Страшный сон каждого водителя
Представьте, что сегодня утром житель условного Новосибирска или Екатеринбурга проснулся в дивном новом мире. Он встаёт с постели, выглядывает в окно многоэтажечки, чтобы проверить, на месте ли любимое кредитное ведёрко, а там... время как будто замедлилось. На улицах всё движется еле-еле, будто в слоумо, и как-то подозрительно тихо. И дело вовсе не в обычных пробках...
И тут он хлопает себя по лбу! Он вспомнил, что с 30 августа на всей территории города можно ездить не быстрее 30 км/ч, и только на нескольких магистральных улицах ограничение 50. При этом никакого "нештрафуемого порога" нет. Точнее, превысить можно максимум на 2-5 км/ч – это как повезёт с полицейским радаром. А если превысил чуть сильнее, придётся заплатить 11 700 рублей.
Проехать по Новосибирску со скоростью 36 км/ч, да ещё и отдать за это ощутимую часть зарплаты при невыплаченном кредите за тачку и непогашенной ипотеке за бетонный мешок в муравейнике?! Никаких тебе больше 250 рублей за возможность гонять по городу под 100 и сбивать зазевавшихся пешеходов, будто кегли... И, что самое нелепое, это поддержали сами жители города!
"Вот бараны!" – досадливо шепчет наш герой и щелчком отправляет бычок на газон под окнами.
Но поспешим успокоить рассерженного горожанина. Это, конечно, не Новосибирск и даже не страшный сон. Это реальность, только не для российских городов, а для Парижа.
С 30 августа столица Франции окончательно замедляется до 30 км/ч. Имеется в виду собственно Париж, то есть 20 центральных округов. Раньше ограничение скорости в 30 км/ч действовало примерно на 60% его улиц. Теперь быстрее можно ездить только по кольцевой автодороге, бульварам Марешо и нескольким магистральным улицам. Там установлено ограничение в 50 км/ч, а на кольце – в 70 км/ч.
На этом лафа заканчивается. Все остальные улицы отныне официально "медленные". Мэрия Парижа объясняет, что эта "мера в основном направлена на повышение безопасности дорожного движения и снижение шумового загрязнения".
Ранее чиновники провели опрос среди жителей Парижа и региона Иль-де-Франс, и оказалось, что большинство резидентов столицы поддерживают ограничение в 30 км/ч, тогда как население пригородов в основном против. Что тут можно сказать... Счастливо оставаться на окраинах!
Мэрия Парижа рассчитывает, что в пределах "тихоходной" зоны количество травм в ДТП снизится на 25%, а тяжёлых ранений – на 40%. К слову, по данным ВОЗ, риск гибели пешехода, которого сбила машина на скорости 30 км/ч, составляет 10%. Смертельные риски при ударе на скорости 50 км/ч оцениваются по-разному, но есть универсальное правило: чем быстрее – тем больше шансов погибнуть.
А ещё снижение скорости на 20 км/ч снижает уровень шума у проезжей части на 3 децибела. У нас шумовое загрязнение никак не исследуется, хотя оно влияет на здоровье и качество жизни.
К слову, Париж – далеко не единственный город Франции, где действует ограничение в 30 км/ч. Всего таких населённых пунктов уже около 200, включая довольно крупные города вроде Тулузы, Монпелье и Гренобля.
Больше всех по поводу новых ограничений переживают водители, живущие за пределами Парижа. А ещё таксисты, которые боятся потерять клиентов. Противники реформы говорят, что очередное "антиавтомобильное" решение команды мэра Анн Идальго больше политическое, чем урбанистическое.
Те, кто давно читает мой блог, помнят, что это не первый сюрприз для водителей со стороны мэрии Парижа. Уже с 2022 года в самом центре города будет полностью запрещено транзитное движение автомобилей. Ради деревьев – о, ужас! – урезают автомобильные полосы на Елисейских полях, а к 2026 году Идальго хочет превратить Париж в "на 100% велосипедный город". Нет, это не значит, что водителей прогонят со всех улиц. Это значит, что вся территория Парижа станет доступна для велосипедистов.
Добавьте к этому ещё намерение Парижа с 2030 года запретить все автомобили с двигателями внутреннего сгорания (включая даже гибриды) – и вы получите, казалось бы, настоящий ад для водителей. Но это не так.
Адом для водителей он был, пока постоянно стоял в пробках. За время пандемии в Париже значительно увеличилось число велодорожек и, следовательно, велосипедистов и пользователей СИМ. А с новыми ограничениями число пользователей личных машин, я думаю, будет только снижаться. Это значит, что уже скоро центр Парижа впервые за много лет сможет вздохнуть свободно.