Что не так с благоустроенными улицами Москвы
Долгое время я любил читать и слушать одного журналиста. В своих статьях и передачах он рассказывал об устройстве политической жизни в России, объяснял те или иные процессы. Этот журналист был для меня авторитетом, я слепо верил всему, что он говорил, а говорил он убедительно и много! Я был уверен, что этот человек сидит чуть ли ни в одной из башен Кремля, всех видя, всех слыша, фиксируя все события. Но как-то раз этот журналист решил рассказать своим читателям про блоги и соцсети. И он с таким же умным видом, как в политических расследованиях, начал нести какую-то херню. Я не мог поверить своим ушам. Рассуждения на уровне бабок у подъезда, у которых все либо проститутки, либо наркоманы. Но больше всего меня поразило не то, что человек со знанием дела рассказывал про вещи, в которых ничего не понимает, а то, что много лет я ему доверял, думая, что он хорошо разбирается в вопросе. А теперь получается, что все прошлые его рассуждения могли быть такой же чушью? Этот случай меня многому научил, теперь я скептически отношусь к любой информации.
На днях несколько человек кинуло мне ссылку на материал "Ведомостей" – "Что не так с благоустроенными улицами Москвы". Уважаемая газета решила, как сейчас говорят, хайпануть на актуальной теме реконструкции. Захожу я в статью и понимаю, что писал её в лучшем случае ресторанный критик. Человек явно даже близко не понимает, что к чему...
Можно было бы пройти мимо, но ведь эту статью прочитают тысячи людей. И эти люди будут думать, что читают серьёзное издание "Ведомости", которое наверняка привлекло к освещению подобной темы специалистов.
Ладно, давайте посмотрим, что не так с благоустройством московских улиц и что не так со статьёй "Ведомостей".
Итак, начнём!
Начало многообещающее!
Начали с велодорожек. Это действительно проблема, и я об этом много писал. Например, про Пятницкую.
В общем, ужас и кошмар. Единственное, я не очень понимаю, зачем газета "Ведомости" пишет суммы контрактов на реконструкцию. Ведь это контракты на работы! А велодорожку придумали не строители, а архитекторы на этапе проектирования. ООО "Роуд групп" тут причём? Или журналисты "Ведомостей" думают, что прораб должен был выйти на стройку, посмотреть на чертежи, топнуть ногой и сказать: "Это говно! Я велодорожку строить не буду!"
И здесь вскрывается очень важная проблема. Народ и журналисты не понимают, как происходит реконструкция, из каких этапов она состоит, кто и за что отвечает. Когда идёт проектирование, никому нет до него дела. А ведь, казалось бы, пока косяки есть только на бумаге, их можно исправить! Хоть кто-нибудь откройте чертежи и посмотрите, поднимите шум! Но это не интересно. Когда рабочие выходят на стройку, уже поздно что-то менять. Потому что контракты все разыграны, материалы куплены, коммуникации проложены.
Отбивать глупости надо на стадии проекта! Например, как "Городские проекты" в своё время помогли отбить реконструкцию Ленинского проспекта и Триумфальной площади. Все самые главные процессы происходили, когда ни один рабочий ещё не вышел на площадку.
Что касается велодорожек, то тут, конечно, косяк. Началось всё в 2014 году с Пятницкой, дальше перекинулось на другие улицы. Делать велодорожку на тротуаре нельзя. Это неграмотно и опасно, об этом я много писал. Но, насколько мне известно, из той истории все сделали выводы, и с 2015 года так больше не делают.
Что касается Никитской и Пятницкой, то велодорожку там надо демонтировать, убрав разметку.
Едем дальше...
О! Моя любимая тема!
Здесь журналист, видимо, решил пообщаться со специалистами. Правда, ничего не понял.
Плитка после реконструкции действительно разрушается на некоторых улицах, и я про это тоже писал. Так в чём же дело? Здесь по-хорошему надо написать большой пост, но постараюсь очень кратко и тезисно обозначить основные проблемы. Объединить их можно как отсутствие правильного ведения работ по созданию основания и конструкции покрытий. Что это такое?
1. Геология и расчёты
В Москве часто не делают геологических исследований для благоустройства. Большая часть конструкций выполняется без учёта геологических данных. При этом конструкции назначаются просто из головы или перерисовываются из многочисленных "каталогов", что нарушает принятые нормы проектирования.
