Что норвежцу удобный город, то русскому смерть
Сегодня я бы хотел показать вам, как выглядит северный норвежский город. Как вообще можно жить с отвратительным климатом? Можно ли не стеклить балконы? Можно ли не сносить деревянные дома? Можно ли выжить на севере без личного автомобиля и есть ли там место велосипеду? Если вы на все вопросы ответили "нет", то вы просто никогда не были в Тромсё. Это город, в котором русский человек бы просто не выжил.
Тромсё – самый северный из крупных городов Норвегии. Или самый крупный из северных, как вам больше нравится. Он находится примерно на одной широте с нашими Певеком и Дудинкой и считается третьим по величине заполярным городом мира после Мурманска и Норильска. При этом климат здесь относительно мягкий благодаря Гольфстриму: средняя температура ноября – всего -1,1 градуса (в Мурманске -4,8, в Певеке -16,7, в Дудинке -23).
Поскольку Тромсё расположен за полярным кругом, здесь есть несколько объектов, которые имеют статус "самых северных в мире". Например, одноимённый футбольный клуб, а ещё планетарий и ботанический сад.
Тромсё считается одним из лучших мест в мире для наблюдения за северным сиянием (сезон длится с сентября по март). А летом туристы специально едут туда, чтобы любоваться полночным солнцем.
01. Кстати, правильно произносить ТрОмсё, несмотря на правила русского языка. В любом случае, это чудесный северный городок.
02. Заметил, что лучшее, что может случиться с городом – это лодки, пришвартованные у набережной. Не закрытый яхт-клуб или порт, а именно часть публичного пространства. Пешеходная набережная с кафе и лодки! Как в Марселе. Или как в Тромсё.
03. Другой берег! Посмотрите на церковь. К ней мы ещё вернёмся – это один из символов города.
04. Современная архитектура. Довольно неплохо встроили в историческую застройку этот огромный матовый булыжник!
05. Бывшие склады, доки и дома рыбаков сейчас реконструировали. Где-то музей, где-то живут люди или располагаются офисы. Вторая жизнь исторической застройки.
06. Тромсё – крупнейший город на севере Норвегии, но он не спешит сбросить с себя историю. Деревянные здания в центре образуют целостную историческую ткань, которую никто не спешит порвать. Деревянные здания в Норвегии не считаются ветхим и несовременным жильём. Их не сжигают, их не сносят под видом аварийного жилья, чтобы впихнуть очередной муравейник.
07. Посмотрите, как круто. По отдельности – ничего особенного. Памятник архитектуры? Да ну, нет, конечно. Но ценность такой застройки именно в среде, которую они формируют. Наши города могли бы быть такими же милыми и интересными для туристов.
08. А это исторический район Тромсё. Тут сохранили не только сами здания, но и мощение, фонарные столбы, таблички.
09. Старый столб
10. Хотели бы такой домик? В центре Тромсё самая большая концентрация деревянных домов в Северной Норвегии, старейший из них построен в 1789 году. А в XIX веке Тромсё неожиданно получил прозвище "Северный Париж", но почему, никто не знает.
11. Тот самый случай, когда и без асфальта с плиткой хорошо.
12. Дворы в исторической части
13. Кстати, смотрите, какое крутое общественное пространство. Сделали деревянную площадку, на которой под навесом установили гриль. Такую можно сделать в любом дворе: стоит недорого, зато двор становится значительно уютнее.
14. Вместо машин – велосипеды.
15. Сохранены не только здания, но и исторические детали. Например, старые деревянные ворота и фонари в арке.
16. На историческом здании – табло с расписанием современных автобусов.
17. Какой-то старый киоск до сих пор используется по назначению.
18.
19. Ладно, давайте посмотрим, как строят современное жильё. Мало ли – может быть, они тоже все окраины застроили панельными 15-этажными муравейниками, как у нас в Тамбове? Нет... Вот так выглядит современное жильё.
20. На первых этажах стоят огромные джакузи... ШОБ Я ТАК ЖИЛ, ГОСПОДА!!! ШОБ Я ТАК ЖИЛ!
21. Дома свисают над водой. Это ли не чудо? Можно сразу из квартиры нырять...
22. Обратите внимание, никто не стеклит балконы. Да как это возможно при таком климате?! А климат в Тромсё похуже, чем в Питере. Ужас, да?
23. Входы в подъезды
24. А ещё тут многие ездят на велосипедах! Ещё раз: круглый год! И в дождь, и в снег! У-у-у-у, при таком климате это невозможно, у-у-у-у-у, у нас северная страна, ко-ко-ко!
25. И балконы не стеклят, и на велосипедах...
26. У первых этажей есть выходы прямо во двор.
27. Входы в подъезды на уровне земли, всё прозрачное.
28. Эта стандартная коробка, такие ставят во многих городах и деревнях Норвегии.
29. А вот очень крутая детская площадка. Точнее, площадка тут была самая обычная, но потом вокруг неё построили вот такую деревянную конструкцию. Там разные лесенки, сетки, паутины, горки.
30. Конструкция быстровозводимая, я думаю, её скоро уберут. Прикол в том, что она вся в рыбацкой тематике. Используются яркие буйки и рыбацкие сети. Очень хорошо обыграна идентичность места.
-=Рекламная интеграция=-
Я уже рассказывал, сколько внимания привлекала к себе наша LADA, когда я ехал по России. Я успел подустать от любопытных взглядов проходящих мимо мужиков и вопросов: "Ну и как?" Ничего, думал я, сейчас пересеку границу, и больше до меня никому не будет дела. Как же я ошибался...
