Ilya Varlamov (varlamov.ru) wrote,
Ilya Varlamov
varlamov.ru

Categories:

Что там с конкурсом по реновации?

-=Рекламный спецпроект=-


Хайп прошёл – тема реновации уже не так интересна людям, как буквально месяц назад. Сейчас в Москве завершается работа над концепциями пяти тестовых участков под реновацию, но на обсуждение хода работ с участниками команд пришло явно меньше людей, чем планировали организаторы архитектурного фестиваля "Зодчество" в Москве.

Забавно, что основная тема фестиваля этого года – качество архитектуры и среды (в тексте будут фотографии стендов). Ведь то, что мы строим сегодня – залог либо успешного будущего, либо будущих проблем. Пока Мурино, Некрасовка и прочие 99% современной застройки – путь к долговременным социальным, экономическим и транспортным проблемам, которые предстоит решать будущим поколениям. Удастся ли в рамках реновации задать новый уровень городского планирования?

Что за конкурс?



Решение проводить открытый международный конкурс для первых участков реновации – логичное желание и реальная возможность выбрать лучший проект и застраховаться от ошибок. Плюс это публичная кампания с прозрачными принципами и решениями. В Москве уже есть опыт, когда конкурс спас площадь от плохого кулуарного проекта.



Конкурс стартовал в апреле этого года и на первом этапе собрал 120 заявок. Участвовать могли как российские и международные участники, так и смешанные команды. Список контор из разных стран впечатляет: Германия, Нидерланды, Великобритания, Испания, Малайзия, Италия, Венгрия, Сербия, Франция, США, Япония, Грузия, Турция, Индия, Кипр, Финляндия, Украина, Китай и Швейцария. Некоторые консорциумы работают с такими известными фирмами, как Zaha Hadid Architects, например.



Для участников было составлено подробное техническое задание и сформированы принципы реновации. На их основе строилась работа участников и жюри.



После первого этапа были отобраны 20 участников для пяти тестовых участков в районах Кузьминки, Головинский, Царицыно, Проспект Вернадского и Хорошёво-Мнёвники. Для каждого района были сформированы команды из отобранных участников. Итоги конкурса будут подведены в ноябре.

Что они делали?

Каждая команда имела техническое задание от города. От него можно было отступать при достаточном обосновании, но основную цель работ менять нельзя: нужно создать качественную среду для жизни. Звучит благородно, но слишком обширно.



Команды должны составить концепцию на основе запросов жителей, волнового переселения, современных тенденций и устойчивого развития. Как нужно строить, сносить и переселять людей во время работ, чтобы получить хороший район на следующие 50-100 лет – хорошая задачка. Сносить первые хрущёвки, чтобы получить хрущёвки 2.0, или заставлять детей ходить в школу через стройку десятилетиями никто не хочет.



Всю работу можно условно разделить на три части:

– понять, "что болит". Для этого проводили встречи с управой, депутатами, молодыми, старушками, детьми и алкоголиками. Да, у некоторых команд был бюджет на пивасик для алкашей: нужно понять, где, как и почему они скатываются на дно;
– подтвердить гипотезы и получить цифры. Заодно изучить позитивный и негативный опыт других городов;
– начать проектирование.

Практически каждый выступающий в числе основных проблем тестовых районов называл отсутствие разнообразия среды, малое число мест отдыха и развлечений. Люди в этих районах проводят время либо внутри дома, либо выезжают в центр – в районах хрущёвок просто скучно и однообразно.



Зелёный каркас районов участники максимально планируют сохранить, хотя прямо говорят: деревья не всегда к месту. Из-за неконтролируемого роста деревьев некоторые квартиры не получают положенных часов солнца в помещениях. Микрорайонное планирование не всегда учитывает влияние на микроклимат, из-за чего застройка увеличивает скорость ветровых потоков – деревья регулярно падают на людей.

Изменение нормативов

В рамках конкурса участники могут предлагать изменения в действующие строительные нормативы. Это полезное и правильное решение.



Со слов команд, они пытались создать концепции без кардинальных отклонений от нынешних СНиПов и ГОСТов. Основные проблемы возникли с парковочными местами, санацией фасадов окружающих домов, волновым переселением, размерами социальных учреждений и их расположением.

Как мы знаем, требование делать большое число бесплатных парковок приводит к упадку городской среды и росту цен на недвижимость. Это известная тема, которую нужно решать. В идеале, города должны устанавливать не минимальное количество мест, а максимальное.



При волновом переселении однозначно будут нарушены нормы инсоляции, без этого не обойтись. Поэтому при строительстве нового дома жильцы хрущёвки будут получать чуть меньше света. Можно попытаться сделать иначе, но тогда придётся переселять людей в другие районы или даже округа, что противоречит принципам реновации.



Требование отступа социальных учреждений от застройки не позволяет эффективно использовать землю и филигранно вписывать объекты в район. Необходимое количество метров на каждого ученика тоже приводит к необоснованным тратам драгоценной земли – зачем делать объекты исключительно для учеников, когда можно часть инфраструктуры сделать общей? Например, можно вместо спортзоны школы (работает лишь днём во время учёбы) сделать общий спортивный парк для жителей и учеников – тогда получится сделать школу компактнее, а объекты будут равномерно использоваться весь год.



В целом, по мнению участников, на основе конкурса реновации должен получится совершенно новый тип градостроительного регулирования. Это будут не изменения в текущие нормативы, а скорее список практик и рекомендаций для подобных работ в будущем.

Ждём ноября

Пока это всё слова. Они правильные, но не подкреплены результатом. Поэтому ждём начала ноября – предположительно, на культурном форуме в Санкт-Петербурге будут объявлены результаты конкурса.


Подготовлено в интересах мэрии Москвы
Tags: Архитектура, Благоустройство, Инфраструктура, Конкурс, Москва, Постоплачен, Реклама, Реновация
Subscribe
promo varlamov.ru listopad 17, 2011 20:24 155
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →