Гаишники, которые лезут не в своё дело
Знаете, кто главный противник положительных городских реформ? Гаишник! Почти в каждом российском городе любые попытки навести порядок упираются в глухую стену из волшебников с полосатыми палочками. Именно гаишники так любят проталкивать везде подземные или надземные переходы. Именно они любят огораживать улицы заборами. Мечта любого гаишника – закатать весь мир в асфальт! И чтобы ещё везде были провокационные знаки и изредка росли кусты, за которыми можно прятаться.
Об эффективности работы ГИБДД можно судить по сводкам о смертях на дорогах. Как я уже говорил, причина тут не только в том, что ведомство не занимается профилактикой нарушений, но и в неверном организации движения. Что касается взимания штрафов, то тут из года в год ничего не меняется. Разводки, подставы, провокации. Неделю назад мой знакомый отдал 5000 рублей прямо под стенами Кремля, случайно не заметив кирпич, который реконструкторы улиц поставили на съезде хрен знает как. Ловушка отличная: сколько таких "лошков" развёл экипаж в самом центре Москвы за ночь?
Но вернёмся к реформам. Я уже много раз писал про Екатеринбург. Там в ГИБДД собрались не просто безответственные жулики, а настоящие вредители!
Что случилось?
Госавтоинспекция города и администрация Екатеринбурга судятся из-за выделенных полос для общественного транспорта в центре города. В ГИБДД уверяют: разметка нанесена и дорожные знаки поставлены незаконно.
Речь идёт о выделенках на улице Розы Люксембург от Малышева до Народной Воли и на участке улицы Малышева перед Гагарина. Госавтоинспекция выдала предписание администрации убрать знаки, так как из-за них создаются пробки. Но в мэрии не согласились с ГИБДД и обжаловали предписание в суд. Суд оставил его в силе, однако чиновники проигнорировали просьбу навести порядок.
Тогда ГИБДД через СМИ решили объяснить автолюбителям, что ездить по выделенкам можно, несмотря на запрещающие знаки. Никто штрафовать их не будет.
"Госавтоинспекция информирует водителей транспортных средств о том, что данные знаки установлены незаконно, соответственно, движение транспортных средств по этой полосе под административную ответственность не подпадает, никаких технических средств, фиксирующих данное правонарушение, здесь не установлено. Автомобилисты могут осуществлять движение по данной полосе", – сообщили в ГИБДД.
Источник: E1.Ru
Что здесь не так?
Давайте начнём издалека. Сегодня многие уверены, что ГИБДД ответственно за разработку проектов организации движения и вообще является контролирующим органом всего движения в городе. Это не совсем так.
Когда-то полицейские действительно ведали вопросами транспорта в городах, но этой функции у них нет уже около 10 лет. Сегодня муниципалитет заказывает проект движения, который выполняется на основе конкурса любой дорожно-инженерной компанией. Затем готовый документ отправляется по кругам согласований. По привычке многие в этот круг включают ГИБДД, хотя это не обязательно. Собственно, в Москве подобным давно уже не занимаются.
Выделенная полоса в Екатеринбурге, которая возбудила полицейских
Однако не стоит вычёркивать полицейских: вне зависимости от согласований уже после нанесения разметки или строительства улицы ГИБДД может потребовать внести немедленные изменения в организацию дорожного движения абсолютно по любым причинам. Стоит ли говорить, что в администрациях этого не любят? Поэтому на практике это часто приводит к тому, что реализовать передовую практику в области организации и безопасности дорожного движения оказывается почти невозможно.
Решения ГИБДД можно оспорить в суде, но практически всегда суды первой инстанции автоматически встают на сторону ГИБДД, а не муниципалитета. Такова сложившаяся политика и простая организация судебного процесса: суды первой инстанции разбирают всё подряд и банально перегружены, поэтому нет возможности вникнуть в нетипичные кейсы. Судебная практика поддаётся ломке, но добиться всестороннего качественного рассмотрения дела можно лишь при оспаривании в судах высших инстанций.
ГИБДД и пробки
Проблема уральских дорожных полицейских (да и любого гаишника в России) – это уход от своих прямых обязанностей по контролю за нарушениями в сторону организации движения. Поэтому появляются надуманные формулировки об отмене выделенных полос из-за пробок, установке заборов ради безопасности вдоль парковочных мест, необходимости строительства надземных переходов на улицах в полторы полосы и т.д.
