Автомобильная утопия: как мир пытались превратить в Россию XXI века



После Второй мировой войны в мире начался бум автомобилизации! Города перекраивали, чтобы они были удобными для машин – началось строительство эстакад, шоссе и развязок.

В прошлом веке строительство новых дорог, шоссе и магистралей считалось прогрессом, элементом приобщения к современному миру. Но как позже выяснилось, новые дороги не спасали от пробок. Напротив, они лишь провоцировали тех, у кого ещё не было личного автомобиля, срочно купить его. Тут всегда работает одна и та же схема: сначала автомобиль покупают те, кому он действительно необходим, а вскоре к ним присоединяются те, кто хочет дополнительного удобства и комфорта. Таких людей много, ради них создают или меняют инфраструктуру. Но это неизбежно ведёт к ущемлению прав других участников движения.

В городе для машин становится невозможно ходить пешком или ездить на велосипеде, деградирует общественный транспорт. И вот машину уже вынуждены покупать все жители города, просто чтобы выжить. Российские города сейчас на пике этого безумия. У нас действительно без машины ты человек второго сорта, который будет страдать. Но Европа и США осознали ошибки и начали отказываться от идей построения автомобильного общества.

Постепенно города начали возвращать людям, и стало видно, что осталось от безумных проектов прежних лет! Давайте посмотрим, какие идеи приходили в голову дорожным проектировщикам ещё полвека назад. К сожалению, многие из них на ура бы приняли в России.



1. Скоростная автомагистраль в Нижнем Манхэттене, Нью-Йорк, США



Детище злого гения Роберта Мозеса – градостроителя и проектировщика, одного из самых влиятельных и противоречивых людей Нью-Йорка 1930-х годов. Мозес перестроил и отремонтировал значительную часть мегаполиса, и ни один проект того времени не был построен без его одобрения и участия.

В 1941-м он спроектировал автомагистраль "Ломекс" (производное от Lower Manhattan Expressway). По замыслу она должна была проходить через весь Нижний Ист-Сайд в Манхэттене, соединяя Вильямсбургский мост с тоннелем Холланда и уходя дальше на межштатную магистраль I-78, которая идёт в Нью-Джерси и Пенсильванию. Строительство "Ломекса" оставило бы без крова две тысячи семей! Невероятный по масштабу глупости проект. Мозес вынашивал план строительства и искал нужное финансирование 20 лет, с 1941-го по 1961-й. Нужно было сровнять с землёй 14 жилых кварталов в нынешних Сохо и Маленькой Италии, уничтожить множество исторических зданий, выгнать две тысячи семей на улицу и упразднить более 800 предприятий.

На чертежах проект выглядел как сумасшедшая фантазия автора: предполагалось строить множество гигантских высотных зданий в форме буквы А, по бокам которых должны были располагаться диагональные жилые пространства, больше похожие на лестницы. И всё это Мозес предлагал расположить над магистралью! Сбоку от дорог проходили бы тротуары, а над
ними – монорельс (видимо, единственный общественный транспорт, предусмотренный проектом). Под Манхэттенским мостом планировалось построить гигантскую развязку, похожую на космический корабль.

Всё это на практике не учитывало многих факторов: каково было бы жить над многополосной автомагистралью? Как по всему этому проезжала бы спецтехника в случае аварии? К 1968 году, когда проект получил одобрение Федерального бюро, было понятно, что в расчётах использовались уже устаревшие данные: поток автомобилей за 20 лет вырос. Увеличение уровня монооксида углерода вблизи проезжей части было одной из причин, по которой губернатор Нельсон Рокфеллер отложил проект на неопределённый срок в 1971 году.

Немалую роль в отмене строительства сыграла и яркая местная кампания с участием урбанистки Джейн Джейкобс. Она сумела затормозить и в конечном итоге поспособствовать отмене проекта. Хотя определенный урон городу "Ломекс" всё же нанёс: под предлогом ликвидации трущоб и обновления города проектировщики добрались до округа Вашингтон-Сквер – в итоге без дома остались 132 семьи и были ликвидированы около 1000 предприятий.