2. Уплотнение слоёв
При любом строительстве для уплотнения слоёв используют различную технику – это виброплиты и вибромолоты. Проверить степень уплотнения слоёв можно только специальными приборами – пенетрометрами (плотномерами). Часто у подрядчиков нет дорогого оборудования, и технический контроль не проводится.
3. Уплотнение грунта
Эта проблема является особо важной для благоустройства Москвы. Вы когда-нибудь видели, как проседает покрытие? Это заметно, когда на новом покрытии образуются лужи или когда становятся особенно "видны швы". Дело в том, что в большинстве случаев эти изменения происходят из-за того, что не провели уплотнение самого грунта. Не слоёв конструкции, а самого самого низа ямы. Такие ошибки как раз выявляются через 3-5 лет.
4. Проверки и замеры
Попытка строить быстро и быстро вводить в эксплуатацию объекты похвальна, когда есть качество. Но надо проверять, есть качество или нет. А любая проверка и отчётность о проверке – это как раз та лишняя бюрократия, от которой при благоустройстве Москвы отказались в первую очередь. К примеру, прораб должен иметь специальные технологические карты на проведение любой работы, где точно и пошагово расписаны все действия рабочих бригад. Этих технологических карт часто нет. Как часто нет и отчётной документации операционного контроля СОК (схемы операционного контроля) и КОК (карты операционного контроля), где указываются все точки замеров и проб, указывается их размещение, время замера и результат, есть подписи ответственных и уполномоченных. Послойно!!!!! Если это и делается, то после строительства. Документация спокойно подгоняется под "какие-то цифры".
Производить замеры на стройке должны обязательно и постоянно. Это относится и к бетонным работам: к примеру, единственный правильный и незатратный способ проверить бетон (оговорюсь: для благоустройства) – это отливать "кубики" на каждую заливку. И затем кубики сдавать на исследования в лабораторию. Однако эти кубики на стройках или прячут, или "теряют".
5. Кривые материалы
Да, бывает и такое. Хотя с каждым годом всё реже. Раньше массово поставлялся кривой гранит, сейчас поставщики уже подтянули качество.
6. Кривые руки
Вот раньше! Во времена СССР у каменщиков были разряды. К сожалению, в России разряды уже убрали. Каменщиком сейчас может быть любой. Понять уровень новой бригады невозможно. Это, конечно, поправимая проблема, ведь хорошо ещё, что большая часть понимает русский язык))))
7. Скорость работ
Часть объектов строится по ещё не согласованной документации, другие строятся по документации, где стоит странная надпись "согласовано с замечаниями" (замечания при этом на других листах). Проекты досогласовываются и сдаются уже после сдачи стройки. Но скорость стройки сметает практически всё: все нормы строительства, все принципы надзора, все объективные стороны технологий – бетоны не набирают прочность, укладывают по неутрамбованным основаниям, не выставляют уклоны бетонных поверхностей, не утрамбовывают аккуратно и долго вокруг сетей, колодцев и углов зданий и сооружений.
Как-то так. Всё это приводит к тому, что вы потом видите кривую плитку.
Журналисты "Ведомостей" продолжают...
Про люки хорошо. Только не к месту. По люкам действительно проще всего понять, так как там вылезают все косяки. Только я бы поудачнее пример наёел. Давайте пройдём на Дмитровку. Вот тут делали год назад. И вот вам...
Всё, пиздец. Это как раз тот случай, когда криволапые ебланы все испортили. Теперь этот участок улицы надо полностью переделывать. Его не спасти.
Это очень плохо. И такие ситуации встречаются на разных улицах. Но важно отметить несколько моментов. Работы в Москве выполняют десятки разных подрядчиков. В некоторых местах качество просто идеальное. Например, очень круто делают Тверскую. Или хорошо сделали Неглинную и Пушечную улицы. Там спустя два года не к чему придраться. А вот некоторые улицы делают ужасно. Здесь мэрии хорошо бы рассказать, что стало с подрядчиками, которые косячили. А то по закону они должны исправлять косяки по гарантии, но, как это часто бывает, после получения бабла криволапый подрядчик банкротится и уезжает в солнечный Самарканд.
Идём дальше.
Первые улицы делали очень плохо. Во-первых, работы делали зимой!!! Помните, Собянин эти улицы открывал к Новому году? Во-вторых, не было ещё опыта. Я много раз писал, что главной ошибкой "Моей улицы" было начать реконструкцию с центральных улиц. Понятно, что первый блин будет комом, так выбрали бы улицу где-то на окраине. А теперь на ту же Дмитровку страшно смотреть. Хочется её ещё раз переделать.
Ура, ливнёвочка и потопчики!
Странно, почему на фото улицы и районы, где не делалась реконструкция? )
Ужас!
Ну что тут можно сказать... А ничего ))) Ливнёвку не делают. Точнее, не делают новой. Какая была, такая и остается. И тут, как говорится, не всё так однозначно. Ливневая канализация нужна. Ливневая канализация важна. Но делать её долго и дорого. Вы же примерно представляете, что это такое? Проложить новый коллектор в центре Москвы, где адская паутина из различных коммуникаций, метро, памятников археологии и т.д. Это действительно очень дорого и долго. Я на эту тему говорил со многими специалистами, и почти все разводят руками. Конечно, было бы хорошо раскопать улицу на пару месяцев и прокладывать новый коллектор, но зачастую это фантастическая история. Поэтому в мэрии решили, что несколько раз в год на полчасика может и подтопить, ничего страшного.
Хорошо это или плохо, пусть каждый москвич для себя решает сам. Я не хочу в этой истории выступать адвокатом мэрии, но и не могу говорить "что вы ливнёвку не сделали, гады?", так как примерно понимаю, почему они её не сделали. И да, если когда-нибудь кто-нибудь решит проложить новую ливневую канализацию, то придётся раскопать все улицы )
Другой вопрос, что даже с существующей ливнёвкой не всегда справляются. Например, на Мясницкой просто забыли сделать решетки ливнестоков, хотя в проекте они были. И вода там не уходит теперь не потому, что ливнёвки нет – она есть – просто дебилы забыли решётки сделать. Часто неверно делается разуклонка, и решётки устанавливают на возвышенностях. В общем, с водоотводом проблемы есть.
"Ведомости" продолжают:
Вода льётся не на прохожих, блин, а на тротуар! И это плохо! Во-первых, вода на тротуаре разрушает покрытие. Во-вторых, зимой образуется наледь на тротуаре! И это пиздец.
Вот я вчера пошёл снимать Бульварное кольцо. И что я вижу? Трубы почему-то не довели до тротуара, во время дождя они будут лить воду на ноги. Странное решение.
Странно, что не сделали желобки, а вместо них сделали прорези на плитки. Трубы, кстати, не всегда попадают в эти прорези.
Сами прорези упираются в бордюр, да и вообще толку от них никакого.
Это странно, ведь на соседней Сретенке, например, уже сделали желобки. Не очень понятно, почему трубу прямо в него не вывели? С такими желобками тоже будут проблемы. Они быстро засоряются, но это лучше, чем ничего.
Вот на всей Сретенке сделали их. А на Бульварном не сделали.
Но даже на Сретенке есть странные решения. Вот, например ))) Вода с дома, пройдя по газону, вся будет литься на новенький тротуар.
Угадайте, сколько воды попадет в желобок, а сколько будет литься мимо?
Что-то пошло не так 😂😂😂
На Садовом кольце, кстати, ситуация получше. Там тоже везде желобки для воды. Но хочу напомнить, что правильно водосточные трубы уводить сразу в ливневую канализацию!
Продолжаем.
Да, тут у нас стыковка двух этапов благоустройства, 2015 год встретился с 2017-м! Прямо "Союз" – "Аполлон".
Стыковка прошла неудачно! 😂😂😂 Тротуар на Бульварном кольце вывели почему-то выше. Тут, конечно, надо всё переделывать.
Дальше...
Здесь журналистам "Ведомостей" хорошо бы знать, что такое временная разметка. Показанная улица не входит в программу благоустройства, там на заднем плане видно, как меняют трубу.
Ну вот переход и перенесли на 30 метров, нанеся временную разметку. То, что он упёрся в парковку, неудобно, но не критично. В общем, это проблема вообще из другой области, и зачем её сюда приплели, я не очень понимаю.
