Не будет у вас никакого "Сапсана" до Пекина!
Помните, несколько лет назад было модно обсуждать очередной мегапроект, высокоскоростную магистраль Москва – Казань? Сначала её собирались открыть к чемпионату мира по футболу, то есть в 2018 году, но потом грянул Майдан, Крым, кризис 2014 года, острая необходимость повоевать в Сирии, и всё как-то само собой перенеслось на неопределённый срок. Теперь магистраль запустят в лучшем случае к 2023 году.
Но у людей в правительстве и РЖД возникла новая идея! А что если соединить китайскую сеть скоростных железных дорог с европейской скоростной же веткой, проходящей по территории России? Будет круто, соглашайтесь! И похуй, что железную дорогу до Казани мы толком строить ещё не начали, это не главное.
Экономист Владислав Иноземцев написал в "Фейсбуке" огненный пост на тему того, почему никаких трансъевразийских магистралей ждать не стоит:
Сразу несколько сми сообщили о проведённом в Минтрансе очередном собрании любителей ненаучной фантастики – совещании по поводу строительства скоростной ж/д магистрали из Европы в Китай. Пока, как известно, речь шла о высокоскоростной дороге Москва-Казань. Идея относится к 2009 г., ввод в действие должен был состояться к 2018-му. Стоимость проекта в 2014 г. оценивалась в 1,07 трлн. рублей – но так ничего и не сделано. Гости чемпионата мира по футболу ни на каких поездах в Казань не поедут. Сначала чиновники говорили о 2021 г., сейчас о 2023-м. Думаю, и к этой дате не стоит относиться серьёзно.
Но теперь пошёл спич про дорогу из Европы в Китай. По России должно пройти 2370 км трассы. Стоимость этого участка – 3,6 трлн. рублей (без НДС). Плюс ещё более 4 трлн. должны инвестировать участники из КНР, Казахстана и Белоруссии. Последняя, кстати, только что перезаняла у России $700 млн. чтобы тут же погасить прошлый долг – так что финансы республики в отличном состоянии: а тут от неё потребуется всего-то $14,3 млрд. Или у Казахстана обнаружились лишние триллионы тенге? А, может быть, европейские инвесторы уже почти выстроились в очередь?
Основной доход фантазёры надеются получить от поставок товаров на большие расстояния с быстрой скоростью. Единственная компания в мире, которая пыталась делать это с помощью скоростных поездов – французская La Poste – продала все четыре состава в 2015 г. из-за нерентабельности даже на коротких дистанциях. Но для умников из РЖД это – не указ.
Я писал и в 2010-м, и в 2012-м году, что никакие транзиты через Россию, в которой железные дороги сегодня строятся темпами, характерными для 1850-х годов, не могут состояться – тем более в век дешевеющих морских перевозок, только что расширенного Суэцкого канала, ну и ещё международных санкций. За последние десять лет на этом «фронте» ничего не изменилось. За исключением, наверное, зарплат и состояний ответственных за безумные проекты. Они-то наверняка выросли в большей пропорции, чем протяжённость российских железных дорог…
Фантазёрам из РЖД действительно можно о многом напомнить. Например, о том, что представляют собой пригородные поезда. Или о том, что из плацкартных вагонов говно пассажиров всё ещё валится на шпалы через дырку в полу. Впрочем, в Африке такие поезда тоже есть, и ничего, местных устраивает.