Да здравствует новое гетто Петербурга!
Моя борьба с однотипной многоэтажной застройкой, которая теперь разошлась на мемы, началась в далёком 2015 году с питерского Парнаса. Потом была Новая Охта, Мурино и Кудрово, другие города и районы... Но больше всех меня всегда вдохновлял именно Питер и его окрестности. Во-первых, здесь сконцентрированы самые яркие примеры бездумной микрорайонной застройки без инфраструктуры, хотя в этом плане Новосибирск с Красноярском уже постепенно догоняют.
Во-вторых, Петербург не похож на большинство других городов России. Он по-другому строился и развивался. Благодаря Петру I и его наследникам город получился очень европейским (ситуация стала меняться только после революции). Плотная квартальная застройка в центре резко контрастирует с разреженными полями муравейников на окраинах. Сегодня их объединяет только одно – дворы-парковки.
Самое обидное в этой ситуации – что у всех перед глазами есть позитивные примеры. И речь даже не про Париж, Мюнхен или Гётеборг. Хорошие дворы прямо на наших глазах появляются и в России. Тот же Красноярск, Москва, Екатеринбург, Новосибирск постепенно отказываются от античеловечного настоящего и устремляются в прекрасное будущее. Даже в Питере уже что-то такое проклёвывается. Более того, даже внутри питерских гетто делают кварталы, которые значительно лучше тех, что их окружают. В других городах появляются девелоперы, которые строят по-прежнему плохо, но всё чаще предлагают дворы без машин, а это уже шаг вперёд.
К сожалению, в современной России система устроена так, что губернаторы и мэры борются за объёмы вводимого жилья, а действующие с оглядкой на них чиновники ради новых рекордов готовы согласовывать любые, даже самые безумные проекты. Застройщики, естественно, только рады, потому что построить 25-этажку в чистом поле выгоднее, чем сделать качественный квартал из 5- и 7-этажных домов. Поэтому принятие решений перекладывается на плечи покупателей квартир. Пока они рублём голосуют за "говно, зато своё", пока они готовы терять свои деньги, инвестируя в гетто, тут ничего не изменится.
Очередной жилмассив сейчас растёт на северо-западе Петербурга, по обеим сторонам Парашютной улицы. Хочу показать вам репортаж издания "Карповка" о том, как живёт это новое питерское гетто.
Приятное соседство с промзоной
Экологические проблемы Приморского района давно стали притчей во языцех: о вони, преследующей жителей, активисты уже пытались рассказать даже Путину. Неизвестно, услышал ли президент инициативную группу, но запах пока никуда не пропал.
Жильцы ЖК «Шуваловский», «Чистое небо», «Юбилейный квартал», «Граффити», «Каменка», «Legenda», «YOGA» и «Ultra City» на выбросы и запахи особо не жалуются — «очень-очень редко и в пасмурную погоду». Сложно понять, какая сила их оберегает: в десяти километрах от района простирается мусорный полигон, ждущий рекультивации. Ближе находится завод «Ниссан» — еще один вечный источник зловредных выбросов. А лидируют в рейтинге «приятных» соседей два асфальтобетонных завода: до них от того же ЖК «Шуваловский» меньше двух километров. В 2015 году бывший вице-губернатор Игорь Албин пообещал местным жителям перенести предприятия за городскую черту, но подходящих участков не нашли. В ноябре 2018 года АБЗ-1 отсудил у Смольного право приватизировать участки.
«Шуваловскому» повезло меньше других. Коломяжская промзона находится прямо под боком у местных жителей. А в промзоне находятся и котельная с резервным хранилищем мазута, и «Химтек». Для полной картины не хватает только мусоросжигательного завода. Впрочем, петербургские власти могут исправить это досадное недоразумение, и в поселке Левашово, располагающемся в шести километрах от указанных ЖК, начнется строительство долгожданного завода.
Жителей Приморского района могли бы спасти лесопосадки, но власти отбирают последнюю надежду. Сейчас активно вырубают деревья у Суздальского шоссе и дороги в Каменку. Уже полностью вырубили лес у завода «Ниссан» и останавливаться не собираются: в Смольном ответили, что для этого нет никаких правовых оснований.
Гулять только до авто и обратно
Группа ЖК подходит под понятие каменных джунглей: все залито асфальтом, облицовано камнем, застелено специальным мягким покрытием для детских площадок или засыпано песком. Гуляя по району, сложно избавиться от ощущения, что о деревьях и кустах просто-напросто забыли. Озеленение дворовой территории — важная задача для застройщиков, и в этом районе с ней справились плохо, говорят местные жители. Елизавета Дементьева, жительница «Чистого неба», объясняет, что из-за подземной парковки и небольшой высоты грунта у ее дома невозможно посадить большие деревья. Районы уже проектировались как бетонные джунгли, и места для посадок не предусмотрели, считает житель «Юбилейного квартала» Петр Киселев.
Рядом с районом есть Шуваловский карьер, но сложно оценить, насколько территория, прилегающая к карьеру, пригодна для прогулок и досуга. Чтобы добраться до карьера, нужно пересечь пустырь, где выгуливают собак, и полузаброшенную деревеньку. С другой стороны карьера идет стройка.
До Юнтоловского лесопарка пока нет прямой дороги, и добраться до него тяжело. «Сейчас люди гуляют или по территории, или куда-то едут. Мы ходим среди заборов», — отмечает Елизавета Дементьева. Setl City, застройщик «Чистого неба», обещал жителям построить парк «Город Мастеров», но сейчас на запросы владельцев квартир в ЖК менеджеры отвечают: «Данный вопрос является преждевременным».
Дорога в новую квартиру
Сейчас жильцам непросто добраться до метро. До «Комендантского проспекта» идти 45 минут. Улучшить положение может станция метро «Шуваловский проспект», которая станет продолжением фиолетовой ветки. Несмотря на то, что дома строятся очень быстро, развитие транспортных сетей не дотягивает до должного уровня — станцию пообещали открыть только к 2025 году. Несколько лучше дела обстоят с наземным общественным транспортом: от района до метро «Комендантский проспект» ходят маршрутки, автобусы и троллейбус.
Как и во многих недавно отстроенных районах, у жителей есть сложности с выездами. Особенно остро эта проблема стоит у владельцев квартир в ЖК «Чистое небо». У огромного комплекса, где уже заселены шесть тысяч квартир, есть только один выезд на проспект Королева. На узкий проспект выезжают жильцы и других ЖК. По утрам и вечерам там скапливается пробка: зимой автомобилисты ежедневно тратили на дорогу до метро около часа.
Для решения проблемы заторов необходимо продолжить Комендантский проспект от Шуваловского проспекта до реки Каменки, построить Глухарскую улицу, параллельную Плесецкой, но соединяющую уже Парашютную и Нижне-Каменскую улицы, а также продолжить Шуваловский проспект до Парашютной. Власти обещают достроить часть Комендантского проспекта к концу 2020 года, Setl City построит свою часть до лета 2019. Дороги, прилегающие сейчас к ЖК «Чистое небо», — временные строительные проезды, и дорожное движение там ограничено. Тем временем уже в новые дома заселяются жители, к концу этого года в том же «Чистом небе» сдадут не меньше 6000 квартир, а это только усугубит проблему.
Район — есть, школы — нет
За скоростью строительства зачастую не поспевает не только дорожно-транспортная сеть, но и инфраструктура. В лучших традициях застройщиков — отсутствие в новых районах школ и поликлиник. В районе есть кабинеты врачей общей практики и женская консультация, а ближайшая 115-ая поликлиника находится в трех километрах от домов. Уже сданы в эксплуатацию четыре садика и готовятся сдать пятый, но со школами дела обстоят гораздо хуже: застройщики еще не успели построить ни одной школы в новом районе.
Строительство, финансируемое городом, намечается у ЖК «Юбилейный квартал», но пока что рабочие не успели вырыть даже котлован. В ЖК «Граффити» и того хуже: комитет по строительству ответил одному из жильцов Олегу Жижину, что школу застройщик должен был ввести в эксплуатацию в сентябре 2018 года, но до сих пор уклоняется от исполнения соглашений. На территории «Ultra city» и «Шуваловского» должны появиться школы в конце 2021 года, в «Юбилейном квартале» и «Чистом небе» — в 2020 году. Застройщик ЖК «Каменка» обанкротился, поэтому о сроках строительства образовательного учреждения ничего не известно. Сейчас ближайшие школы переполнены, поэтому дети ездят с пересадками в 579-ю и 581-ю школы, расположенные в двух километрах от района.
Проблема-то одна
Жильцы новостроек озабочены разными проблемами в своих квартирах: в ЖК «Граффити» жалуются на холодные углы, в «Чистом небе» довольны ремонтом, но застройщик уменьшает площадь квартир на целый квадратный метр, в «Юбилейном квартале» неудобные пандусы, а в «Каменке» и «Новой Каменке» много брака, но зато едва ли не самая низкая цена в городе.
Но есть одна проблема, объединяющая всех жильцов района — это желание застройщиков поскорее продать жилье, а об инфраструктуре, благоустройстве и экологии думают после. Радость петербуржцев от серьезной покупки омрачается отсутствием места для прогулок и школ, соседством с промзоной и оживленной дорогой. Тенденция очевидна: девелоперы мало думают о комфорте жителей их домов, предпочитая привлекать покупателей яркостью фасада, наспех сделанными детскими площадками и невыполнимыми обещаниями.
Текст: Дарья ФокинаФото: Игорь Логвин