А вот о чём стоило написать, так это о переходах, которые не делают! Реконструкция – хороший повод вернуть наземные переходы. Их возвращают, но недостаточно. Например, переходы через Тверскую так и не вернули. На Садовом тоже можно было сделать больше переходов, но не сделали. Если и мочить мэрию, то за то, что они не делают наземные переходы в должном объёме.
Ого!
😳😳😳
Давайте называть вещи своими именами. Бессветофорная Ленинградка – это градостроительное преступление Лужкова. Он, кстати, хотел и на Пушкинской площади сделать тоннель и эстакаду, чтобы и там убрать светофор. К счастью, не успел. Попытки разбить парки, скверы, вернуть деревья на Ленинградку проблемы не решат. В этот несчастный сквер нет переходов, так как туда никто никогда не пойдёт гулять. Вы с ума сошли? Гулять около трассы в 10 полос движения?
Рано или поздно Ленинградке от "Сокола" до "Белорусской" придётся вернуть прежний вид: с трамваем, зеленью и удобными наземными переходами.
Дальше...
Тут я не в курсе, сказать ничего не могу. Наверное, так и есть...
Дальше...
Просто прекрасно! То есть журналисту ни хрена не ясно, но точно ясно, что островок что-то там затрудняет.
Давайте посмотрим на площадь сверху. Здесь пока нет разметки, и вам может показаться странным такое решение. Но на самом деле ничего странного нет. Просто на Сретенку вернули выделенные полосы, убранные отсюда в 2002 году. И на этом островке будет автобусная остановка!
Сейчас уже нанесли разметку. Выделенная полоса в сторону центра дойдёт до Лубянки, где будет хаб. В сторону области выделенка идёт от Пушкарева переулка до Садового кольца – это порядка 400 метров. Для движения машин как было 2 ряда, так и осталось. Раньше из-за хаотичной парковки и скачущей ширины полос излишки проезжей части просто выпадали из пользования. Поэтому казалось, что места много, но по факту было 2 ряда с локальными тремя рядами и бутылочными горлышками. Скоро здесь поставят остановку, и будет очень круто. Выделенка на Сретенке – это огромный плюс проекта, и за него мэрии надо сказать спасибо, а не писать ерунду.
Мой любимый приём: снять на телевик красивую картинку и всех напугать )))
Со знаками в Москве есть проблемы. Их много, они очень большие и портят вид. Но тут есть ГОСТ и есть ГИБДД, которые обязывают знаки вешать. Они никому не нравятся, но закон есть закон. Сейчас проходит эксперимент по уменьшению размера знаков. На многих улицах уже начали знаки менять.
Но наш журналист продолжает...
Не, ну вот это уже пиздец. То есть человек, который это пишет, не понимает вообще ни хрена. Вместо того, чтобы разобраться и объяснить народу, что к чему, он несёт хрень.
Это не "островки из плитки"! Это совершенно правильное сужение перед перекрёстком, где есть пешеходный переход. Это очень правильная практика, так делается в лучших городах Европы. Нужно это для того, чтобы на переходе физически нельзя было припарковать машину. Чтобы сам переход был короче и безопаснее.
Так что эти сужения очень даже правильные. А вот что не очень хорошо – так это то, что в таких местах можно было сделать переход в один уровень с тротуаром, а не делать разрыв.
Дальше – больше...
Журналиста куда-то понесло, и он решил всё смешать в кучу. От проблем благоустройства перешли к проблемам несоответствия знаков и разметки. Но раз журналист задаётся вопросом, можно ли останавливаться или нет... Для этого у любого водителя есть ПДД. А в ПДД на этот вопрос чётко дан ответ. Любые дорожные знаки главнее любой разметки. Временная разметка имеет приоритет над постоянной.
Список приоритетов выглядит так:
1. Временные дорожные знаки;
2. Постоянные дорожные знаки;
3. Временная дорожная разметка;
4. Постоянная дорожная разметка.
Поэтому в данном месте парковаться нельзя, несмотря на разметку.
