Жизнь в большом городе без личного автомобиля



Можно ли жить в большом городе без личного автомобиля? В России это сложно представить. Люди вообще даже не допускают мысли, что кто-то может ограничить их комфорт передвижения на автомобиле по городу. Посмотрите любой пост про платные парковки. Обязательно найдется куча автомобилистов, которые считают, что им к машине прилагается кусок земли в центре города или прямо около подъезда, где они должны ставить свою машину. Интересно, как автомобилисты выживают в других городах?

Я попросил своего друга Костю moscowlondon написать, как там в у них в Лондоне обстоят дела с парковкой? Как выживают лондонские автомобилисты? Далее текст Кости, а фото мои:

"Варламов меня уже несколько месяцев терроризирует и всеми правдами и неправдами просит написать о том, как обстоят дела в Лондоне с машинами и парковками. А я каждый день обещаю дописать и искренне верю, что допишу. Когда обещаю. Но сегодня уже не отнекаться, поэтому пишу как есть. О машинах и парковках.

Машина в Лондоне - это скорее исключение, чем правило
Начнем с того, что Лондон - это скорее красный двухэтажный автобус, подземка и черный кэб, чем личный автомобиль.

В сторону центра подавляющее большинство лондонцев едет не на машине, а на общественном транспорте. Машины исчезают с улиц Нерезинового уже лет 20.

Я в посте про метро сказал такое - многие не поверили. Поэтому в этот раз не поленился и нашел официальную статистику. Смотрите, в 2012 году в Лондоне у 45% домохозяйств не было автомобиля. Лондон - это единственный регион в Великобритании, где количество автомобилей снижается, а не растет.

Я на себе это прекрасно заметил. За 8 лет жизни в Лондоне я абсолютно охладел к машинам. Когда жил в Москве - мог с закрытыми глазами отличить все марки автомобилей, знал примерные цены на разные комплектации всяких BMW, думал, мечтал, прикидывал, знал, какая у меня будет машина, когда я буду зарабатывать Х или Y миллионов. В Лондоне отпустило. К автомобилям равнодушен стал абсолютно.

На машинах тут ездят семьи - раскидывают детей по школам и детским садам. Причем опять же - скорее те, у кого двое детей и больше. Молодежь и просто те, у кого нет необходимости переводить большое количество грузов по разным точками города - едут на велосипедах или общественном транспорте.

На машинах если и ездят, то в основном в пределах своего района. Если надо ехать в центр, то даже если есть машина, то скорее всего люди предпочтут общественный транспорт.

И это при том, что подержанные машины стоят в 2-4 раза дешевле, чем в России.





Объяснение тут одно - ездить на машине очень дорого и не очень удобно. Дорого не потому что машина дорогая, а потому что страховка стоит больших денег, бензин в два раза дороже, чем в Росси, за въезд в центр вам придется заплатить £11.50, то есть примерно 670 рублей по современному курсу. А дальше еще надо припарковаться.

Сколько стоит парковка в Лондоне?
Простой ответ на этот вопрос - по-разному. Тут очень много составляющих - район, популярность места, время суток и проч. В любом случае это будет недешево. Гораздо дороже, чем в Москве.



Давайте покажу порядок цен и пару примеров. Само собой, есть миллион исключений, но в общем и целом - в центре парковка на улице будет стоить от £2.4 до £4.4 в час (то есть от 140 до 260 рублей в час). Кто любит покопаться в тонкостях - подробности тут. Еще в качестве бонус трека иногда надо поездить вокруг, чтобы найти парковочное место. А еще больше 4 часов в одном месте чаще всего стоять нельзя - выпишут штраф.

Вот цена за парковку в центре - 23 рубля за 5 минут (276 рулей в час!). Стоять можно не более 2-х часов!


Крытая парковка с разной степенью охраны - от 5 до 15 фунтов в час (300-900 рублей в час). В спальных районах - 2-3 фунта в час (120-180 рублей в час). На специальном сайте можете посмотреть конкретные примеры - там карта центрального Лондона с указанием парковок.

Оплачивается все легко и просто - либо закидываете деньги в автомат и получаете специальную бумажку, которую вешаете на окно. Либо платите по телефону, указывая номер автомобиля.

Бывают ли исключения?
Да - ночью можно парковаться бесплатно :)



В большинстве районов центра деньги за парковку берут с 8.30 до 18.30. Где много театров и ресторанов - там в субботу тоже платно. Воскресенья обычно бесплатные.

А у дома-то бесплатно?
По-разному :) Начнем с того, что совсем не факт, что у вас получится припарковаться возле дома. Парковки вообще может не быть. Современные комплексы строят из расчета на то, что ни у кого нет автомобилей (car free housing так называемый).

В бедных районах можно встретить типичную для России картину - все тротуары запаркованы.




Иногда парковка есть в подвалах зданий, но она стоит дополнительные 50-100 фунтов в месяц.

Иногда можно забиться в узкий проход между зданиями.


Как и в России, если в Лондоне кого-то закрываешь, оставляют телефон


Но это большая редкость.



