Японские мечты о будущем и почему ничего не вышло



В середине прошлого века мир активно мечтал о будущем. Писатели-фантасты рисовали удивительные, а порой и страшные картины будущего. Человек к началу XXI века должен был покорить космос, приручить природу и преодолеть законы физики. Если бы в 50-е годы вы кому-нибудь рассказали, что в XXI веке человек будет мечтать не о том, чтобы летать и телепортироваться, а о жизни в гармонии с природой, как первобытные предки, вам бы не поверили. Вместо тюбиков и питательных растворов с химией – экопродукты. Вместо серебристых латексных костюмов – джинсы с завышенной талией и пластиковый мех. Эх, куда мы пришли, где те смелые мечты?

Вот и японцы в прошлом веке пытались переосмыслить, как жить современному человеку. Может быть, человеку будущего будет достаточно конуры в несколько квадратных метров? Модуля-капсулы, где будет всё необходимое? Может быть, он со своим домом будет переезжать из города в город, а возможно, будет брать его с собой даже в другие страны? Мечты так и остались мечтами. Человек, как и сотни лет назад, мечтает жить на земле, в своём доме с садом.

А мечты архитекторов прошлого сегодня ветшают и разрушаются, удивляют и вызывают непонимание. Неужели люди могли мечтать о таком? Ужас какой! Давайте посмотрим на некоторые удивительные проекты японских архитекторов и на то, что с ними стало сегодня.


В конце 50-х годов XX века японцы придумали такое понятие, как "метаболизм", которое превратилось в архитектурное направление. Оно подразумевало, что однажды построенное здание должно меняться вместе с человеком, который его использует, и окружающим миром.

Один из идеологов архитектуры метаболизма Киёнори Кикутакэ:

"Для меня в понятии "метаболизм" самым важным была возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с требованиями, которые предъявляет наш быстроизменяющийся мир.

<...>

Природные закономерности стали одной из основ архитектурного метаболизма. Возможно, по похожим биологическим законам должна развиваться и архитектура. Современные технологии позволяют реализовывать самые смелые проекты, поэтому есть надежда, что опыт метаболистов найдет своё применение и в XXI веке".

Благодаря метаболистам с конца 60-х в Японии стали появляться экспериментальные здания, которые тогда казались суперсовременными. Многие считали, что светлая Япония будущего будет выглядеть именно так:

Телецентр в Яманаси


Павильон Toshiba-IHI на Экспо-70 в Осаке


Посольство и консульство Кувейта в Токио



Фото: Chimay Bleue / Flickr

Но самым ярким примером архитектуры японского метаболизма считается капсульная башня Накагин, построенная в 1972 году по проекту Кисё Курокавы. Это то самое здание из модулей с круглыми окошками, о котором часто рассказывают в архитектурных и не очень журналах.


Башня Накагин – это первый в мире объект капсульной архитектуры, созданный для практического использования. На самом деле это не одна, а две соединённых друг с другом бетонных башни (11 и 13 этажей), на которых установлены 140 самостоятельных модулей.


Оригинальные чертежи


К бетонному стволу каждая капсула крепится всего четырьмя болтами. Проектировались капсулы таким образом, чтобы их можно было легко менять со временем, но с момента постройки башни ни один модуль так и не заменили.


Стволы до монтажа модулей


Капсулы полностью сделаны из стали: стальной каркас плюс оцинкованные стальные панели. Производство модуля:




Кисё Курокава:

"Башня стремится создать пространство для личности в укор Японии, которая модернизировалась, минуя стадию становления собственного "я".



К сожалению, довольно быстро выяснилось, что здание не может отвечать идеологии метаболизма, потому что в условиях сурового капиталистического общества постоянное обновление здания стоит слишком дорого. В 2006 году было подсчитано, что реновация каждой капсулы обошлась бы в 6,2 млн иен (3,68 млн рублей).

В 2007-м более 80% собственников капсул проголосовали за снос башни Накагин и возведение на этом же месте более высокого здания, сославшись на убогие условия проживания и использование асбеста при строительстве (он считается довольно сильным канцерогеном). Курокава в ответ предложил просто заменить все модули на новые, его поддержали другие японские архитекторы. Здание всё-таки чуть не снесли, но тогда его спас мировой финансовый кризис 2008 года: компания, которая должна была заниматься сносом, просто обанкротилась.