2. Скоростная автомагистраль Spadina (Аллен-роуд), Торонто, Канада



В 1968 году та же Джейн Джейкобс, устав от постоянной борьбы с властями Нью-Йорка и опасаясь за жизнь своих сыновей призывного возраста (в то время шла война во Вьетнаме), уехала с семьёй в Канаду, но не перестала заниматься городским активизмом. Случилось невероятное: дом, в котором она жила, подлежал сносу под строительство скоростной автомагистрали, которая должна была соединить центр Торонто и пригороды.

В план входило строительство 26 эстакад и четырёхполосной дороги, выходящей к шоссе 401. Затем проект расширили до шестиполосного шоссе в центр города с новой линией метро посередине. В пересчёте на сегодняшние деньги его оценивали в 103 миллиона долларов.

Тут есть важный момент: как и в США, канадский средний класс проживал в основном не в черте города, а на окраинах и в пригородах. Многие жители Торонто пользовались автомобилем, чтобы добираться из дома до центра, где они работали. В их составе были разные госслужащие, поэтому неудивительно, что они единогласно выступали за строительство шоссе. Я уже писал о том, что одноэтажная застройка на окраинах ничем не лучше муравейников, потому что по будням все эти люди едут на машинах в центр, создавая пробки, а по выходным им нечем заняться у себя в районе, и они снова едут в центр.

Но вернемся к Джейкобс. Она сразу же организовала оппозицию, быстро завоевала популярность в Торонто и помогла остановить строительство скоростной автомагистрали, несмотря на активное противодействие чиновников. Сама Джейкобс призывала власти задаться вопросом: мы строим города для людей или для автомобилей?

К тому времени, когда кампания одержала победу и проект отменили, один короткий участок скоростной автомагистрали всё же был завершен, но жилые районы на его пути были спасены. Позднее этот участок переименовали в Аллен-роуд, он функционирует и по сей день.


3. Трасса штата 90 (SR 90), Калифорния, США



State Route 90 в Южной Калифорнии должна была проходить от Слосон-авеню в Лос-Анджелесе до курортного места Марина-Дель-Рей на побережье. Но местные жители были против строительства автомагистрали рядом с их домами, поэтому проект закрыли. Строителям удалось закончить лишь два не связанных между собой куска: автостраду Марина длиной 2,5 километра, построенную в несколько этапов с 1967 по 1972 год, и автостраду Йорба-Линда длиной около 20 км в 60 километрах от Лос-Анджелеса. То есть трассу увели совершенно не в ту сторону, в которую планировали.

Двухполосная автострада Марина стала одной самых коротких работающих магистралей в мире! Местные называют ее "дорогой в никуда", и лишь некоторые жители Марины-Дель-Рей в настоящее время пользуются этим маршрутом. После строительства были планы соединить два куска в полноценную автостраду, но массовые протесты сорвали реализацию проекта.


4. Мастер-план Фицровии, Лондон, Англия



Фицровия – это престижный район в центральном Лондоне и излюбленное место лондонской богемы. С развитием автомобилизации в больших городах, таких как Лондон, возникли хронические пробки и произошло смещение фокуса с человека на машины. Государства стали обсуждать, как выйти из этой ситуации, и провели несколько исследований. В Великобритании в 1963 году был представлен "Отчёт Бьюкенена" (Buchanan's report).

Правительство показало план, который предлагал сровнять с землёй большую часть Фицровии в Лондоне и создать шестиугольную сеть основных дорог с новыми офисами и жилыми помещениями, которые бы находились уровнем выше!

Авторы доклада считали, что множество дорожных шестиугольников, соединённых друг с другом наподобие пчелиных сот, будут более эффективными и помогут снизить трафик. Шестиугольники должны были огибать разные районы города как коридор, ведущий в разные комнаты. На пешеходных улицах должны были использоваться многоуровневые парковки. План также предусматривал создание узких подземных дорог, что должно было снизить объём трафика в городе. При этом жилой уровень предлагалось поместить на высоте четырех этажей над землёй.

Мастер-план, как и в случае нью-йоркского "Ломекса", оказался настолько инновационным (в плохом смысле) и нереализуемым, что остался на бумаге.