Едем дальше:
Ну, это да. Программа благоустройства не подразумевает реставрации всех зданий на реконструируемой улице. Это вопрос как с ливнёвкой. Можно отреставрировать и сделать капитальный ремонт каждого здания. Но это затянется на годы. Поэтому здания подкрашивают с главных фасадов, чтобы они нормально выглядели со стороны улицы, и всё. Дальше они ждут своей очереди на реставрацию.
Это недорогое, быстрое и эффективное решение. Вопрос – как к нему относиться. Не называйте это реставрацией. Это просто косметический ремонт фасада.
Вот очень жалко, что кондиционеры не убирают с главных фасадов исторических зданий.
Дальше...
Я не знаю, что там и где установили на корни, но приговор деревьям уже вынесен ) Посмотрим, выживут они или нет! Я помню, совсем недавно хоронили деревья на Тверской. Вообще, главный плюс программы благоустройства – это возвращение деревьев.
Они не совсем расколотые, это часть, которая будет скрыта под асфальтом. Не думаю, что это критично и как-то отразится на жизни этих прекрасных гранитных бордюров.
А вот то, что рабочие не всегда правильно собирают паззлы из разных камней, – это критично. Вот нестыковка разных камней на Бульварном кольце.
Поговорим про мост!
Ха-ха!
Ну да, это не круто.
О, что у нас тут?
"Фантазийная траектория"! Во-первых, с Садового кольца нет выезда на Кутузовский. Есть выезд на Новый Арбат. Ну это так, мелочь. Во-вторых, выкладывать фото, снятые на телеобъектив, не совсем честно. В жизни ничего криминального там нет, а искривление идёт из-за автобусной остановки. Желающие могут оценить весь ужас ситуации на панорамах.
Дальше – больше...
ЧТО?! Наконец в Москве начали делать безбарьерную среду, нормальные скаты, но журналистам "Ведомостей" они неудобства доставляют. Позорище какое...
Скаты прекрасны.
Наконец в России начали думать о маломобильных людях.
На новых улицах почти все скаты сделаны идеально. Прямо миллиметр в миллиметр с асфальтом. Очень круто.
Но есть и косяки. Вчера прошел по Сретенке, Бульварному и Садовому. Доля брака – где-то 15-20%. Многие скаты всё равно образуют бордюр, что плохо. Судя по всему, асфальт положили неправильно.
Есть проблема с отводом воды. Но про неё я уже писал. Если не сделать грамотный водоотвод, асфальт будет быстро разрушаться.
Они продолжают.
Хочется взять палку и бить журналиста "Ведомостей". Куда ты лезешь со своим мнением??? Во-первых, традиционное озеленение – это уже взрослые деревья! Где вы, дебилы, тоненькие деревца видели? Как раз из-за взрослых, огромных и очень дорогих деревьев и были все скандалы в прошлом году. Во-вторых, это не клумбы. Каждый год одно и то же. Деревья высаживают осенью. А до осени, чтобы было красиво, на месте будущих деревьев посадили цветы.
Хотя бы поинтересовались, что и как.
Здесь везде будут деревья. Сейчас так:
Будет так:
На этом журналист "Ведомостей" заканчивает рассказывать читателям о проблемах реконструкции улиц в Москве.
О чём забыли в "Ведомостях"? Раз мы начали, то давайте обсудим проблемы!
Очень серьёзная история с организацией работ. Куча критики программы как раз из-за того, что строители не думают о людях!
Вот я вчера снимал. Делают Садовое кольцо, тротуар перекрыт – как идти людям? А как хотят! То есть людям предлагают выходить на проезжую часть! Нет ни ограждений, ни барьеров.
Во многих местах установили новые светофоры, но они ещё не подключены. Нет разметки, что это переход. Хорошо ещё, знаки повесили. А в некоторых местах, на том же Бульварном, знаки сняли. То есть по правилам людям теперь вообще не перейти дорогу, и если их собьют, кто будет виноват?
В США подрядчика бы давно засудили за такое отношение. Всё лето народ ходил по Москве, словно это полоса испытаний на выпускном экзамене в спецназ. А если у вас чемодан или детская коляска, то пройти бывает просто невозможно.
Мэрия делает правильные вещи, реконструирует улицы, но при этом не думает о людях. Вполне заслуженно получает кучу критики. Я уже не говорю о заборах, которые слишком высоки, которые падают от ветра на людей и машины, и про многие другие косяки. Техника безопасности? Не, не слышали.
До сих мор не могут начать делать вмонтированные в тротуар люки. Ужасные выгрызы повсюду. Плохо.
С подводкой кабелей к фонарям тоже есть проблемы. И странно, что рабочие вот так всё бросают.
Вот Бульварное кольцо. Из тротуара торчат высоковольтные провода. Зачем они тут? Рабочие, судя по всему, уже ушли с этого участка. А это кому оставили? У меня есть опасение, что они поставят тут РЕКЛАМНУЮ КОНСТРУКЦИЮ, перегородив тротуар. И вот это будет ад.
Рекламные конструкции – просто беда новых улиц. С одной стороны, мэрия расширяет тротуары, с другой – опять сужает их так, что невозможно пройти. Надеюсь, Сергей Семёнович примет волевое решение и уберёт с тротуаров эти ненужные рекламные щиты.
Бульварное. Рабочие ушли и оставили недоделки.
Очень хочется взять прораба и спросить... ЧТО ЭТО? Тут было дерево, оно засохло, и вы его спилили. А дальше что? Если дерево тут не нужно, так заложите плиткой всё. Если хотите посадить новое, так почему не выкорчевали пень? Теперь как его убирать, не разрушив плитку?
Теперь о хорошем. Сретенку круто сделали.
Плитка уложена просто отлично. Посмотрим, что с ней будет дальше.
Парковка теперь в карманах.
Самое главное – выделенная полоса!
Сделали кусок исторической брусчатки. Хорошо, но мало.
Во время косметического ремонта фасада уничтожили шикарную работу с Леонидовым ( Зачем?
На Сретенку вернулись шикарные фонари.
И пару слов про Садовое. В районе "Красных ворот" положили невероятной красоты гранит! Никогда такой красивый гранит в Москве не видел.
Просто невероятно!
Не безликий серый, как на других улицах, а разноцветный. Очень хорошо смотрится.
Надеюсь, многие вещи вам стали понятны. У программы "Моя улица" есть много минусов и косяков, за которые надо пинать мэрию. При этом многих ошибок можно было избежать. Это и вопросы качества, и слишком сжатые сроки, и организация работ.
На мой взгляд, сейчас основные проблемы с программой "Моя Улица" следующие:
1. Сжатые сроки и попытка сделать всё как можно скорее (желательно ко дню города). Из-за спешки, сами понимаете, куча проблем.
2. Низкая квалификация некоторых подрядчиков. Непрозрачная система взыскания долгов и штрафов с подрядчиков. Что стало с теми, кто косячил в прошлом году? Нет информации. Где посадки?
3. Плохая и опасная организация работ. Во время реконструкции становится физически опасно передвигаться по городу. Это не просто неудобства, это риск для жителей. Никто не думает о безопасности и удобстве людей.
4. Плохое информирование населения. Как видно, даже журналисты не понимают, почему сразу не посадили деревья, зачем сужение на переходах и т.д. Многие проблемы можно было бы решить.
5. Отсутствие в открытом доступе данных о проектах. Все делается тихо, почти в секретной обстановке. На публику выносят редкие рендеры, того что будет. Найти чертежи и проектные решения без связей невозможно! На мой взгляд эта информация должна быть открытой, основные чертежи и проектные решения должны быть опубликованы, чтобы в случае чего ошибку исправить на стадии проектирования. Например как с велодорожками.
6. Недостаточно радикальные изменения. Мэрия боится делать пешеходные переходы там, где они нужны (Тверская, Садовое). Боится сокращать количество полос для автомобилистов или делать новые выделенки там, где они нужны (опять же, Тверская и Садовое). Эта история поправима в будущем, но хотелось бы большего.
7. Недостаточное давление на другие ведомства в плане изменения законодательства и норм. В то время как в плане благоустройства мы продвинулись далеко вперёд, многие нормы и законы остались ещё в прошлом веке. И всякие динозавры из того же ГИБДД часто мешают делать хорошо и правильно. Мне кажется, под шумок, обладая аппаратным весом, мэрия могла бы вносить изменения в ГОСТы, нормы и законы. Это сильно помогло бы потом другим городам.
8. Мало внимания уделяется велоинфраструктуре. Больше дорожек!