Собачья жизнь: что не так с нашими электричками
Как вы помните, недавно я испытал боль и унижение – попал в ад московскую электричку! Я просто хотел доехать до Королёва и погулять по городу, но всё оказалась куда сложнее! Пришлось пройти квест с покупкой билетов, переходящий в поиск электрички и выживание. Ехали мы в итоге с Гершманом стоя в тамбуре, потому что на весь поезд не было мест для пассажиров с велосипедами! И это в 21 веке, господа! В общем, поездка оказалась негативным опытом, после которого возвращаться обратно в самый эффективный вид транспорта нет никакого желания.
Позже со мной связались из ЦППК (компания, которая заведует электричками), и я встретился с их директором Михаилом Хромовым. Из хорошего: чай был вкусный, конфет не предложили. Из плохого: ничего хорошего с электричками в ближайшее время не случится (какой сюрприз!). Признайтесь, вы сейчас удивлены этой новостью ))) Всё упирается в административную принадлежность почти всего разным конторам. Кому ни задаёшь вопрос – все сразу скидывают его на другое ведомство...
После встречи я надел плащ лейтенанта Коломбо и пошёл искать виноватых во всех бедах русского пассажира... Итак, что мы имеем:
• Электрички – почти все в собственности РЖД, а ЦППК лишь арендует их;
• Станции, навигация, турникеты и всё, что при них - вновь РЖД;
• Названия станций и платформ – Росжелдор;
• Тарифы – правительства Москвы и Московской области.
У РЖД как монополиста в приоритете поезда дальнего следования и высокоскоростные поезда – так зачем обращать внимание на такую мелочь, как пригородные электрички и платформы? Не забывайте про бюрократизм и пофигизм федеральных структур, где на принятие важных вещей уходят годы. С такой ситуацией на отключённые табло на станциях никто даже внимания не обратит.
Но неужели ничего нельзя сделать, чтобы облегчить жизнь простого русского пассажира, который хочет без пробок и с комфортом доехать от дома до работы?
1. Выгнать торгашей как из поездов, так и с прилегающих территорий
С бойкой незаконной торговлей всё просто и сложно одновременно. Просто – её быть не должно, продажа супертряпок и вечных зажигалок должна быть по лицензии и без навязывания. Сложно – у охранников компании нет полномочий задерживать нарушителей порядка, это может делать только полиция (которой на это плевать).
Когда ЦППК начинает отлавливать торгашей, то они сразу идут жаловаться во всевозможные инстанции на применение силы, и ЦППК прилетают люли. Поэтому ЦППК смотрит на происходящие сквозь пальцы. Однако мы-то с вами знаем, что в том же "Аэроэкспрессе" таких проблем почему-то нет. То есть практика поддаётся ломке, главное ломать правильно и системно.
2. Тарифные планы типа "город рядом"
Сегодня тарификация городского транспорта и железнодорожного регулируется разными нормами. Из-за этого у нас невозможно объединить билеты пригородного и городского транспорта. Есть исключение в виде МЦК, где изменения всё-таки пробили, и там можно проехать по "Тройке" или безлимиту, но включить в перечень пригородные электрички тогда забыли.
Это большая проблема для развития общественного транспорта и городских электричек во всей стране, поэтому этот вопрос собираются выносить на Госсовет. Пока же ЦППК может ввести пересадочные дополнительные билеты по своей инициативе, хоть и за дополнительную плату.
3. Автоматы
Чтобы купить билет в автомате ЦППК, нужно иметь много нервов и времени. Хотя именно это можно исправить быстрее всего. Весь интерфейс нужно переделать, повысив его юзабилити и сэкономив нервы пассажиров:
• Раскладка на клавиатуре должна быть классическая QWERTY;
• Несоответствие названий станций и населённых пунктов можно убрать без переименований самих станций: проще всего указывать название населённого пункта в скобках рядом с названием станции. Или сначала город, а название в скобках. Сделать это на схемах и в билетных автоматах можно весьма оперативно;
• Если я хочу купить билет заранее или не только от этой конкретной станции, то как это сделать? Говорят, что это реально, но нужно пройти 8 кругов ада (7 основных и 1 для закрепления). Аналогично с "ещё один/два/три... таких же билета".
4. Турникеты
Сейчас их чаще всего ставят по принципу наименьшего сопротивления. В итоге пассажирам приходится наматывать лишние круги и страдать. Такого быть не должно – пересадки должны быть максимально короткими.
5. Нумерация поездов
Для упрощения навигации стоит продумать иную систематизацию номеров. Например, чтобы все электрички имели цифро-буквенное обозначение, в зависимости от маршрута. Запомнить одну-две цифры и букву легче, чем номер из четырёх цифр. Сейчас же в случае объявления о задержках или изменениях маршрута приходится дополнительно писать, что это за электричка и куда она идёт.
6. Вагоны
В подавляющем большинстве составов ЭД4М, которые сегодня курсируют у ЦППК, действительно невозможно нормально проехать с велосипедом. Можно демонтировать 1-2 дивана в головных вагонах и оборудовать их нормальными местами для провоза велосипедов или просто проезда пассажиров стоя.
Необходимо также какое-то стратегическое решение на тему подвижного состава в целом. ЦППК хоть и ведёт закупку своих поездов, но это капля в море: 20-24 поезда в год – это почти ничто, когда надо обновить более 300 составов. Кроме того, закупается всё то же самое старьё, только в новой оболочке. Нужна бестамбурная компоновка с 3 дверями на вагон для маршрутов по агломерации.
7. Контролёры
Сегодня контролёры идут из одного конца поезда в другой, поэтому безбилетники устраивают весёлые старты на станциях. Тактику работы надо пересмотреть: укрупнить бригады с проверками всех вагонов сразу. Проверять поезд можно реже, зато сразу весь.
Это лишь то, что можно сделать быстро силами ЦППК, или стратегически важные решения. ЦППК как оператор и заинтересованное лицо должно генерировать запрос на изменения регулирующих норм и пересмотра роли пригородных перевозок в общей системе ценностей РЖД. Уверен, департамент транспорта Москвы поддержит оператора в этой борьбе.
Так как я ближайшее время я планирую изучать Подмосковье, про электрички будет много всего. Михаила Хромова пригласил прокатиться по случайному маршруту – может быть, запишем видео о том, как всё работает.
Почему отсутствие внимания к обычным электричкам – большая проблема? Некоторые верят, что всё логично, что пассажиры готовы платить за скорость и комфорт, поэтому РЖД отдаёт предпочтение более дорогим экспрессам и поездам дальнего следования, а на простые электрички забивает. Мол, это соответствует принципам рыночной экономики: "У нас же капитализм! Спрос рождает предложение".
Но на самом деле общественный транспорт существует не для получения прямой прибыли, а для развития экономики. Чем хуже электрички, чем они дороже – тем больше автомобилей. Каждый час, потерянный жителем в пробках или в электричке, – это прямые убытки города и области. Вместо того, чтобы нормально отдыхать, работать и развиваться, люди теряют треть рабочего дня в транспорте.
Сейчас ситуация примерно такая, как если бы в московском метро были дорогие "экспрессы", обгоняющие обычные поезда, которые бы на время прохода экспресса ставили "подождать". По-хорошему, власти Москвы и области должны были уже давно дать пинка руководству РЖД, чтобы те относились к развитию пригородных поездов с большим трепетом и любовью.
Впервые проехал на электричке и охренел
Почему мы не любим ездить на электричках и предпочитаем стоять в пробках?
Клуб потомственных железнодорожников РЖД
Личный транспорт миллионера из трущоб: электрички в Бомбее
Берлинское метро и городская электричка
Мусорный поезд