5. Внутренняя кольцевая дорога Глазго, Шотландия



В шотландском Глазго было своё исследование – "Отчёт Брюса". Помимо сноса исторических викторианских зданий в центре города он предлагал строительство автомагистралей внутри и по периметру Глазго. Вообще, в послевоенные годы было проведено много широкомасштабных исследований, направленных на "возрождение города" (в реальности – на его разрушение).

Глазго в этом плане "повезло" больше других: по городу проходит самая оживлённая автострада в Шотландии – M8 – и проходит она прямо через жилой район! Выглядываете из окна, а перед вами на бешеной скорости проносятся автомобили, вы дышите пылью из-под колёс, и на горизонте не видно ничего, кроме автострады...

Хотя сама идея абсолютно обычная – просто кольцевая дорога вокруг центра города с ответвлениями. Строительство началось в 1965-м и было частично завершено в 1972-м, но к 1980-му проект был полностью заброшен из-за публичных протестов. Люди считали, что дорога наносит ущерб окружающей среде и уродует внешний вид города. Секция Чаринг-Кросс подверглась критике из-за того, что для строительства пришлось разрушить множество домов на прилегающей местности.

Результатом строительства стали несколько "мостов в никуда" и другие инфраструктурные недоразумения: например, недостроенный участок дороги в районе Трейдстон резко обрывается в воздухе, напоминая трамплин, а над участком дороги Чаринг-Кросс в течение 20 лет висел неиспользуемый бетонный пролет.


6. План Помпиду, Париж, Франция



В Париже такие недоразумения начались ещё в XIX веке! Например, в 1853-1870-х годах Жорж Эжен Осман, более известный как барон Осман, по поручению Наполеона III проводил свою реновацию Парижа, включавшую в себя разрушение средневековых кварталов, которые в то время считались переполненными; строительство широких проспектов; создание новых парков и площадей; захват пригородов, окружающих Париж; строительство новых коллекторов, фонтанов и акведуков. Реновация Османа была встречена негативно, и впоследствии отклонена самим же Наполеоном III в 1870 году, но его некоторые проекты тянулись до 1927 года. Уличный план и облик центра Парижа сегодня – во многом результат реновации Османа.

Спустя сто лет история чуть не повторилась! Другой гений градостроительства, Жорж Помпиду, заставил город "приспособиться к автомобилю" и распорядился строить в Париже автодороги вдоль реки. Вскоре набережные вдоль Сены стали выглядеть так:


Со временем пришлось признать, что это было ошибкой. Сначала набережную стали закрывать по выходным для автомобилей, потом закрыли на целый месяц. Там расположился знаменитый Парижский пляж – песок, пальмы, шезлонги, кафе, различные активности: прокат велосипедов, стенки для скалолазания и т.д.

В 2010 году набережную решили закрыть для машин навсегда. Парижане остались очень довольны. Город получил отличное общественное пространство, которого так не хватало в центре.


7. Недостроенный пролёт автомагистрали в Кейптауне, ЮАР



Проект по строительству шоссе в Кейптауне задумывался в 70-х для того, чтобы "организовать циркуляцию трафика в деловом центре города с минимальным количеством помех и быстрым въездом и выездом". Автор проекта старался идти в ногу со временем и грезил будущим, которое тогда связывали с быстрыми машинами и длинными автомагистралями.

Но что-то пошло не так! Правда, истинная причина прекращения строительства так и не была обнародована. У жителей Кейптауна есть версия, что команда проектировщиков сделала ошибку в расчётах, из-за чего два конца магистрали просто не могли бы соединиться. Согласно другому мнению, строительство было остановлено из-за недовольного владельца магазина под эстакадой, который отказался продать свою собственность. Но в итоге все сошлись на том, что банально не хватило финансирования.

Тем не менее, недостроенный участок стал туристической достопримечательностью и популярным местом для съёмок фильмов и фотосессий, а в 2015 году муниципалитет даже использовал его как парковку для сотрудников.


Сейчас все эти страны исправляют свои ошибки и возвращают города пешеходам, но Россия зачем-то наступает на грабли XX века, а наши чиновники верят, что страна идёт "особым путём".

Насколько мы отстали от Европы

Геноцид автомобилистов или простая справедливость?
Правила жизни для автомобилистов


Зачем вам машина? Это же дорого и неудобно!
Разоблачение секты "Нам все должны!"

