Как строят жилье в Париже: берите пример!
В этот раз я приезжал в Париж не только смотреть на массовые протесты и на то, что было после. Ещё я побывал в парижском пригороде Сент-Уэне, где построили отличный жилой район. И не воспринимайте слово "пригород", как что-то невероятно отдалённое. Прямо к этому району проложено метро, на котором можно без пересадок добраться до Елисейских полей. И погромить их! Кстати, в городах важно понимать, что границы у всех разные. Например, Париж, судя по карте, совсем небольшой город, в нём всего 2,2 миллиона человек. Это как если бы Москва была в пределах ТТК. Но есть ещё и Большой Париж, который и по размерам, и по площади сопоставим с Москвой.
Сегодня мы с вами увидим, какие французы строят здания, как они организуют общественное пространство и как это регулируется государством.
01. Дома примерно одинаковой этажности, но каждое здание уникально. Это не единая стена многоэтажных домов, тут каждый дом проектирует отдельный архитектор. Средняя этажность – 10 этажей.
02. Конечно же, никто тут не стеклит балконы, не вешает тарелки или блоки кондиционеров.
03. А здесь можно было бы устроить парковку для всего района. Ну как же так, французы? Район ещё только сдаётся, так что не все работы завершены, и кое-где остались строительные заборы.
04. Справа видна старая электростанция, не выделяющаяся на фоне остальных зданий ничем, кроме трубы. Обратите внимание, насколько разная архитектура.
05. Как же одному застройщику может быть удобно строить столько разных домов в одном районе, спросите вы? А кто сказал, что застройщик один? Город делит землю на участки, а затем устраивает для каждого из них архитектурный конкурс. А чтобы участники вдруг не настроили на своих землях десятки парковок и школ вместо жилых домов, предварительно разрабатывается план застройки территории. В нём прописывается, что здесь будет жилой дом вот такой этажности, здесь школа, а тут парк. После продажи земли город не снимает с себя ответственности за неё. И не просит застройщика добровольно-принудительно, пусть за несколько лет, но построить школу. Нет – он немедленно инвестирует в это строительство деньги, полученные от продажи земли.
06. Позвольте, а с чего вообще строительным компаниям лезть на маленький участок, где их ещё и со всех сторон ограничивают? Какая же тут выгода? А очень простая – любое строительство в Париже и его пригородах утраивает вложенные в него деньги. Ради такого можно и потерпеть ограничения в этажности, в плотности населения или в парковочных местах.
07. Профессия архитектора во Франции является одной из самых защищённых. На построенных домах устанавливаются таблички с именем архитектора и названием строительной организации. Так повелось ещё с XIX века, с османизации Парижа. А вот выучиться на архитектора непросто. Вам понадобиться: обучение в университете, несколько лет практики, последипломное обучение архитектурному бизнесу и юридической документации, а также выпускной проект. Только тогда вы получите лицензию местного союза архитекторов и сможете открыть собственный офис. Без этого ни к какому проектированию вас попросту не допустят.
08. Дорога и тротуар сделаны в одном уровне. Из-за небольшого движения в новых районах французы отказались от классических автомобильных дорог во дворах. Больше нет бордюров! Это ли не чудо?
09. А это школа. Хотели бы отдать в такую своих детей? Или сперва оградите её километровым забором?
10. На улице места для парковки мало, а сама она платная. Но вместе с квартирой можно купить подземное парковочное место. Никакой бесплатной парковки нет. Не купил гараж? АХАХАХА, лох!
11. Многоуровневая парковка на границе квартала, декорированная волнистой металлической сеткой. Здесь места для жителей и гостей.
12. Это только кажется, что пешеходная и автомобильная части улицы сделаны из одного материала. Проезжая часть – обыкновенный асфальт. А вот тротуар – с полимерным покрытием.
13. Такая поверхность гидроизолирована, меньше скользит и в целом качественнее простого асфальта. И это не уникальный районный проект, а обычная практика во Франции. Еще раз обратите внимание, что нет бордюров, зато есть столбики, которые препятствуют парковке на тротуарах.
14. Здесь хорошо видно, что дороги разного цвета. На тротуарах специальное покрытие.
15. Проезд ограничен только столбиками и гранитными блоками. Машины тут почти не ездят и люди могут ходить где угодно.
16. Как и во многих странах Европы, во Франции бардак со скутерами. Их пока не прировняли к машинам, так что народ часто кидает их где попало. Скоро будет как в Италии.
