Фотофокус №5: Соларография.



Сегодняшние фотофокусы посвящены соларографии (англ. solargraphy) - фотографированию солнца на сверхдлинных выдержках. Изобрели ее в 1999 году фотографы из Польши и Испании, поддерживающие в настоящее время сайт международного проекта The Global Art Project of Pinhole Solargraphy. На сайте проекта представлены работы фотографов со всем мира, все фотографии привязаны к карте, и можно посмотреть, как ведет себя солнце в разных широтах.



Это одна из лучших соларографий сделана Иваном Шишкиным в Москве в 2008 году.


Смысл этого метода состоит в том, чтобы использовать сверхдлинные выдержки от нескольких дней до полу года. Каждый день солнце оставляет свой след на фотографии, иногда в пасмурные дни он прерывается, на фотографии хорошо видно, какая была погода.

Карло Соса, Аргентина 2009 год.


Для получения соларографии нам потребуется специальная безлинзовая камера (я уже рассказывал про нее в предыдущем фокусе, камера обскура). В качестве пленки выступает обычная черно-белая фотобумага (например KODAK Professional Polymax II RC) или сальдовая пленка (например Kodak Ektachrome E100 GX). Сам корпус камеры собирают из пластиковой коробочки от пленки, в ней проделывают окошко, в котором потом вставляют фольгу с отверстием от 0,2 до 0,5 миллиметра, помните, чем тоньше отверстие, тем качественнее будет снимок. Подробно иллюстрированную инструкцию можно посмотреть здесь.

Лин Тэйлор из Новой Зеландии.


Импровизированный фотоаппарат направляют на Солнце и жестко фиксируют. В пинхол-камере Солнце отображается как почти точечный источник света. Длительная засветка фотоматериала приводит к тому, что соединения серебра начинают разлагаться непосредственно в камере на фотобумаге, и возникает видимое изображение, которое не требует дальнейшей обработки химикатами. Изображение, что любопытно, получается отчасти цветным. Это обусловлено оптическими свойствами коллоидных частиц серебра, возникающих в эмульсионном слое фотобумаги, причем разные ее сорта создают различные оттенки.

Ярмо Каро, Финлянди.


Чем больше выдержка, тем четче будет изображение на снимке. После того, как снимок сделан, фотобумага извлекается из камеры в затемненном помещении и сканируется.

Грег Кэмп, США.


А если подойти к этому делу с умом, то можно делать такие кадры:

О фотографиях Майкла Уэсли (Michael Wesely) нельзя сказать, что они запечатлевают моменты из жизни. Более того, они запечатлевают не дни и даже не месяцы. Как бы удивительно это ни звучало, но на снимках фотографа перед нами предстают целые годы, уместившиеся в одном изображении.



Начиная с 90-х годов прошлого века, Майкл постоянно экспериментировал с выдержкой фотоаппарата. Выдержка в несколько секунд или даже минут доступна каждому человеку, профессионально занимающемуся фотографией. А вот выдержка в несколько лет? «Нужно попробовать», - решил Майкл и в 1997 году установил фотокамеру на Потсдамской площади в Берлине, где как раз проходила масштабная реконструкция. В 1999 году проект завершился. Камера простояла на площади ровно 26 месяцев, а получившиеся в итоге снимки удивили всех. Разрушенные или, наоборот, построенные здания стоят на фотографиях Майкла, словно привидения, умещая в одном изображении процесс своего исчезновения и появления.



Спустя несколько лет проект повторился, но уже на другом континенте. На этот раз Майкл Уэсли отправился в Нью-Йорк, решив запечатлеть процесс реконструкции знаменитого Музея современного искусства. На этот раз камеры простояли вокруг здания 34 месяца, с августа 2001 года по июнь 2004. Таким образом, почти через три года фотограф получил изображения, на которых проступающие и перекрывающие друг друга полупрозрачные слои представляют процесс реконструкции во времени в виде плотной и искусной паутины форм и цветов.



