Возможно ли существование Ваканды из «Черной пантеры»?
Все уже посмотрели «Черную пантеру» от Marvel? Между прочим, это очень кассовый фильм, который только за первые 4 дня показа побил рекорды по сборам. Самое интересное в нем для меня — это страна, в которой происходит действие. Ваканда! В ней нет автомобилей, и именно поэтому она заставила многих урбанистов обратить на себя внимание.
Издание Architectural Digest рассмотрело, насколько реальна идея такой вымышленной страны!
Авторы фильма хотели показать, как бы выглядела Африка в будущем. Дизайнеры вдохновлялись работами Захи Хадид и традиционными круглыми африканскими хижинами, чтобы достичь смешения разных стилей и культур. Они пытались создать архитектуру без жестких краев с изгибами, в которой общественное пространство кажется одновременно большим и уютным. В итоге получился стиль афрофутуризм. Дизайн и инфраструктура этой вымышленной восточноафриканской страны заставили многих экспертов задуматься о будущем наших городов.
В прошлом похожее обсуждение вызвал фильм «Бегущий по лезвию», в котором показан мегаполис будущего с огромными небоскребами и летающими машинами. После выхода «Черной пантеры» обсуждают уже другое будущее. И хоть такое монархическое царство не может возникнуть из ниоткуда, урбанисты и специалисты по градостроительству согласны с тем, что некоторые из проектов инфраструктуры Ваканды имеют реальные возможности. Например, в столице Ваканды пешеходы ходят по свободным от автомобилей улицам, за исключением случайного появления небольших шаттлов, похожих на автобусы. Второй вид транспорта — это высокоскоростные поезда.
Такой город очень похож на концепцию Woonerf, название которой переводится с голландского как «живая улица». Она была разработана в 1970-х годах в Нидерландах. Это подход к проектированию общественных пространств. Его суть в том, что улицы в городах должны быть в основном посвящены пешеходам и совмещать жилые и коммерческие помещения. Для жителей города Woonerf — это общественное пространство перед их домами, предназначенное для игры, общения и участия в жизни общества. В голландских областях, которые приняли эту концепцию, дорожно-транспортные происшествия снизились на 40% и более.
Ваканда как раз заставляет переосмыслить взгляды об общественных пространствах. Уже сейчас улицы фокусируются на пешеходах и избавляются от автомобилей, и эффекты от этого только положительные — я описывал результаты таких программ в России. Возникает все больше и больше улиц, где люди могут просто гулять без риска быть сбитыми. Вот еще один пример — парк Хай-Лайн в Нью-Йорке, про который я тоже уже рассказывал. Из старой эстакады, известной своими авариями как «Авеню смерти» сделали прекрасное общественное пространство, ставшее одним из любимых мест жителей города.
Теперь посмотрим на облик города. Ваканда не похожа на большинство мегаполисов из супергеройских фильмов, которые заполнены сверкающими небоскребами, уходящими в небо. Вместо этого ее архитектура сочетает разные формы, размеры и материалы: традиционные африканские элементы, соломенные крыши, висячие сады на некоторых из их самых высоких зданий. Брент Тодериан — урбанист и бывший городской планировщик Ванкувера — обращает внимание на застройку: она плотная, но не угнетающая, сочетает в себе здания разной высоты.
Второй важный момент, который отмечает Тодериан, это велосипеды, которых заметно не хватает в городе! В пространстве с плотной застройкой и смешанным назначением зданий расстояния иногда слишком большие, чтобы идти пешком, но слишком маленькие, чтобы ехать.
Но в целом такое будущее реально! И самое положительное здесь — это беседа между экспертами и зрителями, которую вызвал фильм, о том, как должны выглядеть наши города. Стоит задать себе вопрос: мы хотим вдохновиться и сделать что-то новое или укрепить то, что уже имеем?