На улице в большинстве случаев нужен Resident’s Permit, то есть то, что говорит о том, что вы не просто так приехали, а вы тут живете. Обычно такие на год покупают и стоимость сильно зависит от района и автомобиля. Вот, например, расценки в Излингтоне, где я живу (это вторая зона).

islington parking

1 фунт сейчас для простоты = 60 рублей.

И как люди относятся к тому, что нельзя припарковаться бесплатно?
Нормально. Британия - это нация землевладельцев. Эти люди столетиями покупают и продают землю и ценят ее. Они точно помнят, когда покупают кусок земли. И точно знают, что вместе с автомобилем никто не продает 6-10 квадратных метров земли в любой части Лондона.



Парковка в Лондоне уже много десятилетий стоит больших денег.

Можно ли избежать оплату парковки в Лондоне?
Можно, но по-хорошему игра не стоит свеч. Попробовать можно, но шанс, что вас поймают за хвост и потом не отвертитесь - очень большой. И платить придется дорого. Проще 100 раз заплатить.

Обойти систему сложно, потому что за соблюдением правил следят люди. Люди, чья зарплата напрямую зависит от того, сколько штрафов они навыписывают.



Сейчас есть возможность заплатить смской. Самые хитрожадные могут сидеть в кафе или офисе рядом с машиной и платить за парковку, если на горизонте появляется парковщик. Но они тоже не дураки. Будут сидеть в западне и оштрафуют вас так, что вы сами не поймете, как это случилось. И в суде потом доказать ничего не сможете. Большинство играет в кошки мышки с парковщиками до первого штрафа.



Законопослушность в целом зашкаливает, но все равно штрафуют и делают на этом большие деньги. Центральный район Westminster извесен своим жестоким отношением к нарушениям. В прошлом году только в этом районе насобирали штрафов на 24 миллиона фунтов. Сами понимаете, деньги для бюджета не лишние.

Штраф 80 фунтов, если оплатил сразу - скидка 50%


И как вы там живете?
Да отлично живем. Правила всем ясны. Хочешь ездить на машине - плати.

Зато улицы свободные и пробок нет. Хоть город и строился в средние века. Улочки кривые и узенькие, а пробок в разы меньше, чем в Москве.

Много улиц теперь полностью сделали пешеходными и город куда приятней. Теперь с трудом верится, что когда-то та же Carnaby st была проездной и на ней в два ряда еще парковались. Кошмар.

И без машины жить - на самом деле большое удовольствие. Никаких расходов, никакой головной боли, автомоек, автосервисов, техосмотров, ремонтов и прочей траты времени и денег.

Общественный транспорт
И все же есть один момент.

Нельзя просто так запрещать автомобили и делать их дорогими - надо при этом развивать инфраструктуру и общественный транспорт.



В Лондоне до 60х годов верили в светлое автомобильное будущее и до 80х забивали на метро и автобусы. Только после пожара на Kings Cross снова начали финансировать общественный транспорт. Настоящие инвестиции начались в 1999. И только после этого на автобусе и метро ездить стало непозорно. Машина перестала быть статусным символом и количество поездок на машине поползло вниз, уступая дорогу автобусам с метро."

economist graph

Большое спасибо Косте moscowlondon за рассказ. Будете в его краях - записывайтесь на экскурсии. У него самые крутые туры по Лондону, сам каждый раз с ним хожу и вам советую. Ну и добавляйте его журнал "Записки эмигранта".

Предыдущие посты из Лондона:
Как Лондон разговаривает с жителями


Новый лондонский киоск


Уличное искусство Лондона


2014: Прогулка по Лондону, часть 2


2014: Прогулка по Лондону, часть 1


2014: Лондонские детали


2014: Последний день в Лондоне, часть 3


2014: Плохой Лондон, часть 2


Как работает лондонское метро


Новый автобус для Лондона


Полет над Лондоном


Самая дорогая урна в мире!


---------------------------------------------
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:


Советую также подписаться на мои странички в:
 Фэйсбук
 ВКонтактик
 Основной Твиттер
 Спам Твиттер 

Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях
promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 154
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
А сами-то Вы, любезный, на метро ездите?
Я живу не в "ебенях", но поездка до той же поликлиники на автобусе занимает 30-40 мин, на машине - 10-15. Где польза-то?!
Я говорю о том, что даже тем людям, кому машина удобна и нужна, чинятся непреодолимые препоны. С каждым днем мест для парковки все меньше. Не потому, что больше машин, а потому, что больше знаков "Остановка запрещена". Я не хочу покупать к своей машине за 500 тыс гараж за 3.5 млн +. И да, моя машина куплена не в кредит.
Прежде, чем купить машину, я полгода ездила на машине сестры, оценивала, так сказать, пользу. И поняла, что мне это надо.

Я-то как раз езжу на метро, поэтому этот ваш хтонический якобы 3,14здец наблюдаю вживую, в отличие от теоретиков на машинках ;-)

А кто говорит о "докупать"? Нет парковочного места - нет машины. Только так.