Санта-Моника: как город для автомобилей превращается в город для людей

Всё самое свежее я теперь публикую в Телеграм-канале. Подписывайтесь!

А чтобы не пропускать мои посты, подключитесь к Телеграм-боту

И не забывайте про Твиттер с Ютубом

… и ещё Инстаграм!
👍

promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 152
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе, есть…
← назад
купить авто МАЛО
так же как купить компьютер вовсе не равно суметь им пользоваться :)
Те кто СМОГ вызывают естественную зависть тех кто даже имея финансовые средства всё равно...мда. Есть до сих пор такие области человеческой деятельности, где природу не обманешь.
Тем кто умеет отлично убегать от гепарда ТОЖЕ наверное очень абидна - в современном обществе их талант нинужен, да.
Слава ВВП, в столице нашего 1000-летнего Скрепа такое невозможно.


Поэтому теперь я не туплю целый час на Мичуринском от Ломоносовского до МКАДа а свобдно еду по недавно открытому дублю за 8 минут с остановкой на 2 светофора.

Не мешая кстати пешеходам и велосипедистам, движение которых там запрещено! Ах-ха-ха!

Edited at 2018-01-15 13:35 (UTC)
"В городе для машин становится невозможно ходить пешком или ездить на велосипеде"

И правильно - хочешь ходить езжай на природу и ходи!
США? отказываться от авто?!
мда... ну студентишки кудрявые ДА - проповедуют 11номер. Ровно пока не станут приличным пузатым семьянином. Первая же поездка в мед центр\дет сад с орущим ребёнком - и бредни "за пешеходный мир" задвинуты в пыльный чулан - ровно так же как это происходит в России, да.
Как там про революционеров - "кто не был революционером в молодости" и далее по тексту.
Re: США? отказываться от авто?!
С аналогией про "кто не был революционером в молодости" не согласен.

Но мысль про автомобиль подтверждаю. Появится семья и дети, тогда ко многим придёт понимание. Город интересный для хипстеров без детей и соцобязательтв - это не город удобный для жизни.
Да-да, отказываются они от автомобилей, щазз. Может просто статистику посмотреть? В США 800автомобилей на 1000 жителей, во Франции 500, а в России 300...
Эх, Илья, зря ты тут такое размещаешь,
сейчас набегут деловые автомобилисты и попросят завернуть им все сразу и в двойном объеме в каждом российском городе ))
про ЮАР улыбнуло :)
рассказать, что пошло "не так" в стране победившего национального самосознания папуасов? И правда - если население ОПЯТЬ бегает голышом с копьями, на кой им эстокады - у них и машин-то всё меньше и меньше :) Мечта, правда? бггг
Re: про ЮАР улыбнуло :)
Это кстати не правда, в ЮАР белые оставили неграм очень хорошие дороги. Я проехал от Йоханнесбурга до Дурбана на автобусе - везде отличное шоссе такого уровня, который в РФ встречается только на нескольких федеральных трассах.
уже сто раз все говорили. сделайте чистыми тротуары и дороги. сразу в разы меньше народа будет на авто ездить
Цифры будут?
Где-то видел статистику соотношения площади УДС к общей площади применительно к разным городам. Прямо сейчас лень искать, но помнится, что Россия существенно отстаёт. Ну и по общественному транспорту Москва (а тем более - другие города) - далеко не чемпион.
А выкладывать картинки и топить за сферического коня в вакууме не очень сложно, да.

Edited at 2018-01-15 12:37 (UTC)
Re: Цифры будут?
вот несферический конь — СВХ, Москва, наши дни
Так в Европе и США по-прежнему строят и шоссе и развязки, и гораздо больше чем в России. Просто Варламов не показывает их своей пастве. А на счет «отказа от автомобиля» - сравните уровень автомобилизации в Европе и США с Россией и все поймете.
Во французском офисе, где я работаю, 90% приезжают на работу на личном автомобиле. На автобусе ездят в основном те, у кого нет прав, и еще есть несколько экофанатиков, приезжающих на электрических велосипедах.
> наши чиновники верят, что страна идёт "особым путём".
У Ильи в слове "втирают" куча ошибок :=)
← назад