June 3, 2019

Как построить город в чистом поле: голландское Мурино

Я много раз говорил, что в мире нет удачных примеров новых городов. Построить город в чистом поле, чтобы он был удобным и комфортным, наверное, можно в теории, но в реальности этого не происходит. И дело тут не только в проектировщиках и строителях. Город – это не просто набор домов и улиц, это ещё и история. Это наслоение разных культур, стилей, традиций, эпох. Город со временем разнашивается и садится по фигуре. Удачные решения подчёркиваются и акцентируются, ошибки, наоборот, исправляются. Поэтому должно пройти время, пока город станет городом. Комфортным и интересным.

А знали ли вы, что один из самых молодых городов в мире находится в Нидерландах?

Прямо рядом с Амстердамом голландцы построили город буквально в чистом поле! И это лучший новый город в мире. Но даже он далеко не идеален.

01. Центральный вокзал Алмере. Сейчас всё это уже выглядит довольно устаревшим и грустным. Нужно понимать, что центральное ядро города застраивалось в 80-е годы, поэтому архитектура такая печальная.

Вообще, 80-е и 90-е годы в плане архитектуры были тёмной страницей мировой истории. Мрачные унылые здания строились не только на закате Совка – это был общий тренд для всей Европы.

Но из плюсов можно отметить, что, несмотря на мрачность и унылость архитектуры, вокруг станции соблюдаются основные принципы города, удобного для людей. Сделана большая комфортная безопасная площадь, нет никаких автомобилей. И в принципе человек, который выходит с вокзала, с машинами практически не пересекается.

02. На вокзал можно попасть либо через небольшой зал, либо через турникеты. Вообще, входы на голландские вокзалы сделаны очень удобно: не надо проходить никакие досмотры, открыты все двери. Везде полностью безбарьерная среда, есть эскалаторы.

03. Мы сейчас идёт гулять по центральному ядру. Если посмотреть на карту Алмере, видно, что автомобили из его центра вытеснены. Центральная часть города пешеходная. Человек, который приехал в город, с автомобилями поначалу почти не встречается.

04. В центре офисные и торговые здания и немного жилья. Это похоже на большой торговый центр с кучей разных магазинчиков. Но, опять же, это не просто магазины. Но магазины тут только на первых этажах, выше – уже жильё.

05. Летнее кафе

06. Несмотря на общую унылость застройки 80-х, город довольно комфортный. Есть много классных решений. Например, на лестнице поставили горку – это простой и эффективный способ сделать город более привлекательным.

07. Вокруг деревьев в центре есть крутые лавочки.

08. В торговых зонах сделали навесы, чтобы можно было спокойно перемещаться между магазинами и кафе во время дождя.

09. А на этой улице уже есть автомобили. Это бульвар в центре, где есть выделенные полосы для общественного транспорта. Вдоль них расположены парковки. Кстати, обратите внимание на среднюю этажность: большинство домов в 3, 4, 5 этажей.

Высокие здания есть, но их немного, и они сосредоточены в центре.

10. Пешеходная зона

11. В Алмере изначально много внимания уделялось современной архитектуре. Когда город застраивали, делали не просто типовые проекты, а что-то яркое. И до сих пор Алмере, наверное, главный в Голландии город после Роттердама по концентрации современной архитектуры. Это один из самых знаменитых домов в центре, Block 16 или The Wave ("Волна"). Он построен таким образом, что жилые комнаты всех квартир ориентированы на юг, и их окна выходят на набережную. Сначала здание хотели облицевать деревянными панелями, но алюминиевая "чешуя" оказалась дешевле и практичнее.

12. Современный овальный жилой дом

13. Если отойти от центра, начинается природа с каналами и множеством зелёных зон. Вообще, Алмере больше похож не на город, а на какие-то пригороды. Тут очень много зелени и парков, среди которых стоят дома.

14. Большинство домов – либо частные, либо таунхаусы. Застройка вся малоэтажная. Из-за этого город распластался на большой площади, и плотность населения по сегодняшним меркам здесь недостаточная (со всеми минусами субурбии).

15. С одной стороны, голландцы стремились создать комфортную среду. С другой, здесь видны принципы ошибок строительства в 80-е и 90-е. Например, все дома одинаковые. Тогда брали целый район и застраивали его одинаковыми домами – сегодня так уже не делают.

16. Интересно распределены зоны между пешеходами и велосипедистами. Многие пешеходные дорожки грунтовые (там набивное покрытие), они проложены среди деревьев вдоль каналов – невероятно красиво! Справа – велосипедная дорожка, а ещё правее – дорога для машин.

17. Так это выглядит в другом месте. Асфальт – это велодорожка, а справа для пешеходов – такая вот красота вдоль канала.

18. Вообще, город был создан для велосипеда, поэтому у велосипедистов тут везде преимущество. Например, вдоль домов идёт широкая велосипедная дорожка, а автомобильная дорога и парковка вынесены дальше.