И я вот, уже многие годы наблюдая обстановку на улицах и во дворах понимаю, что мне этот генератор геморроя в виде ТС в собственности - абсолютно не впёрся. Жена, которая несколько раз пыталась меня развести на покупку, тоже понимает какой это геморрой, поскольку каждый раз я её предлагал купить авто при условии, что водить и эксплуатировать его она будет сама, абсолютно без моего участия - идея тут же куда-то рассасывалась.
Как-то Вы невнимательно читаете. Я не теоретик, в метро достаточно поездила. Может, Вам повезло, и Вы живете на незагруженной ветке, или расходитесь с основным потоком. Рада за Вас.
А по поводу мест, так вот нельзя менять правила игры по её ходу. Не было бы места, я бы ещё подумала насчёт машины. Но ещё 3 месяца назад парковалась без проблем и у дома, и у работы.
Так жизнь сама правила меняет.
Дома, те которые без большого землеотвода или своего подземного паркинга, стртроятся по СНИПам советских времён (это редко, но бывает, а в старой застройке - повсеместно), где на 100 квартир была норма по-моему 4 машиноместа. И куда вы все там поместитесь с железными конями?
Потом какой-нибудь дятел приходит к мысли, что он не хуже других и толкаться в ОТ ему невместно и надо купить машинку. Где он её будет парковать - ему думать недосуг, он уже возбудился на объём движка и цвет кузова. А потом начинаются парковки на газонах и вопли"давайте заасфальтируем двор".
А проблема-то решается просто - обязать иметь парковочное место. на специально выделенной площадке, а не во дворе. Уже имеющим авто дать пару месяцев на решение этой проблемы, для вновь покупающих - ввести изначально.
И дятел 10 раз подумает - а надо ли ему это или комфорт его опы не стоит того геморроя, который авто на самом деле должно привносить в его жизнь. Может получиться большая польза обществу - граждане начнут использовать голову по прямому назначению.
А решать свои персональные проблемы за счёт окружающих (парковаться бесплатно где попало) - от этого надо отучать. 90е кончились уже 15 лет назад.
Прекрасно, покажите, где эти специальные площадки или гаражи? Я вижу вокруг только точечную застройку из огромных многоэтажек. А последние гаражные кооперативы сносятся один за другим. И уж если где-то и освобождается площадка, будьте уверены, она будет занята под очередное офисное или торговое строение. И чтобы Вы знали, придомовая территория находится в собственности ТСЖ, поэтому имею право претендовать на эти "прилагающиеся 6-10 метров".
О, пошла очередная порция водятловских фантазий ;-) Знакомо всё. Придомовая территория находится в собственности ТСЖ если оформлен землеотвод. А делают это далеко не всегда.
И даже в этом случае находится она в совместной собственности всех собственников, так что если её поделить по количеству квартир - может получиться, что на ваш пепелац придётся площадь достаточная только для парковки в позе "на попа".

А негде парковаться - не покупайте (или продавайте) машинку, всё просто. Не строят гаражей поблизости? Переезжайте в дом с подземным паркингом. Не по карману? Тогда лежите и не гундите. А вы рассуждаете, типично для московского автовладельца, как человек, которому абсолютно накласть на окружающих. Он живёт в выдуманном мирке, где вокруг нет людей, кроме близких знакомых.
Почему я считаю машину удобней, я уже описала, кажется, вполне подробно и с цифрами. И считаю, что у автовладельцев такие же права, как и у остальных, так что это Вам накласть на окружающих автовладельцев не в меньшей степени, чем мне - на инвалидов в колясках или кому там машины мешают (к слову, на газонах, у подъездов и у съездов с тротуаров я НЕ паркуюсь).
Поэтому, если автовладельцев надо обязать оплачивать места для машин, остальных надо обязать оплачивать проход по тротуарам и игры в дворовой песочнице. Земля ж под ними Вам не принадлежит.
Вы можете считать как вам угодно.
А правда жизни такова, что покупка машинки не даёт вам никаких преференций при пользовании городской территорией. Хотите пользоваться каким-то эксклюзивом типа машиномест на территории в общем пользовании - платите. Не нравится - валите туда, где вы можете пользоваться бесплатно. В личный домик в подмосковье, в Тулу, куда хотите... Сбор денег за парковку в общем-то меет больше регулирующий, чем фискальный характер. Хотя и приносить кому-то прибыль.

А всю эту вакханалию с бессистемным и бесплатным загаживанием дворов, тротуаров и проезжей части пепелацами, которые возят опу одного свеого владельца, надо заканчивать, затянулась.
Тоже вариант. К сожалению на это стройкомплекс не согласится, им всё больше лохов надо окучивать, которые покупают квартиры в инвестиционных целях, а чтобы не простаивали - сдают понаехалам.
В части машин всё можно проще решить - хочешь кататься по городу - оформляй официальную регистрацию, регистрируй тут авто, плати налоги - и приходим к варианту с арендой машиномест.