Почему не едет Петербург



Давайте честно признаемся себе и окружающим: к общественному транспорту в наших городах всегда относятся по остаточному принципу. Зачем строить трамвайную линию, если можно построить ещё одну полосу на и так уже широкой улице? Зачем думать над маршрутной сетью, закупать технику, делать единый билет и тратить часы работы на прочие сложные штуки, если всё можно просто отдать маршруткам, как это уже сделали в Туле или Воронеже?

Самым очевидным решением любого транспортного вопроса для чиновника остаётся строительство очередной развязки, желательно покрупнее и подороже. "Город должен ехать!" – часто можно услышать из уст очередного градоначальника. А как именно "ехать" – дело десятое. И если, например, трамвай в городе почему-то ещё не закрыт, то его можно оставить где-нибудь на задворках, чтоб не мешал осуществлению грандиозных транспортных проектов. Вместо качественной транспортной системы на выходе горожане получают тыкву.

Петербург в этом смысле мало чем отличается от других российских городов, с одной лишь разницей: денег тут задействовано побольше. И в этом вся опасность, потому что они идут на развал системы.


Влажные фантазии о метро

Сегодня только метро может быстро и гарантированно доставить вас из точки А в точку Б, поэтому последние лет 15 лет поезда под землёй для Петербурга – священная корова: на них все молятся и очень ждут развития сети, забывая про реальность. Можно только позавидовать настойчивости и терпению коренных петербуржцев и новоприбывших: десятилетиями они ждут метро в своих районах и каждый раз искренне радуются новостям о скором пуске новых станций. Строители "муравейников" им вторят: "Покупай квартиру! В 2021 году – станция метро в 5 минутах!" – гласят яркие рекламные плакаты в вагонах того же метро. Но чуда не случается: сроки ввода откладываются, а горожане грустнеют до следующей публикации.



Городское транспортное руководство чуть ли не каждый год публикует новую отраслевую схему развития метро. В последние годы она, кстати, сильно обеднела. Очень много денег тратится на разработку, что называется, "в стол": в городе могут потратить несколько миллиардов бюджетных денег на разработку проектной документации и подготовительные работы, но линию в итоге не построить. Видимо, священное божество периодически нужно задабривать, раз не жалеют таких денег.

За последние 15 лет в городе ввели 11 станций, а пассажиропоток упал на 11% (с 820 до 725 млн пассажиров). Стоимость содержания метрополитена с добавлением станций только растёт: планируемый к открытию в 2019 году новый участок 5-й линии из трёх станций и депо "Южное" обойдётся бюджету города в дополнительные 1,5 миллиарда рублей ежегодно. Стоимость строительства одного километра тоннелей возросла до 13 млрд рублей. Только представьте, сколько линий трамвая можно было бы построить в ближайшее время по цене нескольких километров метро!


Бюджет города уже давно остаётся дефицитным: в 2019 году планируемая разница между доходами и расходами составит 52 млрд рублей. До экономии на освещении и отключения эскалаторов, как в Казани, может, и не дойдёт, но деньги всё равно придётся искать и изымать из других направлений: медицины, образования, дорог или уборки снега.

Тёмные станции метрополитена Казани



Трамвай

Некогда трамвайная столица мира – ныне обладательница разрозненных участков сети, соединённых воедино лишь номинально. Парк вагонов обновляется крайне медленно, а ужасное качество рельсов и стрелок вынуждает повсеместно выставлять ограничение скорости в 10-15 км/ч, тогда как нормальный трамвай должен разгоняться до 50-60 км/ч.


Сегодня в городе много мест, где людей много и автобусы не справляются, но строить трамвай не торопятся. Последний новый участок трамвайных путей на Гранитной улице (протяжённостью в 2 км) был запланирован ещё в 1980-е, строить его взялись только три года назад и до сих пор не закончили.


Самостоятельно развивать трамвайную сеть город почему-то не хочет, но видит перспективы в использовании схемы государственно-частного партнёрства, в том числе для передачи уже построенных линий в обслуживание инвесторам. Проект "Чижик" великолепен, но город при такой схеме финансирования сильно переплачивает. Петербург мог бы давно самостоятельно начать поддерживать свою инфраструктуру на таком же уровне, но значительно дешевле.

Петербургский "Чижик"



Где приоритет?

Автобусы и трамваи в пробках – сигнал о полной некомпетентности чиновников. Кому нужен общественный транспорт в пробке, если с можно стоять рядом в своей машине с личной музыкой и печкой? Петербургу срочно нужны выделенные полосы на улицах – только их массовый ввод может компенсировать "дефицит" новых станций метро, но этого петербургские чиновники, видимо, не понимают или не хотят понять.

Общественный транспорт вообще не должен зависеть от ситуации на улицах; в Петербурге же, например, все выпуски на 93 маршруте автобуса за сутки в общем теряют до 12 часов в пробках, на 6 маршруте трамвая – до 8 часов, на 86 маршруте автобуса – до 7 часов, а на 31 маршруте троллейбуса – до 5 часов в сутки, согласно исследованию СПбГАСУ. За каждый рейс, который не был выполнен не по вине перевозчика, город платит около 2/3 стоимости выполненного рейса.



Электрички и пригород

Петербург обладает уникальной железнодорожной инфраструктурой, доработав которую, уже давно мог бы создать эффективную систему городских электричек. Но даже простейший вопрос создания единых с городским транспортом билетов не может быть решён уже многие годы. В Москве смогли это сделать, и сегодня МЦК работает не хуже метро, на подходе новые диаметры, а петербургские чиновники стоят в стороне, смотрят в ноги и рассуждают: мол, "мы не Москва".


Работы приграничных с Ленинградской областью маршрутов – отдельная печальная тема. Сегодня интеграция билетов на таких маршрутах просто невозможна. Более того, нет не просто подвижек в эту стороны – город вообще хочет отстраниться от обслуживания таких маршрутов к осени 2019 года. Намного проще считать, что за границей Петербурга жизни нет.


Маршрутки



Раковая опухоль городского транспорта с сервисом уровня Африки давно захватила этот чудесный город. Хорошо хоть, недавно город объявил, что к 2020 году избавится от этого атавизма. Остается резонный вопрос: почему это не было сделано ещё вчера? Маршруткам в крупном городе совершенно не место.




Тарифы

Привлекательность общественного транспорта для пассажира сильно зависит от бесплатных пересадок и стоимости проездных. В Петербурге месячный безлимитный билет на сегодня стоит 2900 рублей – это самый дорогой билет во всей России. О каком привлечении автомобилистов в общественный транспорт может быть речь при такой стоимости?

Массовый переход на длительные абонементы и ввод весомого штрафа за безбилетный проезд помог бы сократить лишние траты и число зайцев. Замена всех кондукторов на контролёров-ревизоров сократила бы затраты минимум втрое, но чиновникам это не очень-то и нужно. Более того, убрать кондукторов планировали с вводом валидаторов у каждой двери, но сейчас город содержит и валидаторы, и кондукторов.


Город годами субсидировал строительство огромных дорог и развязок, которые сегодня дружно стоят в пробках, но не может создать нормальные условия для пассажиров. Пока весь развитый мир направляет деньги от платных парковок и налогов на поддержание и развитие общественного транспорта, в Петербурге платят миллиарды рублей компенсации инвесторам автомобильных трасс. Удивляюсь, как вообще петербуржцы коллективно не плюнули и не пересели дружно на авто.


Имитация бурной деятельности

В Петербурге очень любят сказки – это различные исследовательские работы, опять же, за бюджетный счёт. Всякие "Концепции развития транспортной системы до 2048 года", "Комплексные системы организации дорожного движения до 2033 года" и прочие документы со списком бетонно-асфальтовых хотелок, подземных переходов и прочего кошмара урбаниста. Общественный транспорт хоть и называется в них "эффективным решением", но отодвинут на задний план.


От таких подходов к транспорту уже давно отказались по всему миру – города вкладывают деньги в приоритет автобуса, обновление трамвая и велодорожки. Поэтому, например, в мире идёт трамвайный ренессанс: новые трамваи вдоль улиц не сильно уступают в провозной способности метрополитену, но стоят в разы дешевле на всех этапах и строятся за несколько лет.


Бюрократизм

Ещё здесь обожают простую задачу превращать в квест с растягиванием сроков. Например, сейчас в городе не хватает около 500 остановок, но создание всего одной остановки занимает полтора-два года! Обычной автобусной остановки! Обосновать и согласовать местоположение должен комитет по транспорту, спроектировать и построить ненужный автобусный карман – комитет по развитию транспортной инфраструктуры, подключить освещение – комитет по энергетике, поставить павильон и урну – комитет по благоустройству. Бюрократия в самом ужасном смысле слова.


Сами остановки, к слову, ужасны внешне и убоги функционально. Да, вы не ошиблись: вместо стенок там сетка. Уважающий себя человек даже площадку с мусорными баками у себя во дворе так не оформил бы. Просто сравните это убожество с московскими или парижскими остановками.


Без нормального общественного транспорта Петербург обречён на деградацию: ни один город мира ещё не победил пробки с помощью "ещё одной полосы" и развязок вместо набережных.

Проблем с транспортом в городе так много, что нет возможности описать их одним постом. Поэтому прошу прощения у пешеходов и велосипедистов – про ваши проблемы я расскажу как-нибудь в другой раз.




Спасибо движению "Транспорт и горожане" и Аркадию Гершману за помощь с постом
Использованы фотографии Питертранспорта и Аркадия Гершмана

Подписывайтесь:



Обратите внимание:



promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 153
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
← назад
Да не Европа Россия, а США. Огромные города и пространства!
Не нужен России общественный транспорт вообще. Дороги нужны и развязки.

Любим мы автомобили, не плохо это и не хорошо, просто данность.

Город должен быть плоский, это верно, только не три этажа, а 1-2. Дороги и машины, вот такой путь должен быть в России, как в США.
Если в Москву успешного Собянина назначили, то в Питер овоща Полтавченко, который продвинулся не за счет таланта управленческого, а за счет знакомства с Путиным.
убрать маршрутки? ты в своем уме?
убрать-то их нефиг делать, но новые маршруты, закрываемые маршрутками, никто для автобусов-троллейбусов разрабатывать не будет.
на куче маршрутов на общ.транспорте надо сделать две-три пересадки там, где можно доехать на ОДНОЙ маршрутке!
о том, чтоб транспорт ходил по расписанию, и вместо маршрутки, которая подходит каждую минуту, мы бы не ждали 10-15 минут - можно будет только мечтать.
или ты реально думаешь, что они сначала это все нормализуют, а потом маршрутки отменят? да хер. будет так же, как с ларьками - взяли и убрали все ларьки. и ни одного магазина на три квартала, хлеба вечером негде купить, годами длилась эта херня.
так что иди в москву с такими улучшениями.
Велосипеды - вот что спасет Питер! Кац предлагает сдаться! Лев Натаныч одобряэ!
Моисей Жидовских тоже одобряэ и просит поддержать материально - на велосипед.
Сегодня ночью в Питере - минус 26, самая велосипедная погода.

Edited at 2019-01-21 23:53 (UTC)
В России почему-то решили, что метро - это такой современный трамвай.
В России так любят метро,
потому что не надо связываться с разведением конфликтных потоков в уровне улицы, поэтому для мэров-крепких хозяйтсвенников это очень привлекательный момент.
Ну ничего, скоро облагородим нашу общую Москву всей страной и возьмемся за Питер. А Самара, Нижний, Казань, Красноярск и др., мы подождем. Главное, чтобы москвичам жилось в комфорте, а то ж они кормильцы наши. Собянин вон говорит, что Москва донор для всей страны, только я шахт и вышек газовых и нефтяных в Москве как ни искал ни одной не нашел, удивительно.
бюджет питера - словно зеркало ситуации в стране. если даже город-миллионник не может себя прокормить, что на остальной территории творится...
хорошо москве - сосет кровь из всей страны и не парится. а вот что будет, если страна обескровится - интересный вопрос.
Остановки из сетки
Я понимаю - чтобы не клеили объявления! Но это остановки из сетки, ещё раз:"остановки ИЗ СЕТКИ". Идёт дождь, снег, ветер. В общем, объясните куда писать, что делать - чтобы этот ужас прекратили!?
Re: Остановки из сетки
Как пользователь этих остановок: от дождя, снега и ветра эта сетка таки защищает. Они ж не рабицей обтянуты...
Все, что есть хорошего из транспорта в Питере, как ни крути, - заслуга проклятых большевиков. Руньше можно было из Купчино на 25-м трамвае проехать через весь город.

Петербург подурнел в последние годы. Я его помню в 2004-м. Было мало машин. Было совсем немного дурных многоэтажек. Даже спальные районы с 5-и, 9-и этажными хрущовками хоть и представляли собой какое-то унылое болото, но все же было как-то уютнее.

Нынче среди мрачной, но малоэтажной хрущевской застройки, понатыкали каких-то неуместных аляповатых небоскребов, которые лишь подчеркивают жуткий контраст страшного с плохим.

Концептуально, актуально
Тему с вилисапедами горячо поддерживаю. Особливо хочу отметить что существуют вилисапеды на 4-5 человекоместа, а также велорикши. Так что призываю всех глав администраций с завтрашнего дня отдать все дороги под вилисапеды. Тогда и велодорожки строить не придётся. А заодно путем использования многоместных вилисапедов решим проблему транспортного коллапса.
Re: Концептуально, актуально
вилисапеды на 4-5 человекоместа,
-------------------------------
дык это ж такси на ножной тяге.

можно сделать веломаршрутки. на 7-11 человек. все крутят. чем плохо?

ведущему всавить в зубы плакатик с нумером маршрута. причепить динамо - пущай вырабатывает ток для габаритных лампочек.

Пердеть запретить категорически!
эх, трамваи, трамваи, кругом одни трамваи.......
как только везде будут трамваи, всё сразу будет в порядке?
товарищъ варламов всё мечтает о прошлом!
было очень мало личного транспорта, поэтому ездили
на трамвая-троллейбусо-автобусах,
развивать в городах нужно и от и личный транспорт,
там где нужно от, то оно нужно, а там где личный транспорт,
там нужен личный транспорт и не чего смотреть, что было 50 лет назад


Почему не едет Россия?
Варламов-Гершман так странно пишут, будто губернаторы в России существуют в вакууме. Что хотят, то и делают. А ведь их назначают сами знаете кто. И есть федеральные документы о развитии транспорта в России. Сравните, как там должны развиваться автодороги и общественный транспорт. ОТ - по остаточному принципу.
В стране по сути действует политика усиленного принуждения к автомобилизму, и губернаторы ее просто воплощают как послушные солдаты.
Небольшое исключение сделано только для Москвы, но и то - как сказать. Метро строят, подвижной состав наземного ОТ новый закупают. Но сколько километров новых трамвайных путей построено в Москве за 10 лет?
Магистральные маршруты ввели, но почему этот типа BRT все также стоит на Моховой в общей пробке? Дегенераты все также безнаказанно заезжают на выделенку и снижают путевую скорость автобуса с 30 до 15 км\ч, я засекал. Почему интервалы днем в низкие пробки доходят до 15 минут на Новом Арбате? Потом автобус приходит забитый в мясо, как будто из новосибирского спальника в час пик. Вечером я полчаса ждал автобуса, чтобы уехать с Лубянки на Новый арбат, ни М2 ни М27 не появились, пришлось опять идти в метро с пересадками-перебежками.


Можно сколько угодно плеваться в губернаторов, но пока правительство и минтранс не родят внятной транспортной политики, где приоритет общественного транспорта Transit First будет закреплен законодательно и финансово - ничего не изменится.

Edited at 2019-01-22 10:31 (UTC)
Сами пишете: "Бюджет города дефицитен"
И где ж тогда денег на всё взять, если метро, глядишь, не на что будет содержать ? (не говорю "строить").
Мечтать-то не вредно, и ножкой топать: "хочу как в Европе"; но есть мечты, а есть суровая реальность. В которой деньги есть только у сиятельной московской метрополии. Да и то ОТ там далеко не на первом месте, и отнюдь не "цивилизованно-мирового" класса.

Поэтому, как ни крути, но массовые личные авто - не прихоть их владельцев, а необходимость. Выше верно написали - Любим мы автомобили, не плохо это и не хорошо, просто данность. Только дело не в любви, конечно. А в данности.

На дороги, парковки, развязки, надземные переходы, заборы, уничтожение пешеходной инфраструктуры тратят сотни миллиардов. На общественный транспорт и трети от этой суммы не хотят тратить, пиздят, что денег нет.
Ну вообще-то провозная способность автополосы больше, чем у выделенки от. Урбанистов надо вешать за незнание арифметики.
← назад