Чемодан – вокзал – Польша!
Как вы знаете, недавно я был в Польше. И между городами я перемещался на поездах! Это очень удобно, особенно когда в стране появились современные скоростные поезда. Поезд для меня самый предпочтительный вид транспорта.
– В поезде не укачивает, как в машине или на корабле.
– В поезде много места. Можно походить, размяться, выйти на остановочке. Этим поезд в выгодную сторону отличается от самолета, где ты летишь как в консервной банке и не можешь пошевелиться лишний раз.
– В поезде удобно работать, особенно если это современный состав с удобными креслами и розетками.
– Поезд без пробок довозит тебя из центра города в центр города! Вышел – и сразу в центре событий. Не надо ехать ещё час по пробкам.
– В отличие от самолета, на поезд не надо приезжать сильно заранее. Я обычно прибегаю сразу к отправлению, минут за 5, и всё хорошо.
– В ночном поезде можно удобно поспать.
– Ну и никто не отменял железнодорожной романтики! Запах сигарет, говна и мятной пасты в тамбуре, немытые ноги соседа по плацкарту! Кто-то дошик заварил в соседнем вагоне, а ты чувствуешь запах! Жара и духота! Ой, это не плюсы уже...
Ладно, давайте посмотрим, как у поляков дела с поездами и вокзалами! Достигают ли «Польские государственные железные дороги» хвалёного уровня услуг РЖД или даже превосходят их?
Вот сейчас и узнаем!
01. Старое здание центрального вокзала Кракова. Основанный ещё в вольном городе Кракове, он был достроен уже после аннексии города Австро-Венгерской империей в 1847 году – через год после подавления Краковского восстания. Станция Краков-Главный обслуживает только пассажирские поезда, грузовые же останавливаются в стороне от центра, на другой железнодорожной ветке.
02. Нынешний вокзал находится чуть севернее и, в отличие от своего предшественника, он подземный. Там же проходит подземный участок краковского скоростного трамвая, а над перронами – парковка. Поляки сейчас активно закапывают вокзалы под землю, и это правильно! Но в Кракове что-то совсем грустно. С улицы видно паркинг и торговый центр, а вот вокзал сложно найти.
03. Кажется, что это обыкновенная привокзальная площадь, заполненная машинами уехавших на моря и в командировки поляков? Так-то оно так, друзья, но мы на крыше вокзала!
04. С одной из сторон с перронов можно сойти на широкий мощёный переход. Кстати, даже на вокзале есть фирменные краковские урны и заборы.
05. Пригородный поезд на Козлув.
06. И скоростной на Варшаву.
07. Внутри относительно просторные общие вагоны с секциями на четверых пассажиров и столиками между ними. Это вагон второго класса.
08. Есть вариант и с такими маленькими купе. Это первый класс. Тут кресла пошире и есть розетки.
09. Широкий проход, в котором нет ничего, кроме поручней.
10. Багажный отсек при входе в вагон.
11. Пассажирская платформа в Варшаве. Везде есть лифты и эскалаторы. С чемоданами удобно. В России такой роскоши нет даже в Москве.
12. Внутри вокзала станции Варшава-Центральная.
13. Вокзал построили в 1975 году и недавно реконструировали. Как и краковский вокзал, варшавский тоже связан с общественным транспортом. Пути все под землей. Рядом с ним остановки трамваев и автобусов.
14. Причём автобусная остановка находится прямо у стен здания, но чтобы попасть на её перрон нужно миновать стоянку такси. Но никто не хватает тебя за руку и не пытается обмануть. Все цивилизовано. Интересно, будут ли когда-нибудь в России легальные стоянки такси прямо у дверей вокзалов и аэропортов?
15. Автобусы ходят на самую окраину столицы.
16. Совсем новый вокзал на станции Лодзь-Фабричная. Старое здание было построено в 1868 году и снесено в 2012-м. Сейчас же станция находится под землёй. В соответствии с польской классификацией вокзалов, лодзинский относится к категории B – то есть его ежегодный пассажиропоток составляет от одного до двух миллионов человек. Краковский и варшавский вокзалы относятся к категории A – более двух миллионов пассажиров в год.
17. Несколько лет назад в Лодзи проходил фестиваль современного искусства, от которого городу остались три из одиннадцати участвовавших работ. Эту горожане называют «Опаздывающим пассажиром», но что именно выражено этой скульптурой никто не знает. А у вокзала её поставили только из-за гармонирующего с ней индустриального фона.
18. Вокзал внутри. Это самый красивый вокзал Польши.
19. Здание очень дорогое, и многие поляки недоумевают, зачем в Лодзи такой дорогой вокзал. Пока что станция тупиковая, но скоро её собираются продлить туннелем, который пройдёт через весь город и соединит две железнодорожные ветки.
20. Кассы. В вечернем расписании поезда, в основном, варшавские.
21. Как вы видели, здание вокзала находится ниже уровня земли, поэтому на втором этаже здесь выход на улицу, к общественному транспорту.
22. Провинциальный стиль )
23. Платформы находятся под землёй. Спуск туда на лифте...
24. ...или на эскалаторе.
25. Или на травалаторе!
26. А представьте, что здесь был бы пешеходный мост через железную дорогу и лестницы, ведущие с него на платформы.
27. Все очень чисто и красиво.
28. Если в Кракове на крыше вокзала парковка, то в Лодзи – простенькое общественное пространство.
Вот так выглядело старое здание вокзала, спроектированное Адольфом Шиммельпфеннигом
29. Старого здания нет, но его мотивы воссоздали в архитектуре нового здания. Под стеклянной крышей появились декорации улицы старого города. Как вам?
30. Даже фонари есть.
31. Днём освещение естественное – через стеклянную крышу, но уже вечереет, и зажигаются огни.
32. Очередь в кассу.
33. Всё это, напоминаю, под землей.
34. Рядом с вокзалом бывшая ТЭЦ, а ныне культурный центр города, наряду с Мануфактурой и фабрикой Шейблера, о которых я вам уже рассказывал.
35. В связи со сносом старого вокзала, освободившуюся землю отдали под строительство. Как и везде в Польше, около вокзала удобный и продуманный ТПУ. Тут сразу можно пересесть на общественный транспорт.
36. Эта одна из остановок рядом с вокзалом, часть трамвайного хаба Лодзи.
37. Развилка перед вокзалом. Так как Лодзь-Фабричная стоит в стороне от улиц, по которым движется общественный транспорт, автобусам и трамваям приходится делать небольшой крюк, чтобы подъехать к вокзалу.
38. Остановка. За ней виднеется построенный в 1884 году православный Александро-Невский собор - в Российской Империи Лодзь входила в состав Царства Польского. Все остановки чистые и современные. Везде безбарьерная среда.
39. А вот автобусы заезжают на подземный уровень!
40. Как вам польские железнодорожные вокзалы? Может, и нам пора строить такие?
Ах, да, чуть не забыл, в Польше нигде нет рамок и досмотра. И как они только живут без театра безопасности? Да ещё и все двери открыты...