Челябинск станет велосипедной столицей России?
Недавно КБ "Стрелка" попыталась составить рейтинг самых удобных для велосипедистов городов России. Исследование получилось немного странным. Во-первых, оно охватило только 15 городов-миллионников. Во-вторых, его авторы напирали на такие показатели, как длина сети велодорожек, даже если они просто намалёваны краской на асфальте. Тем не менее, рейтинг сыграл свою роль: привлёк внимание чиновников к тому, что велоинфраструктура в наших городах практически отсутствует.
И сейчас мы, похоже, наблюдаем первый позитивный эффект. Челябинск, один из самых автомобильных городов России, который почти угробил себя "дорожной революцией", может в ближайшие годы стать намного дружелюбнее к велосипедистам. Во всяком случае, на это появилась политическая воля, а в нашей стране это уже полдела:
На первом месте в рейтинге оказалась Уфа, а Москвы, Питера и Казани в первой пятёрке нет. Как справедливо заметил Аркадий Гершман, в Уфе велодорожки делают за счёт тротуаров, а велопереездов там нет вообще. Так что не знаю, о каком удобстве для велосипедистов тут может идти речь. Статистика ДТП с велосипедистами тоже показательна: в 2019 году в столице Башкирии произошло 37 таких аварий с 36-ю пострадавшими, а в 2020-м – уже 58 и 60 соответственно. Рост числа раненых – почти в два раза, это ненормально.
Челябинск оказался посередине списка. Одна из главных его проблем в том, что велодорожки расположены не там, где на них есть спрос. То есть их прокладывали, даже не изучая потоки.
А вот последняя пятёрка. Тут удивляет присутствие Нижнего Новгорода.
Но что там случилось с Челябинском?
А просто челябинский губернатор Текслер увидел рейтинг, обратил внимание на невысокую позицию своей столицы и решил проверить, всё ли так плохо. Он прокатился на велосипеде до работы и сделал выводы:
"❗ Нужно больше велодорожек. Прежде всего, внимание коридорам из больших районов города.
❗ Следует значительно увеличить число муниципальных велопарковок. Сделать это можно уже в этом году.
❗ Постоянно работать над удобными съездами и занижением бордюрного камня. Это важно не только для велосипедистов.
❗ И главное, нужна полноценная муниципальная программа по развитию велосети. С понятными и прозрачными планами.
Поручения городским властям дал. Но все это полностью касается и других городов области. Программы развития велосети нужны всем. Муниципалитеты-лидеры получат финансовую поддержку".
Это очень круто! Похоже, в Челябинске наконец-то поняли, что велосипед – это не аттракцион выходного дня, а полноценный городской транспорт, которому нужна инфраструктура.
Кстати, её проблемы видны и по фоткам губернатора. Например, тут велодорожка просто нарисована краской на плитке. Во-первых, правильная велодорожка была бы отделена от потока пешеходов, во-вторых, для велосипедов и самокатов нужен ровный асфальт.
Ну а велопереезды в городе попросту отсутствуют. Тут предстоит большая работа с ГИБДД, потому что гаишники будут бомбить и плеваться. Но во всех продвинутых городах мира, даже в Южно-Сахалинске, велопереезды существуют наряду с пешеходными переходами. Без них велосипед не сможет выполнять роль коммьютера. Хватит заставлять велосипедистов спешиваться!
Кстати, обратите внимание, что губернатор проехался по городу на горном велосипеде. Не факт, что он сделал это специально – может, у него дома такой стоял, а может, пиарщики принесли, чтобы глава региона выглядел более "спортивно". Но это тоже показательный момент.
Действительно, по нашим городам комфортнее всего перемещаться не на городских велосипедах или шоссейниках, а на горных или вообще фэтбайках. Это связано с раздолбанными тротуарами, высоченными бордюрами и необходимостью постоянно выезжать с обочины на тротуар и обратно. Проще говоря, сегодня велосипедисты ездят по городам России как по пересечённой местности. Такого быть не должно.
На самом деле, Челябинску ещё повезло, что он попал в середину рейтинга. Это агрессивный автомобильный город, где сегодня нет места не только велосипедистам, но и пешеходам:
Так что там предстоит огромная работа. Остаётся надеяться, что обещания Текслера пойдут дальше соцсетей. К сожалению, губернатор вряд ли будет пользоваться велосипедом в Челябинске каждый день, хотя для города это было бы очень полезно.