Пока что борьба за будущее башни продолжается. Есть одна компания, которая методично выкупает блок за блоком, чтобы в итоге получить право эту башню снести. Но есть две возможности сохранить здание. Во-первых, если больше 20% жильцов не продадут свои капсулы и не согласятся на снос. Во-вторых, если власти признают башню национальным архитектурным достоянием (то есть памятником архитектуры федерального значения по-нашему). Однако и тут есть проблема: чтобы получить этот статус, здание должно быть старше 50 лет, а башне Накагин сейчас только 46. Нужно продержаться ещё 4 года, чтобы уцелеть.

Блоки сейчас затянуты сеткой, так как есть опасность обрушения некоторых частей здания.


Сейчас в некоторых капсулах ещё живут люди, другие сдаются под офисы, но многие просто заброшены. Некоторые жильцы и компании в последние годы специально въезжают в башню, чтобы спасти её от разрушения. Кстати, капсулы до сих пор можно арендовать, и по меркам Токио аренда будет дешёвой.

Раньше здание было доминантой района, и с разных сторон на него было много видовых точек. Сейчас оно стоит среди плотной застройки, и его практически невозможно снять – есть только одна точна с эстакады. А целиком башню вообще ниоткуда нельзя увидеть.


Когда-то башня выглядела так:






Но давайте зайдём внутрь!

Интерьер ячейки. В одну из стен капсулы сразу интегрировались шкафы и различные приборы: кухонная плита, холодильник, телевизор, катушечный магнитофон.


Оригинальный интерьер 70-х


Кровать располагалась поперёк капсулы, под окном. Это окно в открытом положении, полностью оно не открывается.


Сначала комнатки выглядели так:


Каждая капсула представляет собой помещение размерами 2,5 на 2,5 на 4 метра с одним круглым окном диаметром 1,3 метра. Модули можно комбинировать друг с другом для создания больших пространств, по сути это гигантский конструктор.


Крупнее:


У входа устанавливался маленький санузел размером с туалет в самолёте.


Чертежи этажа, капсулы и санузла


Капсула комплектовалась оригинальной техникой "Сони" – большой шик по тем временам. Ячейка тогда стоила 200 000 долларов – сейчас бы это было около $500 000.


Цветной телевизор – большая роскошь.


Некоторые ячейки имеют защитные козырьки на окнах, чтобы никто не подглядывал.


А рядом стоят старенькие полузаброшенные домики. Земля тут очень дорогая, но владельцы старой недвижимости могут ждать и не продавать свои дома.


Это пресс-центр и телецентр Сидзуоки, который был построен в 1967 году по проекту архитектора Кэндзо Тангэ, главного идеолога течения метаболизма (хотя сам он себя к метаболистам не относил).


Чтобы вы поняли, какие цели перед собой ставили японские метаболисты, приведу тут одно высказывание Кэндзо Тангэ:

"Сегодня архитекторы склонны обесценивать себя, считая себя не более чем обычными гражданами без возможности преобразовывать будущее".

В этом конкретном случае перед Тангэ стояла задача построить здание на площади всего 189 кв. метров. Поэтому он тоже использовал ствол, на который со временем можно было бы "насаживать" всё большее количество модулей.

Ствол представляет собой цилиндр высотой 57 метров и диаметром 7,7 метра. Внутри него размещены два лифта, а на каждом этаже есть кухня и туалеты. Из ствола можно попасть в один из 13 модульных офисов, сделанных из стекла и стали.



Как и в случае с башней Куросавы, модули в башне Тангэ никогда не заменялись и не наращивались с момента её постройки. Это свидетельствует о том, что идея "метаболического роста" здания так и не была реализована.

Архитектура в Токио очень своеобразная. Попробуйте порассматривать фасады! Каждый уникален, каждый хочется отснять.


А вот всё вместе смотрится не очень выразительно. Слишком много хороших материалов и интересных решений.


Сегодня в моде дикая природа, здания пытаются быть похожими на джунгли.


То тут, то там появляются зелёные фасады.


