Надо запретить строить парковки
Расскажу вам сегодня про очень вредный закон, который вступил в силу с 1 июля.
Вам нравится спать на большой кровати? 250 на 250 см, с балдахином, как во дворце? Согласитесь, удобно! А еще очень удобно, когда в ванной комнате будет стоять огромная ванная. Ну, а в спальне будет гардеробная. Гардеробная это вообще очень круто, у меня нет, но мне рассказывали. Заходите, а у вас вся одежда перед глазами! Есть отдельный шкаф для украшений, есть шкаф для туфель! Говорят, можно даже шубохранилище сделать.
К сожалению, большинство себе не может такого позволить. При этом никто не будет отрицать, что это круто и удобно. Нет, ну вы разве не хотели бы большую кровать в спальню? А что делать, если у вас нет места для нее???
Есть несколько вариантов. Если вам очень хочется огромную кровать и большую ванную, а у вас нет места, то надо купить другую квартиру. Но это как-то банально. Еще можно объявить большие кровати базовыми жизненными потребностями человека. Минздрав поддержит: хороший сон — залог здоровья! А дальше требовать расширения комнат. Можно делать пристройки, можно захватывать коридоры. Бред? А почему нет?
Ведь именно это происходит с парковками. Раньше каждый регион сам определял норму по парковкам для новых домов, а с 1 июля вступил в действие обновлённый строительный стандарт, который рекомендует делать как минимум одно машиноместо для эконом-жилья. От рекомендаций можно отходить лишь на 30%, но, скорее всего, регионы не станут идти против федерального стандарта и сделают всё под копирку.
Может показаться, что иметь одно место на квартиру, а в некоторых случаях даже два, — благо. Удобно, хорошо, не надо задумываться над лишним вопросом и вообще чувствуешь себя белым человеком. К сожалению, бытовая логика тут не работает. Это не новый комфорт — это катастрофа.
Кто-то за это заплатит
В текущем виде застройщиков обязали делать бесплатные парковки для всех. Но бесплатное, как и всё остальное, стоит денег. Себестоимость одного наземного машиноместа зависит от цены земли и инженерной подготовки территории, но по России это порядка 60 тысяч рублей. Может быть ещё дороже. Себестоимость места в самом простом двухуровневом паркинге — от 300 тысяч рублей. Построить место под землёй обойдётся примерно в 750 тысяч — 1 миллион рублей. Это без учёта содержания.
Естественно строительный бизнес будет стараться строить самый дешёвый вариант, но даже в таком виде заплатит… каждый покупатель! Не важно, есть у вас квартира или нет, цена парковки будет включена в стоимость квадратного метра. Они и сейчас включена. А вы что, думали это бесплатно? Ахахахаха…
С новыми нормами будет только хуже. Взвинтить цены сразу не получится — это просто обвалит рынок, поэтому застройщики начнут экономить на жилье и инфраструктуре. Хотя сомнительно, что ещё есть на чём экономить.
Дома в асфальтовых полях
Строить подземные и многоуровневые парковки дорого, но что ещё хуже — их никто не покупает. Зачем заботиться о стояке своей машины, когда рядом есть прекрасный чей-то двор, газон или тротуар? Понимая, что пока во дворах есть халявная парковка, застройщики делают парковку наземную. При норме 30 квадратных метров на человека в жилье эконом-класса, приходится делать порядка 30 квадратных метров (с учётом подъездных путей) на стоянку одной машины. Впору говорить об автомобильных общепризнанных правах, раз их ставят наравне с людьми.
Это ведёт к огромным асфальтовым площадкам вокруг домов — машины надо куда-то распихать и подешевле. Денег это застройщику не принесёт, поэтому он будет стремиться сделать всё максимально плотно, чтобы застроить остатки территории. Прогулочные зоны, площади, летние веранды для кафе? Для всего этого не будет места – будет дом и асфальт с машинами.
Будущее придёт нескоро
Когда всё общество субсидирует покупку и содержание личного автомобиля — а у нас сейчас именно так — люди не будут платить реальную стоимость содержания машины. В такой ситуации ресурсы будут распределяться неэффективно. Просто представьте, если бы на каждом шагу бесплатно раздавали пиво, к чему бы это привело? Тут ситуация аналогичная.
Сегодня в мире города наоборот пытаются сделать содержание личного автомобиля дорогим и неудобным — так людей стимулируют использовать более эффективные средства передвижения. Городу невыгодно делать парковки и дороги для машин, которые 95% времени просто стоят без дела. Поэтому горожан пересаживают на общественный транспорт, велосипед, такси и каршеринг.
Как надо сделать
Парковки и дороги не должны стремиться догнать и перегнать автомобилизацию – это невозможно. Наоборот, количество парковок и улиц должно стать ограничивающим фактором. Как выдают разрешения на подключение дома к водопроводу или газу, так и застройщикам должны выдавать максимально возможное количество мест для машин в новом доме. Обычно город устанавливает максимальную норму для районов или сразу на весь город. Если застройщик хочет иметь больше мест — плати городу дополнительные сборы, которые пойдут на развитие общественного транспорта.
То есть город должен не минимум парковок вводить, а максимум! Просто запрещать строить больше определенного числа и все. И да, все парковки станут платными во дворах. Хочешь место — покупай.
В конечном счёте спрос делает востребованными подземные и надземные паркинги. Только их строит не город или застройщик за счёт всех жильцов, а бизнес — за стоянку машины начинает платить тот, кто ей реально пользуются. Физическое ограничение мест и платная парковка делают историю с паркингами окупаемой и интересной для частного капитала. Застройщикам же не нужно экономить на домах и благоустройстве, а жильцы без машин не платят за автовладельцев. Должно быть справедливо и эффективно, а не как сейчас.
Спасибо Аркадию Гершману за помощь в подготовке поста.
Зачем вам машина? Это же дорого и неудобно!
Странная логика автомобилистов
Как строить удобные города
Чем может обернуться бездумное строительство парковок
Твоя машина – твоя ответственность
Как усмирить автомобилистов! Руководство для мэров