Как рождается плохая архитектура

Несколько дней назад я показал вам несколько страшных картинок. Это был проект нового здания сургутского вокзала. Если коротко, всё очень и очень плохо.



На мои замечания отреагировали сначала в РЖД, потом и в администрации города. И мне стало ещё грустнее. Вот знаете, иногда просто руки опускаются. Давайте начнём с главы города Сургута Вадима Шувалова... Вчера он написал у себя в инстаграме:

"Как Глава города я стараюсь в первую очередь прислушиваться к сургутянам. Каждый имеет право на своё мнение, и жители Сургута своё высказали: за этот проект проголосовало большинство ещё в 2016 году. Думаю, что это правильно — делать город таким, каким его хотят видеть горожане. Готов пригласить Илью в гости: обсудим проект реконструкции вокзала лично, а кроме того покажу наш замечательный город. Надеюсь, что беседа пройдёт в конструктивном русле, и человек с таким опытом поможет найти варианты решения более насущной проблемы, например, вопрос с парковками. А пока, повторюсь, что выбор горожан заслуживает уважения".

Это очень показательная реакция, и я прекрасно понимаю, почему Вадим Николаевич так отреагировал. Возможно, будь я на его месте, написал бы тоже самое. Политика провоцирует на популизм.

Для начала давайте разберёмся, что там за варианты предложили сургутянам. Из поста мэра может сложиться впечатление, что жителям города дали на выбор десяток проектов от ведущих архитектурных бюро, и они путём долгих дискуссий и обсуждений случайно выбрали говно:




На самом деле выбор был как в гастрономе в 89-м году:


А точнее, так:


Серенькое, красненькое или синенькое.

Думаю, аналогия понятна: "А чего вы ноете, что есть нечего? Вон, полки ломятся от берёзового сока!"

Но это ещё полбеды. Беда заключается в том, что Вадим Николаевич считает, будто в вопросах архитектуры надо прислушиваться к мнению жителей города. Мнение жителей города относительно архитектуры не должно волновать мэрию.

Почему администрация города не выносит на голосование варианты бюджета? Уверен, народ бы решил, как лучше выйти из кризиса. Или почему в случае болезни любой адекватный человек обращается к специалистам, не жалея денег, чтобы найти оптимальное и грамотное решение?

В России беда с архитектурой именно потому, что к этой науке относятся как к приготовлению оливье. А чё тут сложного? Тут покрасим, тут надстроим – и готово! У нас архитектура не воспринимается как сложная наука и искусство. Зачем приглашать профессионалов, когда любой дурак в фотошопе нарисует картинки нового фасада вокзала?

Как и любое другое искусство, архитектура формирует человека, она влияет на него. От того, в каких домах мы живём, что мы видим из своего окна, зависит, какие мысли рождаются в голове. Архитектура воспитывает человека. Она может возбуждать или успокаивать, сводить с ума или лечить. Хорошая архитектура может заработать для города миллионы! Она может прославить город на века. И, в отличие от других видов искусства, к архитектуре нужно относиться очень внимательно, потому что цена ошибки слишком высока. Мы можем не читать плохие книги, мы можем оградить себя от плохой музыки и живописи, но от архитектуры не скрыться. Её не забыть через год, потому что здание простоит минимум лет 50 и сформирует сознание нескольких поколений.

А что же с мнением народа? Мнение народа спрашивают на выборах. На выборах люди выбирают тех, кто будет дальше управлять городом. Задача главы города – собрать команду специалистов, а не перекладывать ответственность на людей, которые просто не обладают достаточными знаниями.

Казалось бы, к архитектуре надо относиться очень ответственно. Именно поэтому города объявляют архитектурные конкурсы, привлекают специалистов, стараются найти оптимальное решение.

А что мы видим в Сургуте? Важнейшее здание в городе рисует Сибжелдорпроект? Простите, но уже за одно название эту компанию нельзя допускать к проектированию. Что может родиться в мастерских компании с таким названием?

Я не поленился, зашёл на сайт посмотреть, что делает это чудесная организация. Вернее, у самого Сибжелдорпроекта сайта нет, зато есть сайт у материнской компании Росжелдорпроект. К счастью, в 90% случаев они проектируют железнодорожные пути. То есть ребята могут правильно начертить, как прокинуть рельсы и шпалы через овраг, где поставить опоры для проводов и как делать стрелки. К несчастью, иногда по какой-то неведомой причине Сибжелдорпроекту доверяют проектировать здания. И это абсолютное, концентрированное зло от архитектуры. Просто какой-то эликсир, одна капля которого способна убить всё живое. Я покажу вам несколько проектов, чтобы вы понимали уровень дна:







И так далее.

И вот эти ребята рисуют главное здание вокзала Сургута.

А что же ответили в РЖД?



То есть они понимают важность привлечения архитекторов, поэтому обязательно дадут им делать ИНТЕРЬЕРЫ!

ЧТО, БЛЯ?

Вы там под дым паровоза попали?

"Мы решили построить в Сургуте говно, но, так и быть, сделаем начинку из повидла!"

И опять мы видим полное непонимание того, как должны протекать процессы. Администрация захотела яркие фасады. Почему вообще администрация должна что-то хотеть? Можно узнать, кто в администрации города обладает архитектурным образованием, опытом проектирования и строительства знаковых объектов, кто писал техническое задание? Есть имя этого талантливого человека?

Хочу напомнить, как протекают процессы правильно. Я, например, показывал вам здание Захи Хадид в Нью-Йорке. Так вот, её мастерская спроектировала не только фасады, но даже знаки номеров на дверях и кухонные шкафы. Это не уникальный случай. Каждый элемент здания очень важен для восприятия, поэтому хорошие архитекторы продумывают всё вплоть до мебели и дверных ручек.

Я смотрю на всё это, и мне очень грустно. Обычно мы ходим по городу и плюёмся, возмущаемся, как такое могли построить, почему так изуродовали город. Сейчас мы имеем уникальную возможность наблюдать, как рождаются подобные проекты. Непонимание и некомпетентность на всех уровнях. Это не случайные ошибки, это цепочка вполне закономерных действий, которые приводят к деградации среды.

Лучший выход из ситуации – объявить открытый архитектурный конкурс, привлечь к участию профессионалов и сделать хороший проект. Новый вокзал может стать знаковым зданием для Сургута, точкой притяжения для туристов. Он будет радовать глаз и воспитывать хороший вкус многих поколений сургутян.

А в Сургут я обязательно приеду. Договорились с Вадимом Шуваловым прогуляться по городу и снять один из выпусков второго сезона шоу БДСМ. Предположительно, весной. Уверен, нам будет что обсудить.


Скоро случится беда

Подписывайтесь:



Обратите внимание:



promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 153
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
← назад
Почему жители солнечного Сургута не хотят навесов от обжигающего солнца на перронах? Там днем будут только товарняки и сиеста?
Нарисовать можно многое, но строят у нас криворукие родственники и друзья чинуш.

Даже если будет хороший проект, в итоге выйдет убогое говно, ибо строить будут непрофессионалы.


Вообще нужно делать подборку соцстроительства в регионах (школы, больницы, жилье для переселенце) сразу будет видно, где хорошая власть, а где жулики, строящие говно и отдающие подряды левым компаниям.


Edited at 2019-01-22 10:41 (UTC)
ТЗ вероятно есть в открытом доступе на портале госзакупок. У Ильи некому его отыскать и выяснить "имя, фамилию и должность" проблемы, как говорил бывший железнодорожный начальник?
Варламов, не мешай строить в Сургуте говно. Только говно идеально и органично вписывается в российскую реальность.
Вот представь, построят в Сургуте вокзал как в Париже. Всё красиво, удобно, просто сказка, а не вокзал. А потом выходишь из вокзала, а кругом СУРГУТ. Это же просто у туристов шок будет. А так вокзал уже психологически подготавливает туристов, что вокруг говно и с этим ничего не поделать, такова вся российская реальность и все российские города.

Edited at 2019-01-22 11:48 (UTC)
Илья "ЧТОБЛЯ" Варламов ведёт цивилизованную дискуссию с оппонентами, которые ничего не понимают в современной культуре...
А Варламов поди понимает в строительстве красивых объектов? У него, блядь, 2 неоновые вывески в Сыктывкаре вышли на 400к рублей :) Понимаешь, нарисовать красиво - это полбеды. Откуда взять проектировщиков, субподрядчиков и наконец просто рабочих, которые по качественным схемам все качественно соберут из качественных материалов - вот загадка.

Баклан-арена - тому лучший пример. Двери вникуда; коммуникации через дверной проем; протекающие трубы под потолком и прочая дичь. А снаружи вроде и ничего - красиво.
Очень точно всё про архитектуру. Именно так. Какой вид из окна - тем и забита голова. И не сотрешь и не выключишь.
И жить тебе в этом и детям твоим.
Отчасти
Только если не сидеть целыми днями у окошка, а делом заниматься, все не так безнадёжно
Даже из знаменитых питерских дворов-колодцев, где окна смотрят на окна, вышло немало достойных людей
вообще то в штате администрации должно быть управление главного архитектора, где работают люди с соответствующим образованием, и которые должны разбираться в таких вопросах.
Знаю я одного главного архитектора целого муниципального района. Двоечником у нас был. В институт приезжал пивка попить. А теперь - вот.
Если мнение граждан по вопросам архитектуры не должно волновать мэрию, то почему Варламов так старается пропихнуть свою точку зрения на архитектуру? Он - не "граждане"?
Там скорее проще, РЖД та ещё помойка как показало дело Захарченко, подряды там отдают своим, а не профессионалам.
Варли, ИМХО хоть проект и клоунский, но далеко не самый худший вариант.
Я думал, что у здания собьют все "излишества" и просто обобьют серой пластиковой вагонкой, а-ля т.н. "вент. фасадами" с крышей из синего металлопрофиля.

Как сейчас всё делается в Росии?
Как можно дешевле, но что б была красивая картинка. Архитектура, сохранение стилей старых построект и пр. это никому не нужно, так как затратно.

Отсюда и появляются эти ужасающие пластиковые коробки.

Вопрос в другом. Почему жители не возмущаются? И главное, в России нет беды с архитектурой.

Беда России имеет конкретное ФИО. И все мы знаем его знаем.
илья, проeкт клоунский, но посмотри на бетонные бараки сзади. Все лучше, чем серый совок. Как и детская железная дорога под Лего. ИМХО. Еще бы проводка и сантехника работали, и два туалета не в одной кабинке -- вообще мечта.

Edited at 2019-01-22 11:04 (UTC)
Это можно читать вечно!
"В России беда с архитектурой именно потому, что к этой науке относятся как к приготовлению оливье. А чё тут сложного? Тут покрасим, тут надстроим – и готово! У нас архитектура не воспринимается как сложная наука и искусство. Зачем приглашать профессионалов, когда любой дурак в фотошопе нарисует картинки нового фасада вокзала?

Как и любое другое искусство, архитектура формирует человека, она влияет на него. От того, в каких домах мы живём, что мы видим из своего окна, зависит, какие мысли рождаются в голове. Архитектура воспитывает человека. Она может возбуждать или успокаивать, сводить с ума или лечить. Хорошая архитектура может заработать для города миллионы! Она может прославить город на века. И, в отличие от других видов искусства, к архитектуре нужно относиться очень внимательно, потому что цена ошибки слишком высока. Мы можем не читать плохие книги, мы можем оградить себя от плохой музыки и живописи, но от архитектуры не скрыться. Её не забыть через год, потому что здание простоит минимум лет 50 и сформирует сознание нескольких поколений.

А что же с мнением народа? Мнение народа спрашивают на выборах. На выборах люди выбирают тех, кто будет дальше управлять городом. Задача главы города – собрать команду специалистов, а не перекладывать ответственность на людей, которые просто не обладают достаточными знаниями."
Очень приятно осозновать, что кто-то действительно понимает это!
Учитывая наши реалии, стоит отметить, что даже выход на диалог - уже кое-что. Могли бы ведь сказать, что дизайн скрепный, а иные мнения это все происки пятой колонны
здание вокзала- это не просто визитная карточка и ворота города. это очень часто и место досуга горожан и туристов, это- точка притяжения с магазинами и фасфудами (как много где в германии). пересдочный узел для разных видов транспорта, где может и пол-города бывать ежедневно!
и ещё: у меня, условно проезжая сургут, должно возникнуть стойкое желание сойти с поезда чтобы посмотреть "а что это за город в котором есть такой красивый вокзал".
лично подобное испытал, увидев жд вокзал в городе Льеж в бельгии.
у меня и мыслей не было посещать этот город, ехал проездом на поезде, НО увидев вокзал сошел с поезда и остался там тусить на 2 дня.
потому что вокзал, как позже выяснилось, руки сантьяго калатрава- это лицо города. и не просто лицо: я уверен что администрация льежа влезла по самые помидоры в кредиты банковские чтобы такое отгрохать в третьеразрядном и не самом туристическом городе, но потом выхлоп от туристов и просто город (репутация, цитирование, фирмы-резиденты налоговые, развитие бизнеса, стройка отелей и туриндустрия) получил супер-возврат финансовый от проекта. кому не лень- гуглите "вокзал льеж"
Ну вы сравнили Льеж и Сургут. Какие магазины и фастфуды, какой пересадочный узел, какое желание сойти с поезда? Это Сургут, детка, тундра непроходимая с нефтевышками.
А ведь шувалов пытается обмануть подписчиков своего инстаграма. Надеюсь они дадут ему по бошке.
← назад