Русский школьник – самый автомобилизированный школьник в мире?
Организация Qazaqstan Urban Community провела опрос среди школьников и выяснила, как ученики разных классов добираются до своих школ в Петропавловске – это крупный город на севере Казахстана.
В России такие исследования пока не проводились. При этом у нас почему-то принято считать, что всех детей родители подвозят до школы на машине. Мол, мы живём в 2021 году, в каждой семье есть автомобиль, а на общественном транспорте или пешком передвигаются буквально единицы! Но это, мягко говоря, пиздёж. Просто водители как самая богатая и самая громкая часть общества проецируют свою модель поведения на всех остальных.
Самое печальное, что под давлением водителей в некоторых городах России отменяют урбанистические реформы. Причём иногда как раз под тем предлогом, что нововведения якобы могут помешать возить детей в школу.
Например, в Южно-Сахалинске мэр испугался истерики водителей и после совещания с гаишниками и дорожниками отменил единственную выделенку для автобусов. Аргументация была именно такой: пробки, школа, ЗИМА БЛИЗКО!
То есть мэр даже не допустил возможности, что кто-то (на самом деле, вероятно, большинство) в Южно-Сахалинске добирается до школы НЕ на личном автомобиле. Он просто не подумал об этом. И вправду, зачем? По логике местных водителей, если какие-то нищеброды не в состоянии купить машину, пусть торчат в пробках вместе со всеми! Очевидно, такая логика устраивает не только гаишников, но и мэра. Комфортный и быстрый общественный транспорт россиянам не нужен – главное, чтобы машинки могли ехать!
Кстати, пробки с той самой улицы Ленина, где была экспериментальная выделенка, никуда не исчезли. Но водители всё равно гордятся своей "победой".
Если вам не ясно, где тут логическая ошибка, сформулирую проще: далеко не все родители возят детей в школу на машине. Кто-то идёт пешком, кто-то едет на автобусе, а кто-то (о, ужас!) даже на самокате или велосипеде.
Вот как раз об этом был опрос в казахстанском Петропавловске. Там живёт 220 тысяч человек – чуть больше, чем в Южно-Сахалинске.
И оказалось, что только 13% учеников добираются до школы на машине. Чем старше класс, тем больше самостоятельных путешествий, и в подавляющем большинстве случаев это либо пешая прогулка, либо поездка на автобусе. На велосипедах дети ездят мало, потому что когда нет подходящей инфраструктуры, это попросту опасно.
Поскольку в России автомобилизация в среднем в полтора раза выше, чем в Северо-Казахстанской области, я думаю, доля "автошкольников" у нас составила бы 20, максимум 25% в городах с населением 200-300 тысяч человек. Даже до половины это очень далеко.
Но большинство решений в наших городах принимаются в пользу автомобилистов, а мэры прикрываются заботой о школьниках. Тех самых школьниках, который в основном ходят пешком и ездят на автобусах. В связи с этим возникает ряд вопросов:
Где качественная пешеходная среда?
Где безопасные переходы?
Где успокоение трафика?
Где выделенки для общественного транспорта?
Где велоинфраструктура?
Всё это действительно могло бы помочь детям быстро и безопасно добираться до школы. Но вместо этого у нас всё внимание уделяется агрессивному меньшинству. Эти 20% родителей всё утро проводят в пробках и мечтают, чтобы остальные 80% торчали вместе с ними.