17. А вот, что очень круто тут сделано, так это дренажная система. Простая, но гениальная. В новых районах не делают решеток, а переосмыслили знакомые нам дренажные канавы и арки. Только теперь это элемент благоустройства! Смотрите! Вода с дорог и тротуаров стекает в такие канавы, где растут разные травы и кусты.
18. Эти канавы проходят по всему району. Но не просто канавы – тут продумана каждая деталь, например, стоят защитные сетки, чтобы система не засорялась.
19. Тротуар находится выше грунта – грязи оттуда не подняться.
20. В европейском ландшафтном дизайне сейчас тренд на дикую природу. Дренажные канавы выполняют не только роль водоотвода, но и украшают район.
21. Такое можно посадить один раз и дальше только поддерживать растения в порядке.
22. Эх, знали бы французы, что здесь могла быть клумба, цветы в которой можно менять три раза в году. Как же они тут зарабатывают?
23. А вот большая дренажная яма. Здесь скапливается вода со всего района, а затем она фильтруется и через систему каналов уходит в Сену, до которой отсюда рукой подать.
24. Вход в парк по мосту над дренажной ямой.
25. Ручей между огородами и остальным парком. С одной стороны новый район...
26. ... а с другой – старый. Посмотрите, как сделан ландшафт. Все это сделали совсем недавно, а выглядит, как уголок дикой природы.
27. От жилых домов парк отделён водой.
28. Выходишь из дома – и попадаешь на набережную.
29. Стилизованный под деревенский забор, а за ним – современная детская площадка.
30. А теперь изюминка нашего парка! Да, это огороды. И совсем не нужно ехать копаться в грядках за тридевять земель. Можно арендовать землю прямо у себя под окнами.
31. Это маленькое здание – сарай для садоводов.
32. На земле пластиковая георешётка, через которую растет трава. Рядом роют землю, а на улице между участками никакой грязи.
33. Все выращивают что-то своё.
34. Капуста! Каждый житель района может получить здесь участочек. Строить ничего нельзя, только выращивать растения.
35. Учебный центр. Внутри детские кружки и библиотека.
36. Какое разнообразие! И огороды, и дикая растительность, и уникальные здания!
37. Здесь уже нет заборов, а тротуар приподнят над землёй.
38. Часть парка старше района. Старые деревья решили не вырубать, а дорожку проложили прямо через них. Нормальное решение. У нас так иногда делают, но все смеются. А чего смеяться? Ничего страшного.
39. Простые лавочки.
40. Попались! Обманул! Они не простые – это лавочки-тренировалочки! Лайфхак, как сделать уличные тренажеры и не потратить денег.
41. А это лестница-тренажёр. Любящие сэкономить (но не испортить!) французы не стали заморачиваться на спортинвентаре и ограничились такими совмещениями.
42. Детский сад на первом этаже.
43. И детская площадка для малышей за заборчиком.
44. А вот игры для детей постарше.
45. Большущие горки, на которые можно подняться как по обычной, так и по верёвочной лестнице. Мои постоянные читатели помнят, что такие здоровские площадки строят и в России.
46. Эти спуски глубокие, а ещё один сзади – длинный. Рассчитан аттракцион на детей 6-12 лет.
47. А могли бы поставить пёстрый Кремль!
48. Уровнем ниже – площадка с разнообразными качелями.
49. И никакой тесноты – здесь можно хоть на велосипеде кататься! Чем местные детишки и занимаются.
50. Благоустройство.
51. А вот нашёл очень интересный двор. Дорожки сильно приподняты, а всё пространство засажено растениями.
52. Весь двор в зелени, через него идёт всего одна дорожка. Ходить по растениям нельзя, но выглядит так, словно ты идешь над водой! Очень круто.
53. Террасы застыли над зарослями, как лодка над прудом. Умиротворяющая картина. Такой двор не надо особо обслуживать, а выглядит невероятно круто.
54. Да и на выходе из двора тоже ничего ужасного.
55. Как вам такой подход к градостроительству?
Новые районы Таллина: хотели бы так жить?
Новые районы Амстердама: хотели бы так жить?
Новый старый район Арсенал в Лондоне: хотели бы так жить?
Новые районы Новой Зеландии. Хотели бы так жить?
Новые районы Стокгольма. Хотели бы так жить?
Новые районы Парижа. Хотели бы так жить?
Новые районы Подмосковья: хотели бы так жить?
Новые районы Хельсинки. Хотели бы так жить?
Новые районы Кёльна: хотели бы так жить?