Отсюда: - http://www.kulturologia.ru/blogs/081209/11782/

Ссылки:
Фотофокус №1: Эксперименты с диафрагмой.
Фотофокус №2: Снимаем без объектива.
Фотофокус №3: Съемка в сложных условиях, постобработка.
Фотофокус №4: Собираем световой меч. Светографика.
Фотофокус №4: Съемка автомобиля в тумане и в движении.

Каталог всех моих записей.



promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 149
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе,…
Интересно. Но как они точку точно обозначают. Особенно если место общественное.
а. недопонял.
ну сложно это. штатив и держать фиг знает как что бы не было дождя ветра и прочего.
обычно крепится на здание или столб фонарный ) коробочка герметичная ей дождь не страшен
ну тут я думаю совсем все экстремально сделано типа микронного отверстия лазером и совсем медленная пленка (хотя кто знает - может и попробует кто-то из читаталей сделать :)
Если я не ошибаюсь, то снимать так начали еще очень давно. Еще начиная с изобретения фоточувствительных материалов. попробую найти статью, в которой была описаны самые начала.
не понял, так шо фотка такая маленькая? как коробочка? тю бля, я думал она как и все нормальные фотки, хотя бы 30х40
Классно, не слышал о такой! выходит оцень таки экспрессивненько, не смотря на время выдержки.
Интересное направление. Получить результат, не факт что положительный через год-два, для этого не только у аппарата должна быть выдержка :)

А как бороться с тряской? То что эта коробочка где-то на стене висит или на столбе вдали от людей это ясно. Но ведь будет вибрации: от проезжающих грузовиков, сильного ветра и т.п. Применяют какие-то системы виброгашения или вибрации все же не столь существенно?

А еще подумалось, что если такую камеру делать не кустарно, а на хорошем оборудовании с микронной точностью, а отверстие лазером прожигать, то кадры будут изумительные.
да, если делать все хорошо, то кадры будут как по ссылку, что я дал в конце поста. Мелкая вибрация некритична
в прошлом январе у меня была идея расставить кучу (больше 10-ка) таких камер на крышах Питера. (что бы наверняка результат получить). в результате, в силу разных обстоятельств, установить получилось только одну. Через пол года камеру благополучно сняли и доставили в мск. И вот сейчас она уже 5ый месяц лежит дома, никак руки не дойдут вскрыть и обработать.
я тоже не смог. Перед отъездом я уже бежал снимать, но мне не дали это сделать). А потом я благополучно забыл про камеру.
блин,так то оч интересно.но вот будет ли кто повторять? сорри, но какой то это неудачный в этот раз фотофокус..все прежние были направленно исключительно на практику..но всё равно спасибо.интересно было прочесть
есть ещё один, похожий прием съемки Солнца, а именно Солнечной аналеммы. Для этого нужно надежно закрепить фотокамеру, на один год, а затем, в одно и тоже время, скажем в 9 утра, снимать солнце с соответствующей выдержкой, затем через несколько дней опять снять солнце, не двигая камеру, на тот же кадр (если, конечно речь идет о пленке), так с интервалом в несколько дней необходимо снимать солнце, но в одно и тоже время. Тогда на получившимся кадре получится штука похожая на восьмерку.
Вот замечательный пример, где ещё снято и солнечное затмение: http://www.astronet.ru:8101/db/varstars/msg/1223689
А тут ещё и о том как это можно снять: http://www.analemma.de/english/analem.html
мда, не слышал даже про такое... и не задумывался...

з.ы. сколько лет фотографии, а до сих пор что-то кардинально новое еще можно придумать
интересно. очень.
как всегда, спасибо за любопытную информацию.
а если просто делать 1 кадр в минуту (например), а потом совместить в фотошопе?

спасибо за ссылку
Фотографии Уэсли меня, если честно, поразили. Не думал, что можно снять такие четкие и без затемнений по бокам фоты на такой выдержке)