19. Распределение зон вдоль канала: широкая красная дорога – для велосипедов, а справа небольшая чёрная полоса – это пешеходная дорожка. В основном все ездят на велосипедах.

20. В Алмере есть целые районы, где улицы полностью велосипедные. Это велосипедная, а не автомобильная дорога, справа и слева – тротуары.

21. Вдоль железной дороги тоже можно наблюдать типичный профиль улицы. Красная широкая велосипедная дорога и справа небольшой тротуарчик.

22. Распределение в центре города, где уже более плотная застройка. Но велодорожка тоже очень широкая, как автомобильная полоса.

23. Автобусная остановка. Здесь другое дорожное покрытие, более прочное, потому что обычный асфальт портится при торможении тяжёлых автобусов. Сама остановка приподнята и выделена контрастной чёрно-белой плиткой. Вдоль неё идёт специальный бордюр искривлённого профиля, который позволяет автобусу безопасно, не портя покрышки, подъезжать вплотную к остановке.

24. Интересная схема обозначения маршрутов. Тут стоят такие стелы, по одной на каждую линию. У каждого маршрута есть свой цвет, и на каждой стеле показаны все остановки.

25. Так это выглядит, когда по улице проходит только один маршрут. Сама остановка очень чистая и аккуратная, хотя траву давно не стригли.

26. Разделительную полосу декорировали большими брёвнами. Смотрится эффектно. Во всяком случае, намного круче, чем убогий жестяной забор.

27. Платные велосипедные гаражи около станции электричек.

Теперь давайте посмотрим на архитектуру! В Алмере голландцы с ней активно экспериментировали и приглашали самых разных архитекторов.

28. Необычный дом с квартирами-капсулами.

29. Тут можно вспомнить японцев с их архитектурой метаболизма и капсульными башнями.

30. Странные домики вдоль канала.

31. Плохо то, что в Алмере много одинаковых домов. Сейчас так уже не строят. А раньше просто брали один проект и тиражировали его на целый район.

32. Знаменитые дома в виде красных амбаров. Смотрятся очень круто.

33. Их построили в 1994-1998 годах. Архитекторы хотели, чтобы форма жилых домов напоминала зернохранилища.

34. По-голландски их прозвали "красными дьяволами" или морским термином 'dukdalven' (это такие причальные приспособления).

35. Застройка вдоль воды. Сам проект интересный, но, опять же, его сделали массовым, из-за чего впечатление портится.

36.

37. Дома поновее. Они уже разной архитектуры, переменной этажности, а застройка более плотная.

38. Очень крутая парковка, которую облицевали перфорированными панелями, а на балкончиках высадили растения. Каждая панель с таким гномиком.

39. На каждой панели есть гномик.

40.

41. Офисное здание

42.

43. А это микрорайон De Realiteit ("Реальность"), который начали застраивать в середине 80-х. По сути это маленькая улица с кучей разных безумных проектов.

В 1985 году нидерландский фонд “De Fantasie” организовал конкурс дизайнеров под названием “Tijdelijk Wonen” (это переводится примерно как "Временное жильё"). 17 победителям выделили участки 20 на 20 метров, где они смогли свои фантазии реализовать.

44. Все эти здания считаются временными. Примерно как вагончики, которые в России принято ставить на дачных участках. Никакие строительные нормы и правила тут не соблюдались.

45. Это какой-то ужас... Пример того, как архитекторы заигрались и чёрт знает что построили.

46. Архитектура домов на фото выше напоминает дизайн этой машинки.

47. В городе много мечетей

48.

49. Новые районы

50. Застройка более плотная и высотная, тут уже не таунхаусы, а многоквартирные дома.

51. Архитектура везде разная.

52. Вход в подъезд

53. В одном из новых райончиков сделали дюны с камышами. Получился какой-то Техас.

54.

55. Новые таунхаусы

56. К воде дома спускаются террасами.

57.

58. Газон от машин тут тоже защищают брёвнами, а вот пешеходная зона просто выделена мощением, никакого бордюра нет.

59. 7-этажный дом, высокий по местным меркам

60. Поперёк улицы в жилом квартале через каждые метров 30 лежачие полицейские. Мусорные баки отнесены от домов подальше к проезжей части.

61. Паромная переправа. Как вам такое в новом районе?

62. Все каналы и реки очень чистые.

Должно пройти ещё очень много лет, чтобы из Алмере получился удобный и комфортный город. Даже голландцам с их большим опытом и представлениями о комфортной среде не удалось пока сделать новый город удобным. Это ещё раз доказывает теорию, что новый город не может быть хорошим. Но у голландцев рано или поздно получится, потому что они понимают, что делать, и быстро учатся. Видна разница между тем, что они делали в 80-е и 90-е, и тем, что они делают сейчас. Новые районы уже намного лучше, огромное внимание уделяется развитию велоинфраструктуры.

Многие наши города могут только позавидовать Алмере. Когда-нибудь этот город станет по-настоящему удобным. Чего нельзя, например, сказать про те же Набережные Челны, с которыми вообще непонятно, что делать дальше.