Если б не завтра война
Продолжаем изучать Москву с Александром
usolt , автором проекта Прогулки по Москве. Если вы еще не в курсе, то нет человека, кто знает Москву лучше Александра. Самые интересные экскурсии, самые необычные места, все тайны Москвы - это Александр. Впрочем, рассказывать про него не имеет уже смысла, все его и так знают, а на экскурсии очередь стоит. Поэтому лучше вам про Москву расскажем что-нибудь интересное. Например, какой могла бы быть Москва, если бы не было Великой Отечественной Войны.
"Пожар способствовал ей много к украшенью" - почти уже 200 лет назад писал Грибоедов о Москве. Так было в 19 веке, так вечно получалось и в веке 20. Парадоксально, но часто старую Москву от скверн или полного разрушения спасали исключительно какие-то катастрофы. И если бы не Великая Отечественная война...
В 1935 г. был принят сталинский план реконструкции Москвы, по которому весь центр города предстояло радикально перестроить, снести старое и воздвигнуть на опустошенном месте архитектуру, отвечающую идеалам новой эпохи, ведь именно архитектура, как ни одно из других искусств ближе всего к народу, а масштабная архитектура еще и понятнее. Да и жить этим произведениям в веках. Как бы сейчас не относились к личности Сталина, все от ярых сталинистов до либералов признают величие и эстетику тоталитарной архитектуры 1930-50-х.
Но вернемся к Москве.
Начнем с того, что Тверская является единственной улицей, которая дает хоть какое-то представление о том, как должна была выглядеть вся Москва, если бы не война.
Хоть многое на Тверской и было построено после войны, все же улица имеет законченный вид
Угол Тверской и Тверского бульвара в 1950 г. Обратите внимание, во-первых, на девушку с серпом на ныне пустой башенке дома, который старожилы района до сих пор называют домом под юбкой. По изначальному проекту реконструкции Тверской на зданиях стояли статуи, но при Хрущеве, резко раскритиковавшем сталинскую архитектуру в докладе об "архитектурных излишествах", статуи демонтировали, об их ремонте не могло быть и речи, а сильно обветшавшие они грозили обрушением. Во-вторых, Пушкин еще стоит на своем любимом Тверском бульваре, пройдет еще немного времени и в этом же 1950 г. его перенесут на противоположную сторону, где имеем возможность его наблюдать мы. А в то время еще шутили:
Над головою у поэта
Воздвигли даму из балета,
Чтоб Александр Сергеич мог
Увидеть пару стройных ног
В целом же один из "богатых" довоенных вариантов реконструкции Тверской выглядел так:
Две башни должны были служить своеобразными воротами в центральную часть города. Одну из башен венчала девушка с серпом, ее сделали, но в конце концов демонтировали, а другая, невоплощенная башня должна была заканчиваться рабочим с молотом. И, главное, статуи в ряд, от которых по правой стороне воплотили лишь башенки.
Художник для красоты немного слукавил с перспективой и изобразил по центру Дворец Советов, который должен располагаться значительно правее. Еще один невоплощенный проект 100-этажного здания высотой 495 метров, включая почти стометровую статую Ленина на крыше должен был возвышаться на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Строительство масштабного здания даже начали, но опять же война...
А Москва вполне бы могла выглядеть так:
Или так:
Или даже так:
Сложно представить, что могло бы находиться внутри сейчас.
Планы 1930-х подразумевали, что в Москве будут огромнейшие магистрали для редких тогда машин, но при этом еще более огромные общественные площади для пешеходов - площади, парки, скверы. Мимо Дворца Советов, как показано на иллюстрации, должна была проходить широченная магистраль
Магистраль, отмеченная красным пунктиром, должна была проходить через всю Москву, мимо Кремля и Дворца Советов с северо-востока на юго-запад.
Частично эту магистраль воплотили после войны в виде, например, Комсомольского проспекта:
Или в виде совершенно бестолкового проспекта Сахарова (он же Новокировский проспект)
Как видите, перегруженную Мясницкую решили продублировать, но из-за войны огромный и широкий проспект не был доделан и не дошел до Комсомольского проспекта, в результате, в наши дни Сретенский бульвар - одно из многих "бутылочных горлышек" Москвы, где пробки стоят постоянно. Если бы не война, то, на радость автомобилистам пробок в Москве было бы сильно меньше. Не стоял постоянно бы и Большой Каменный мост, где также не была воплощена в жизнь магистраль:
На карте почему-то дороги показаны равнозначными, хотя на спутнике видно, что подходящая с севера широкая магистраль упирается в по сути двухполосную Волхонку. Магистраль в конечном итоге запустили только в одну сторону, на север, а то бы заторы здесь были еще больше.
Так и получается, что с одной стороны старая Москва, то же Замосковоречье полностью, уцелела именно благодаря войне, но при этом война же является одной из причин нынешних пробок и неграмотной организации дорожного движения: центр не закрыли, не переделали в пешеходный и не ограничили передвижения в нем, как это было сделано во второй половине 20 в. во многих городах Европы, но при этом новые продуманные проекты реорганизации движения не были воплощены, а советские ограничения на покупку автомобилей позволили прожить с этим наследием до 21 века.
И, напоследок, конечно, нельзя не показать, как бы могла выглядеть Красная площадь, если бы не война:
Это, конечно, самый амбициозный проект, но все же однозначно мы бы не увидели нынешнего здания ГУМа. Подобная мещанская и купеческая архитектура старой Москвы казалась в то время совсем неуместной на главной площади страны. При этом, Собор Василия Блаженного предполагалось все же оставить, а вместо ГУМа возвести огромнейшее здание Народного комиссариата тяжелой промышленности.
Еще один проект:
Сначала в 1939 г. некогда всесильный Наркомат тяжелой промышленности распался на 6 отдельных Наркоматов, а затем опять же война...
Поговаривали, что в Зарядье, где сейчас пустырь от снесенной гостиницы "Россия" восьмую высотку строили для Наркомата тяжелой промышленности. После войны родилась новая идея - подарить Москве к 800-летию, пышно отмечавшемуся в 1947 г., восемь высоток. Восьмую даже начали строить, правда, вряд ли для несуществовавшего уже тогда Наркомата, а скорее для ведомства Лаврентия Берии
Что самое интересное, даже возвели десять этажей металлоконструкций, но к власти пришел Хрущев и от проекта отказались, металлоконструкции перевезли по реке и использовали при строительстве большой арены Лужников, а Хрущев начал совершенно другую архитектурную политику, но об этом и другая история.
Друзья, мы немного продлили сбор денег на проект Паствью. Еще есть 5 дней, чтобы собрать необходимую сумму. Осталось совсем немного. Спасибо за поддержку.
---------------------------------------------
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:
Советую также подписаться на мои странички в:
Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях