January 13, 2018

Пока в России уничтожают, в Европе развивают

В России сейчас происходит геноцид электротранспорта. Инициативные граждане и власти разных городов, не разбираясь в теме, яростно доказывают, что трамваи и троллейбусы — это причина пробок, шума, грязи и лишних бюджетных трат. Многие всерьез считают, что электротранспорт неэффективен и бесполезен, и что если его ликвидировать, а вместо него построить еще несколько полос автомобильного движения, то тогда города вздохнут свободно и все проблемы сразу же решатся сами собой.

Это происходит не только в России, но и у наших соседей. Сегодня мне пришло письмо из Киева: «До 2003 года в Киеве был магистральный трамвайный маршрут, соединявший жилые массивы левого берега — Дарницу и Русановку с Подолом. Линия проходила по пр-ту Воссоединения (Соборности), через мост Патона, а дальше по Набережной до самого Подола. Маршрут был ликвидирован в угоду расширения дорожного полотна на мосту, хотя всего в километре южнее строился, и позже был построен, новый широкий автомобильный мост, на котором теперь очень слабый трафик даже в часы пик, а в обычное время на нем можно и вовсе оказаться в одиночку). В сети появилось видео, запечатлевшее последнюю весну полноценного трамвайного движения в Киеве, снятое прямо из кабины машиниста. Если вдруг решишь посмотреть — лучше поставь скорость х2».

А что в это время происходит в Европе? Французы, например, наоборот строят новые трамвайные линии и покупают самые современные вагоны! Расскажу вам про очень показательный пример из Марселя. Трамвай там существует с 1899 года, и после Второй мировой войны его не уничтожили только благодаря нелепой случайности. В те годы в Европе началось то, что сейчас происходит в России: многие города стали активно демонтировать трамвайные пути, строить на их месте широкие автомобильные дороги и запускать по ним автобусы. Марсель тоже стал жертвой моды, но одну трамвайную линию в нем все-таки удалось сохранить. Оказалось, что на ее месте никак не получится построить обычную дорогу, и поэтому власти решили оставить ее в покое. Она исправно работала до 2004 года, и потом ее тоже закрыли. Но только для того, чтобы построить на ее основе новую и современную трамвайную систему.

01. Трамвайная система Марселя состоит из трех маршрутов общей протяженностью около 16 километров. Они обозначаются разними цветами — желтым, оранжевым и зеленым. Это и есть новая трамвайная система, которую Марсель отстроил с 2004 года.

02. Для проезда в марсельском общественном транспорте существует несколько категорий транспортных карт. Это могут быть карты на одного человека, на группу, на ребенка или на целую на семью. Стоят они по разному в зависимости от срока действия. Обычному человеку единичная поездка обходится в 1,36 евро, проездной на 7 дней стоит 13,7 евро, на 30 дней — 46 евро, на год — 446 евро. А есть покупать постоянно действующую карту с ежемесячным пополнением, то тогда каждый месяц будет обходиться в 37,1 евро.

03. Всего у марсельской трамвайной системы 32 остановки. Все они оборудованы автоматами по продаже билетов, картами города и полезной информацией о маршрутах.

04. Так трамваи выглядят внутри. Все трамваи низкопольные, помимо сидений тут предусмотрены места для обычных и инвалидных колясок.

05. Двери открываются автоматически при нажатии кнопки, у нас такая система обычно работает в электропоездах.

06. Сиденья и подлокотники сделаны из дерева. Обратите внимание на размер окон.

07. Модель марсельских трамваев называется Flexity Outlook Cityrunner. Это модульные трамваи канадского производства. Эта же модель используется в городах Австрии, Италии, Польши, Швейцарии, Турции, Бельгии и еще нескольких стран. Но при этом все они выглядят по-разному, потому что производитель кастомизирует дизайн и технические особенности для каждого отдельного города.

08. Первые две линии новой трамвайной системы были открыты всего 10 лет назад. До этого Марсель примерно 4 года был без трамваев. В 2004 году власти закрыли последний маршрут старой трамвайной системы и к 2008 году перестроили его в два новых отдельных маршрута.

09. В 2011 году была открыта третья трамвайная линия (и на данный момент последняя).

10.

11.

12. Кстати, дизайн для трамваев разрабатывала отдельная компания, которая решила, что внешне вагоны должны быть похожи на корабли. Над указателем маршрута есть круглый светящийся элемент, цвет которого соответствует цвету маршрута.

13. Марсельские трамваи — модульные. Как правило, они состоят из пяти сочлененных частей. Но при желании количество модулей можно легко увеличить до семи.

14. Трамвайные пути обычно обособлены от автомобильного движения. На некоторых участках они расположены вдоль тротуаров, тогда как автомобильная дорога проходит по центру улицы.

15. Это плохое решение, все должно быть наоборот — трамвай в центре улицы на обособленном полотне, а полосы автомобильного движения вдоль тротуаров. Для этого есть множество причин.

1) Трамвайные пути, расположенные сбоку, пересекают большое количество выездов из дворов, съездов на второстепенные улицы и так далее. Это повышает вероятность ДТП. Под трамвай, идущий сбоку, может ВНЕЗАПНО выскочить пешеход; когда трамвай идет по центру — водителю все отлично видно, никто внезапно не выскочит. Это заставляет трамваи ездить медленнее, чтобы была возможность ДТП предотвратить.

2) На регулируемых перекрестках трамвай, расположенный по центру, едет в основной светофорной фазе — прямо и направо. Трамвай, расположенный сбоку, конфликтует с правоповоротной стрелкой, поэтому он получает меньше зеленого в цикл, а значит, тратит больше времени на проезд перекрестков.

3) Если трамвай расположен по центру, а остановки после перекрестка, можно очень удобно вписать в дорогу левоповоротные карманы и парковки. В случае, если трамвай будет идти вдоль тротуара, то организовать парковки не получится.

4) Если трамвай расположен по центру, а остановки после перекрестка, можно очень точно предсказать время его подъезда к перекрестку и организовать включение зеленого на светофоре как раз к этом моменту.

5) Трамвай, расположенный по центру, находится дальше от домов, при строительстве проще уложиться в нормативы, не надо вырубать деревья и т.д. Если пускать трамвай вдоль тротуаров, то будет проблема с поворотами, так как радиус поворота наружного трамвайного рельса не может быть меньше 15 метров. Так что на перекрестках и поворотах пути все равно придется уводить в центр дороги. Если делать пути по центру, то зачастую можно и дорогу не расширять, построить трамвай за счет существующих автополос, т.е. общее количество земли, используемой под транспорт, не увеличивается.

6) Если трамвай расположен на магистрали без пересечений в одном уровне, то при расположении по центру трамвай вообще ни с чем не пересекается, что обеспечивает скорость и надежность, сравнимую с метро. При расположении сбоку нужно пересекать все съезды, получается вот так.

17. В целом очень здорово, что Марсель вернул трамвай на свои улицы. И хотя в России трамваи сейчас убирают, через 50 лет их обязательно начнут возвращать, и подобные репортажи можно будет делать и из российских городов.