Фонд "Городских проектов" уже открыто предлагал начальнику ГИБДД Екатеринбурга Юрию Дёмину прослушать лекцию об организации движения в условиях города. Мы хотели пригласить передовых урбанистов и транспортников России, чтобы они на пальцах объяснили полицейскому понятие мобильности в городе: что такое городская среда, как инфраструктура влияет на поведение людей, почему нельзя делать подземные переходы, как и зачем успокаивают трафик и как спасти город от пробок. Последнее как раз включало бы выделенные полосы и роль общественного транспорта.
Если человек намерен купить машину и постоянно ездить на ней по городу, пробки будут для него одним из сдерживающих факторов. Но если общественный транспорт сам стоит в пробке вместе с автомобилями, то это ведёт лишь к ещё большим заторам. В своей машине пробку переносить проще, чем в автобусе. К слову, полицейские вообще должны быть за пробки: в них никто не умирает, а аварии приводят лишь к лёгким повреждениям кузова.
Зато если все стоят в пробках, а автобусы и трамваи быстро её проезжают, то это стимулирует людей ехать внутри эффективного транспорта, а не создавать своими машинами новые заторы. Поэтому выделенные полосы нужны не там, где возможны, а там, где нужны. Иногда улицы вообще закрывают для движения личных машин, оставляя лишь велосипедистов и общественный транспорт – это нормально.
Поворот со второго ряда
Екатеринбургская выделенная полоса на улице Розы Люксембург потревожила сразу две скрепы полицейского Юрия Дёмина:
– увеличила провозную способность улицы, но отобрала полосу у машин;
– поворот из второго ряда на второстепенные улицы.
С первым мы вроде разобрались, так что давайте сразу ко второму.
Исторически выделенные полосы как раз появились перед перекрёстками, чтобы автобусы объезжали хвосты заторов. Но если из автобусного ряда организованы повороты, то приоритета не будет: общественный транспорт упирается в тот самый хвост. Поэтому часто повороты делают из других рядов. Это нормально в мире, но непривычно для России.
ГОСТ р 52289-2004Рисунок В.11 – пример разметки участка дороги со специальной полосой для маршрутных транспортных средств
Текущие стандарты детально не регулируют организацию выделенных полос, ведь в советское время не было пробок. Сегодня в стандартах есть знаки и примерный рисунок для наглядности в одном ГОСТе. Иллюстрацию многие принимают за единственно верное руководство к действию, поэтому рисуют под копирку с огромными разгонными полосами и низкой эффективностью для общественного транспорта. Это плод общероссийской проблемы слепого следования старым нормативам. Проектировщики и полицейские воспринимают всё буквально через разбитую призму бытовой логики, а не руководствуются принципами и гибкими решениями из тех же самых нормативов. Поэтому когда начинаешь рассказывать про рекомендательный характер ГОСТов, говорить о трактовке пунктов и прочих вещах, на тебя смотрят как на идиота.
Тем временем в России давно действуют выделенные полосы с поворотами из других рядов. Все наверняка видели трамвайные рельсы сбоку от проезжей части, велополосы или встречные выделенные полосы – там как раз реализована подобная схема с поворотами из других рядов:
С автобусами и троллейбусами такое тоже есть, но пока лишь в Москве и Екатеринбурге, хотя первым такое сделал Санкт-Петербург.
Что дальше
Транспортное планирование по-российски – это законная возможность убивать по 20 тысяч человек в год и не нести за это ответственности. Вместо того, чтобы реально снижать смертность на улицах через ограничение скоростей в городе и правильное планирование улиц, ГИБДД занято борьбой со всем другим. Камеры и автоматика давно делают намного больше для безопасной езды в городе, чем весь штат дорожных полицейских. Они даже не понимают, что пилят сук, на котором сидят, ведь рано или поздно все осознают никчёмность огромной структуры. Рано или поздно ГИБДД расформируют, отдав штрафы за нарушение ПДД простым полицейским. Именно так произошло в большинстве стран мира, где сегодня смертность на дорогах в разы меньше, чем у нас.
Администрации Екатеринбурга хочется пожелать удачи, ведь если они смогут сломать порочную практику, то это откроет возможность делать крутые проекты другим, менее смелым городам России. Со своей стороны готовы подготовить экспертное заключение о полезности и законности подобных решений от имени "Городских проектов".
Городам нужно больше хороших выделенных полос, а несогласных мы скормим крокодилам!
Спасибо Аркадию Гершману за помощь в подготовке поста