Посмотри, какими бывают вокзалы!
Вокзал, как известно, — ворота города. Всегда ведь приятно, приезжая в какой-нибудь город попадать не на рынок или гадюшник, а на чистое и хорошо организованное пространство. Но и этого мало — необходима хорошая архитектура, чтобы вокзалы не только отличались друг от друга, не превращаясь в однотипную застройку, но и имели свои уникальные черты, например, связанные со страной или регионом, или же идущие от самого архитектора. Всё же интереснее скучной серой коробки, исполняющей функции приёма-отправления пассажирских поездов и их ожидания пассажирами.
Путешествуя на поезде, я всегда обращаю внимание на вокзалы, а при возможности и посвящаю им часть поездки. А сегодня давайте посмотрим ещё несколько примеров хороших железнодорожных вокзалов — может быть, среди них есть интересные решения, которые можно было бы использовать и в России.
Для начала отправимся в Саудовскую Аравию, где недавно открылась железная дорога, связывающая два священных города мусульман — Мекку и Медину. И если вы вдруг решили устроить тур по описываемым вокзалам, напомню, что получить туристическую визу в Саудовскую Аравию затруднительно, а въезд в священные города немусульманам запрещён законом. Поэтому постарайтесь обойтись фотографиями.
Расстояние между городами — 450 километров. Кроме Мекки и Медины, на новой железной дороге находятся также Джидда и экономический город короля Абдаллы. Строили линию девять лет, с 2009 по 2018 годы. По плану транспортного министерства страны, ежегодно дорога будет перевозить около 60 миллионов человек, лишь 3–4 миллиона из которых будут паломниками.
Всего на линии пять станций — кроме названных городов, это ещё и аэропорт Джидды. Весь путь поезда проходят за два с небольшим часа, развивая скорость до 300 км/ч.
Станции не только построены в едином стиле, воспроизводящем традиционную архитектуру Хиджаза, но и основаны на едином квадратном модуле, который на каждой станции лишь менялся в деталях.
Саудовская Аравия — очень жаркая страна. Среднегодовая температура в Мекке и Медине находится в районе 30 градусов, а летом значительно превышает её. Но в поездах обычно прохладно (если это не доисторический плацкарт), а здесь комфортную температуру в +28 градусов установили уже на вокзалах с помощью кондиционеров и туманообразователей.
Следующая остановка — Кингс-Кросс, Лондон! Сам по себе вокзал довольно старый — он был построен ещё в 1852 году и реновирован в 2012–м, незадолго до Олимпийских игр. Новый Кингс-Кросс — это уже не вытянутая станция, напоминающая Ленинградский вокзал. Теперь самая заметная часть сооружения — его западный вестибюль, построенный в форме стеклянного полукруга, примыкающего к викторианскому вокзалу.
Его форма повторяет геометрию соседнего отеля Great Northern, в который теперь можно попасть, не покидая вокзал.
Над платформами возвели новый пешеходный мост, а свод обновили, и теперь Кингс-Кросс является самой большой односводчатой станцией в Европе.
На Кингс-Кроссе проходит часть действия книг и фильмов о Гарри Поттере, включая вход на платформу 9 ¾. В реальности 9–я и 10–я платформа не пересекаются, но в одну из стен всё равно вмонтировали багажную тележку, которая теперь постоянно привлекает туристов, что Джоконда в Лувре.
Из Британии мы отправляемся на континент. В соседней Франции, но довольно далёком Монпелье, что на берегу Средиземного моря, пару лет назад построили новый железнодорожный вокзал.
Идея оформления интерьера станции в том, чтобы подчеркнуть особенность её расположения — на Средиземноморье. Многие европейские вокзалы накрыты стеклянной крышей, а в Монпелье, из-за его жаркого климата, свет пропускают лишь небольшие, но многочисленные окошки, создающие игру света и тени.
Из Франции направляемся в Швейцарию. Обычно, говоря о вокзалах, мы представляем себе массивные сооружения, за или под которыми ходят поезда. Но бывает и иначе. В Цюрихе на уже существующем центральном вокзале построили новый подземный уровень.
Весь вокзал разделён на три части: историческая наземная, первый подземный уровень с магазинами и второй подземный уровень с платформами — и это не считая других подземных платформ.
Всего на вокзале 26 платформ, 10 из которых находятся под землёй. В 2014 году была открыта станция Löwenstrasse, четыре пути которой обслуживают поезда пригородного и дальнего следования.
Схема вокзала. Кроме прочего, красным выделены и новые подземные уровни, связывающие вокзал с подземкой.
Впереди конечная — австрийский город Грац, железнодорожный вокзал которого был перестроен в 2015 году. Внешне новое здание напоминает вокзал в Монпелье, но здесь не заложен образ моря — волна изображает динамику движения поезда.
Крыша над путями сплошная, свет проникает лишь через окна над пассажирскими платформами.
Но так выглядит не весь вокзал. По краям крыша опускается и закрывает только платформы, оставляя пути открытыми.
Пути соединены с городом и между собой туннелем, превращённым в арт-пространство с помощью 150–метровой работы художника Петера Коглера. продолжающей его работу в вокзальном вестибюле.
Как вам новые вокзалы?