Земля в районе Гиндзы очень дорогая, так что, когда кто-то покупает здание, ему проще его снести и построить что-то новое. В масштабах общих трат это почти незаметно. Когда сносят здание, можно увидеть задние фасады соседей с коммуникациями. Здания стоят очень плотно, так что остеклить можно только фасад, выходящий на улицу, а все коммуникации для экономии выносят на задние стенки.


Полиция ездит на велосипедах


Помните мост, в который в Питере постоянно врезаются "Газели"? Достаточно поставить такую конструкцию перед мостом – и дураков будут ловить ещё на подъезде. И мост цел, и дураки наказаны.


Токийский паркомат


Школьники


У японцев повсюду есть курилки. В метро, в поездах и просто на улицах.


Это специальные зоны, куда набивается куча курильщиков. Просто так где попало курить нельзя.


Офисный планктон спит при любой возможности. Обеденный перерыв? 10 минут на лапшу и ещё 50 минут на поспать!


Самая широкая в мире зебра




Биткоин до сих пор работает. Где те скептики, которые говорили, что всё это пузырь и скоро лопнет? Почему молчат те, кто прогнозировал рост до 50 000 долларов за биток? Всё устаканилось, спекулянтов смыло, а крипта живее всех живых.




Вот такой Токио мне куда ближе, чем небоскрёбы.


Милые барчики




Не то что новые торговые центры!


Кофейная культура в Японии развивается неимоверно быстро, на каждом углу теперь готовят шикарный кофе. Нью-Йорк и Мельбурн могут позавидовать!






Питьевой фонтанчик с обычной водопроводной водой. Воду из-под крана в Японии можно пить. Она не просто чистая – она ещё и полезная: туда добавляют всякие минералы. Водопроводные компании в разных городах активно себя рекламируют, рассказывая о том, что они сделали воду ещё полезнее. Так что пейте на здоровье! Если вдруг пить воду нельзя, обязательно будет висеть предупреждающая табличка. Если таблички нет – пить можно.


Но нам пора ехать дальше.




Надеюсь, вам было интересно в Токио, дальше по плану Киото!



Чем Япония отличается от России

Осенний Токио: яйцо Годзиллы, Гитлер и сладкие мальчики


Другие посты о Японии

Мои японские видео

Всё самое свежее я теперь публикую в Телеграм-канале. Подписывайтесь!

А чтобы не пропускать мои посты, подключитесь к Телеграм-боту

И не забывайте про Твиттер с Ютубом

… и ещё Инстаграм!
👍

promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 152
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе, есть…
← назад
Ет прям малчик Бананан в стиральной мойшыне на картачьке, ахха-ха-ха!!!
Забавно, но СОВРЕМЕННАЯ японская "самобытность" создана за какие то 50 лет (с начала 60-х) из древних декораций, британско-самурайского духа, приправленного оглядкой на Америку. Т.е. ничего такого особенного тут нет. Но кажется что есть.

Вот в нашей стране людям гораздо надежнее быть никем и никак не выделяться. Поэтому иностранцы едущие в снежно-бандитскую советскую развалюху с медведями повсюду и рекой Водка посередине - очень удивляются что попали в обычную страну с обычными людьми, а совсем не в то отчего они хотели испугаться.
Это еще и потому что нас очень напрягает соответствовать образу. Даже столь эмоциональному.

Edited at 2018-10-12 11:41 (UTC)
А у нас было вот так:

СОВКОВАЯ СМЕХДЕРЖАВА
@
2 ЭКОНОМИКА МИРА ПО ВЕРСИИ ПОЛИТБЮРО
@
ТУАЛЕТНАЯ БУМАГА ЕСТЬ ТОЛЬКО У БРЕЖНЕВА
@
ТАЛОН НА КОСТЬ, ТАЛОН НА МЕСТО В ОЧЕРЕДИ ЗА ТАЛОНОМ
@
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ, ЗАРЯДКА ВОДЫ ОТ ТЕЛЕВИЗОРА, КАК ТОЧИТЬ СТВОЛЫ ДЛЯ ТАНЧИКОВ)
@
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ИНФРАСТРУКТУРУ РЕШЕНО НЕ МЕНЯТЬ СО ВРЕМЁН ВОЙНЫ КАК ПАМЯТЬ О СТРАДАНИЯХ ДИДОВ
@
РАЗВАЛИЛАСЬ САМА ЗА ПАРУ МЕСЯЦЕВ ИЗ-ЗА ПИЦЦЫ-ХАТ И МТВ, НИ КТО ЭТО ГОВНО ДАЖЕ ЗАЩИЩАТЬ НЕ ВЫЛЕЗ, ВСЕ СМОТРЕЛИ БАЛЕТ
@
ИДЕОЛОГИЧЕСКИ КРЕПКИЕ КОМСОМОЛЬЦЫ И СПОРТСМЕНЫ ПОБЕЖАЛИ ГРАБИТЬ/УБИВАТЬ/ЕБАТЬ ГУСЕЙ
@
КОММУНИСТЫ ПОСТАРШЕ СТАЛИ НАЗЫВАТЬ СЕБЯ НАСТОЯЩИМИ ЛИБЕРАЛАМИ
@
КОММУНИСТЫ ЕЩЕ ПОСТАРШЕ СТАНОВЯТСЯ ПРАВОСЛАВНЫМИ
@
КОММУНИСТ 2003 ГОДА РОЖДЕНИЯ СКУЧАЕТ ПО СОВЕТСКОЙ КОЛАБАСЕ И МУЛЬТИКАМ И НЕНАВИДИТ ЛИБЕРАЛОВ ИЗ ПРЕДЫДУЩЕЙ КАТЕГОРИИ
да чяво там эти годзилы в будущем понимають,
спросили бы рассеян, так всё бы точно обьяснили
о будущем, как живёт 50% населения без туалетов,
так и будет жить в будущем, главное чтоб гады
натовские не бороздили мирное небо россии
Смех смехом, но недавно смотрел объявления на циане, и обнаружил в Москве большое количество "студий", переделанных из комнат на первых этажах типовых панелек. То есть берётся, например, двушка на 1 этаже хрущёвки и переделывается в 3 "студии": из одной комнаты, из второй комнаты и из кухни (+ сортира и санузла), а коридор между ними остаётся общим. Потом продаются по отдельности, типа отдельные "квартиры".

В каждую из этих конур ставятся свои душ и сральник, остаётся место для кухни-ниши и для кровати.

Площадь полученных "студий" в итоге сравнима с площадью описанных в посте капсул: из маленькой комнаты на 1 этаже хрущёвской двушки получается 9-10 метровая "студия".

Так что всё получилась, просто не в той стране, не в то время и в особо извращённых формах.

Edited at 2018-10-12 11:33 (UTC)
>Если бы в 50-е годы вы кому-нибудь рассказали, что в XXI веке человек будет мечтать не о том, чтобы летать и телепортироваться, а о жизни в гармонии с природой, как первобытные предки, вам бы не поверили.

Это лживое заявление. потому что природа в фантастике всегда соседствовала с технологией. Даже возьми советские представления из фильмов. В "Гостье из будущего" везде природа, люди на лошадях, место, где находится институт времени — лесная поляна. "Через тернии к звездам", тут тоже, если вспомнишь дом, где жила Нийя на земле? А дом Криса в "Солярисе"? Да и много где. Всякие футуристические образы присутствовали, но они природу не убирали. Наоборот, соседство космических технологий и нетронутой природы и было мечтой.
Все эти архитектурные эксперименты, идущие от авангардных представлений архитектора о том, как лучше людям жить, всегда натыкаются на отсталых людишек, которые почему-то во всех этих домах-коммунах и прочих метаболизмах жить не хотят. Потому что надо для людей проектировать, а не для своих фантазий об обществе будущего.
Япония
Модульное строительство и в России есть. В Краснодаре так целые районы строят, до сих пор. Поднимают краном готовую комнату 2x4x5, потом вторую - вот тебе и многоэтажка.
(Анонимно)Новый
Мне вот тоже иногда кажется, что в кителе, в кармане сотенная купюра должна быть...А найти не могу.

Edited at 2018-10-12 12:10 (UTC)
Ого, в Накагин пускают внутрь?!! А я только рядом постоял, пощелкал и побрел в сторону Гинзы.(
Единственное место в мире, где нелепая архитектура формирует сногсшибательный, фантастический, единый ансамбль.

Edited at 2018-10-12 11:50 (UTC)
← назад