В Финляндии и Норвегии внимание к моему автомобилю не пропало. Кто-то подходил поинтересоваться, что за машина такая, а кто-то узнавал шильдик и даже одобрительно кивал при слове "Лада". Как оказалось, многие здесь знают и уважают тольяттинскую марку, в основном благодаря "Ниве", которая была в своё время дико популярна в Скандинавии и занимала 3,5% норвежского рынка импортных автомобилей.
Правда, иностранцы отмечают, что кроме шильдика с ладьей о старой "Ладе" больше ничто не напоминает. Наоборот, в большинстве своём финны и норвежцы принимают XRAY либо за своего, то есть за европейца, либо за японца. Особенно удивляются все, когда узнают, сколько автомобиль стоит. В Норвегии цены на машины сильно кусаются, поэтому для них то, что новый автомобиль может стоить меньше 10 тысяч евро, – это прямо открытие.
Дизайн автомобиля броский и запоминающийся. Во-первых, янтарная расцветка выделяется на дороге, но не выглядит чересчур вызывающей. Во-вторых, новую LADA не спутаешь с конкурентами благодаря X-образным выштамповкам по бокам. В-третьих, агрессивный передний бампер с яркими штрихами в виде хромированных молдингов.
При этом чёрные накладки на пороги и колёсные арки, чёрный задний бампер, массивные колёса и рейлинги на крыше делают автомобиль внушительнее, брутальнее. Все эти элементы как бы говорят: это уже не хэтчбек, перед вами настоящий автомобиль для бездорожья. Норвежцам всё это пришлось по душе, ведь для их горного ландшафта и заснеженных дорог машина с таким характером подходит идеально.
31. Новые студенческие общежития. Тромсё – город студентов. Развитию города способствовало открытие в 1972 году Университета Тромсё (единственный университет на севере Норвегии). А за 8 лет до этого открыли аэропорт. Из Тромсё можно улететь в Осло, Берген, Тронхейм, Ставангер, Киркенес и другие норвежские города, то есть проблем с внутренними рейсами вообще никаких. Кроме того, есть прямые рейсы в Швецию, Германию, Швейцарию, Великобританию, Польшу и Испанию.
32. Общаги только заканчивают строить. Вход в одну из них:
33. Парковка для студентов
34. А вот это старые общаги:
35. На территории университета есть крутой домик для встреч студентов.
36. Внутри огромный камин, где можно готовить и собираться.
37. Социальная реклама: оказывается, в Норвегии женщинам платят меньше, чем мужчинам. Ужас какой! Хорошо, у нас такого нет.
38. Схема общественного транспорта и расписание автобусов
39. Памятник китобоям. Вместо кита – мусорный контейнер.
40. Счётчик велосипедистов на одной из улиц, в этом году тут проехало уже 54 тысячи.
41. Стрит-арт. Кстати, именно из Тромсё родом довольно известная в Европе и у нас группа Röyksopp. А ещё здесь сидел в тюрьме знаменитый норвежский поджигатель церквей (и по совместительству музыкант) Варг Викернес.
42. Вы думаете, что в Тромсё всё идеально? Нет. Тут тоже есть ямы.
43. Тут мудаки паркуются на газонах.
44. Город очень грязный.
45. Прямо как у нас. Помыл машину, и через 5 минут она вся грязная. Жуть.
46. В 1965 году в Тромсё появилось, пожалуй, самое известное здание города – лютеранская церковь Тромсдален, более известная как Арктический собор, хотя технически это вовсе не собор, а приходская церковь. Её ещё иногда называют "Норвежской оперой", потому что некоторым церковь напоминает здание Сиднейского оперного театра. Но тут нужно помнить, что опера в Сиднее была построена только в 1973-м.
47. Церковь построена из бетонных панелей, покрытых алюминиевыми листами. По замыслу архитектора Яна Инге Ховига, она должна напоминать айсберг.
48. В 1972 году в алтарной части храма установили огромный витраж, созданный художником Виктором Спарре.
49. Новое здание Общественной библиотеки Тромсё было открыто в 2005 году. Вернее, здание не совсем новое: оно построено под оригинальной крышей кинотеатра Fokus, который в 1969 году спроектировал архитектор Гуннар Хауген. А тот в свою очередь вдохновлялся конструкциями мексиканца Феликса Канделы (учителя Сантьяго Калатравы), который во многих своих зданиях использовал сложные перекрытия-оболочки. Кинотеатр теперь находится в соседнем здании, а в библиотеке расположен ещё и городской архив.
50.
51. В городе живёт примерно 60 тысяч человек, во всей коммуне – около 75. Кстати, несмотря на все ужасы урбанистики, в Тромсё на 2018 год насчитывается 636 россиян ;) Центральная часть Тромсё расположена на острове Тромсёя, здесь же находится аэропорт. Меньшая часть городских построек вытянулась вдоль континентального берега. Это как раз мост, соединяющий материк с островом.
52. Как вы уже могли заметить, благодаря Гольфстриму в Тромсё нормально растут деревья. Если высаживают молодые, от сильного ветра их защищают металлическими конструкциями.
53. Под Тромсё есть сеть тоннелей с развязками и парковками. Выглядит невероятно!
Обожаю Норвегию! Жалко, что это путешествие закончилось...
Прекрасная Норвегия: дороги, горы и
северное сияние
Норвегия: как живут люди на краю света
Сможет ли "Лада" проехать 5000 км и не сломаться?
Финляндия, Норвегия: смотрите, как красиво, где нас нет!