда и экономический город короля Абдаллы. Строили линию девять лет, с 2009 по 2018 годы. По плану транспортного министерства страны, ежегодно дорога будет перевозить около 60 миллионов человек, лишь 3–4 миллиона из которых будут паломниками.

Фото: Nigel Young

Всего на линии пять станций — кроме названных городов, это ещё и аэропорт Джидды. Весь путь поезда проходят за два с небольшим часа, развивая скорость до 300 км/ч.

Фото: Nigel Young

Станции не только построены в едином стиле, воспроизводящем традиционную архитектуру Хиджаза, но и основаны на едином квадратном модуле, который на каждой станции лишь менялся в деталях.

Фото: Nigel Young


Фото: Nigel Young

Саудовская Аравия — очень жаркая страна. Среднегодовая температура в Мекке и Медине находится в районе 30 градусов, а летом значительно превышает её. Но в поездах обычно прохладно (если это не доисторический плацкарт), а здесь комфортную температуру в +28 градусов установили уже на вокзалах с помощью кондиционеров и туманообразователей.

Фото: Nigel Young

Следующая остановка — Кингс-Кросс, Лондон! Сам по себе вокзал довольно старый — он был построен ещё в 1852 году и реновирован в 2012–м, незадолго до Олимпийских игр. Новый Кингс-Кросс — это уже не вытянутая станция, напоминающая Ленинградский вокзал. Теперь самая заметная часть сооружения — его западный вестибюль, построенный в форме стеклянного полукруга, примыкающего к викторианскому вокзалу.

Фото: Hufton+Crow


Фото: Hufton+Crow

Его форма повторяет геометрию соседнего отеля Great Northern, в который теперь можно попасть, не покидая вокзал.



Фото: John Sturrock


Фото: Hufton+Crow

Над платформами возвели новый пешеходный мост, а свод обновили, и теперь Кингс-Кросс является самой большой односводчатой станцией в Европе.

Фото: Hufton+Crow


Фото: Hufton+Crow


Фото: Hufton+Crow

На Кингс-Кроссе проходит часть действия книг и фильмов о Гарри Поттере, включая вход на платформу 9 ¾. В реальности 9–я и 10–я платформа не пересекаются, но в одну из стен всё равно вмонтировали багажную тележку, которая теперь постоянно привлекает туристов, что Джоконда в Лувре.




Из Британии мы отправляемся на континент. В соседней Франции, но довольно далёком Монпелье, что на берегу Средиземного моря, пару лет назад построили новый железнодорожный вокзал.

Фото: Hisao Suzuki


Фото: Hisao Suzuki

Идея оформления интерьера станции в том, чтобы подчеркнуть особенность её расположения — на Средиземноморье. Многие европейские вокзалы накрыты стеклянной крышей, а в Монпелье, из-за его жаркого климата, свет пропускают лишь небольшие, но многочисленные окошки, создающие игру света и тени.

Фото: Hisao Suzuki


Фото: Hisao Suzuki


Фото: Lisa Riccioti

Из Франции направляемся в Швейцарию. Обычно, говоря о вокзалах, мы представляем себе массивные сооружения, за или под которыми ходят поезда. Но бывает и иначе. В Цюрихе на уже существующем центральном вокзале построили новый подземный уровень.

Фото: Ruedi Walti


Фото: Ruedi Walti

Весь вокзал разделён на три части: историческая наземная, первый подземный уровень с магазинами и второй подземный уровень с платформами — и это не считая других подземных платформ.

Фото: Ruedi Walti


Фото: Ruedi Walti


Фото: Ruedi Walti

Всего на вокзале 26 платформ, 10 из которых находятся под землёй. В 2014 году была открыта станция Löwenstrasse, четыре пути которой обслуживают поезда пригородного и дальнего следования.

Фото: Ruedi Walti


Фото: Ruedi Walti

Схема вокзала. Кроме прочего, красным выделены и новые подземные уровни, связывающие вокзал с подземкой.


Впереди конечная — австрийский город Грац, железнодорожный вокзал которого был перестроен в 2015 году. Внешне новое здание напоминает вокзал в Монпелье, но здесь не заложен образ моря — волна изображает динамику движения поезда.

Фото: pierer.net


Фото: pierer.net


Фото: pierer.net

Крыша над путями сплошная, свет проникает лишь через окна над пассажирскими платформами.

Фото: pierer.net


Фото: pierer.net

Но так выглядит не весь вокзал. По краям крыша опускается и закрывает только платформы, оставляя пути открытыми.

Фото: pierer.net


Фото: pierer.net

Пути соединены с городом и между собой туннелем, превращённым в арт-пространство с помощью 150–метровой работы художника Петера Коглера. продолжающей его работу в вокзальном вестибюле.

Фото: pierer.net


фото: pierer.net

Как вам новые вокзалы?

Фото: pierer.net

Избранные записи из этого журнала


Подписывайтесь:



Обратите внимание:



promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 154
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
Какими бы ни были вокзал, аэропорт, это те места, где не хочется оставаться ни одной лишней минуты. Впрочем, в прежние времена вокзалы имели что-то торжественное, напоминали собою дворцы, вокзальные рестораны отличались богатым интерьером и прекрасной кухней, и сама поездка на поезде, во всяком случае в первом классе, тоже имела элемент торжественности. В полет на самолете пассажиры тоже одевались особенно нарядно - это видно по старым фотографиям. А сегодня неважно, в какой стране, на каком вокзале или аэропорте желание только одно- поскорее покинуть это неуютное и не всегда безопасное место.
Это в российских вокзалах не хочется оставаться ни минуты - это, как правило, грязное, неухоженное и действительно небезопасное место. Зайдите в любой европейский вокзал - там впечатления будут совершенно другие.
Очень не люблю берлинские вокзалы Цоо и Лихтенберг, ничего не могу сказать хорошего про вокзалы в Милане, Праге, Варшаве, Риме, Лиссабоне. Но воказал в Мадриде, в центре которого расположен прудик с черепахами, мне скорее понравился.
в парижских вокзалах (к примеру, Гар-ДюНорд) вечером вылезают какие-то афро-французы с арабами и становится малоуютно. Хорошо, что есть вооруженные патрульные, гулящие по два, по три...

зато днем красиво и удобно.
я бывал и днем и поздно вечером. не совсем понял Вашего удивления.
Насчет романтики, так это какждому свое. Быть ограбленным (в лучшем случае)- мало удовольствия.
Гар-ДюНорд - район там арабский, что там романтичного? Одни лавки вокруг. Я там был в 6 утра - ехал на поезде в Брюгге.
Смотря какие вокзалы и аэропорты. В некоторые хочется специально пораньше приехать и чуть дольше атмосферой насладиться, гуляя по нему или потягивая капучино в кафе.