Какой толк от благоустройства?
-=Подготовлено в интересах проекта «Моя Улица»=-
Когда в Москве начали ограничивать парковку, народ возмущался, что теперь бизнесу придется плохо. Кто поедет в ресторан, если там нет парковки? А когда некоторые улицы стали делать пешеходными, народ вообще похоронил ритейл и общепит в центре Москвы. На самом деле это очень распространенное заблуждение. Парковка никак не влияет на работу бизнеса, а вот хорошие общественные пространства очень важны.
Консалтинговое бюро «Стрелка», которое с 2015 года присоединилось к программе и разработало стандарты благоустройства улиц, вместе с Комплексом городского хозяйства г. Москвы и партнерами провело собственное исследование того, на что именно влияет благоустройство.
За три года существования проекта было благоустроено 329 улиц. Оценивался результат всего через год после окончания работ, хоть обычно такие итоги охватывают промежуток от трех лет. Так даже интереснее: можно узнать, какие изменения происходят практически мгновенно.
Как изменилось поведение людей на благоустроенных улицах? Стали ли они по-другому ими пользоваться, и появились ли новые пользователи?
Было сложно выбирать улицы для оценки, но здесь помог тот самый стандарт благоустройства, разработанный КБ «Стрелкой». Также рассматривали улицы, о состоянии которых до благоустройства было достаточно информации.
Выбрали Тверскую, Новый Арбат, Садовое кольцо и несколько улиц, программы благоустройства которых были приведены к единому стандарту: Петровские линии, большой Кисловский переулок, малая Дмитровка и Таганская. Для сравнения были взяты похожие улицы, которые еще не были благоустроены: малый Палашевский переулок, Товарищеский переулок, улица Остоженка и Бауманская улица.
Вот таким было состояние городской среды до начала программы «Моя улица»:
За время программы благоустройства город озеленили, улучшили транспортную ситуацию, создали новое освещение и виды уличной активности. Был введен дизайн-код рекламных вывесок, воссоздан исторический облик улиц.
Чтобы структурировать полученные данные того, на что повлияли эти изменения, решили выделить три группы пользователей улиц, на которые распространялись эффекты благоустройства: пешеходы, владельцы бизнеса и автомобилисты.
Для оценки эффекта благоустройства для пешеходов с помощью кликеров замерялись пешеходные потоки (людей расставляли в разных точках улиц, и они считали количество пешеходов), исследовали пользовательские фотографии в соцсетях и опрашивали ритейлеров на вопрос того, как по их мнению изменились пешеходные потоки на улицах, на которые выходят их магазины и рестораны.
Эффект получился таким:
Просто посмотрите фото улиц до и после благоустройства:
Анализировать эффект для бизнеса было интереснее всего, потому обычно все говорят, что благоустройство убивает ритейл. За рубежом такой анализ делается на основе данных о товарообороте и налогоотчислениях. В нашей стране ритейлеры не готовы раскрывать данные о товарообороте, а данные о налоговых отчислениях являются тайной, поэтому исследовательская группа брала длительные, полуторачасовые, интервью у большого количества владельцев бизнеса и сравнивала снимки улиц до благоустройства с их текущим состоянием. Получились вот такие данные:
Что очень важно — из всех 43 интервью, которые были взяты, ни один респондент не сказал, что из-за благоустройства он закрыл свой бизнес и ушел.
Если посчитать, что произошло с бизнесом в общем — уехали банки, салоны сотовой связи и ювелирные магазины, заехали точки общепита, продуктовые магазины, салоны красоты, аптеки и магазины одежды. Это означает, что улицы становятся более ориентированными на прогуливающегося пешехода, у которого возникает желание, например, зайти в магазин и купить йогурт для ребенка. При этом, по тем же параметрам на неблагоустроенных улицах изменилось максимум одно предприятие.
По жилой недвижимости виден эффект отложенного спроса. В первый год она была отрицательной, но если посмотреть улицы, благоустроенные ранее, после спада будет видна положительная динамика.
В стоимости коммерческой недвижимости большой динамики не происходит. Это связано с длительными сроками договоров аренды. Но опрошенные риелторы сообщали, что собственники помещений не меняли ставки.
И еще один эффект — появление террас и уделение большего внимания значению витрин. Многие ритейлеры говорили, что одним из основных плюсов благоустройства стало расширение улиц, после чего город позволил организовать террасы. До этого тротуары были настолько узкими, что это было невозможно.
И третья группа — автомобилисты.
Важным параметром здесь была оптимизация парковочного пространства. В ходе благоустройства были изменены геометрия дорожной сети и ширина полос. Если до начала благоустройства максимальная скорость движения автомобилей росла, то после благоустройства она стала падать. При этом средняя скорость, которая до благоустройства падала, наоборот стала расти. В среднем машины стали ездить быстрее, но гонщиков стало меньше. А те, кто ехал медленнее всего, стали ехать чуть быстрее, и движение стало спокойнее.
Общий эффект по оцениваемым улицам через один год после благоустройства:
А вот долгосрочный эффект изменений:
Подготовлено по материалам Комплекса городского хозяйства г. Москвы, КБ «Стрелка» и партнеров: ГКУ ЦОДД, «АФИША», Knight Frank, «Циан», Информационно-Аналитический центр «Квазар».