Челябинск станет велосипедной столицей России?

Фото: Алексей Текслер / ВК

Недавно КБ "Стрелка" попыталась составить рейтинг самых удобных для велосипедистов городов России. Исследование получилось немного странным. Во-первых, оно охватило только 15 городов-миллионников. Во-вторых, его авторы напирали на такие показатели, как длина сети велодорожек, даже если они просто намалёваны краской на асфальте. Тем не менее, рейтинг сыграл свою роль: привлёк внимание чиновников к тому, что велоинфраструктура в наших городах практически отсутствует.

И сейчас мы, похоже, наблюдаем первый позитивный эффект. Челябинск, один из самых автомобильных городов России, который почти угробил себя "дорожной революцией", может в ближайшие годы стать намного дружелюбнее к велосипедистам. Во всяком случае, на это появилась политическая воля, а в нашей стране это уже полдела:

На первом месте в рейтинге оказалась Уфа, а Москвы, Питера и Казани в первой пятёрке нет. Как справедливо заметил Аркадий Гершман, в Уфе велодорожки делают за счёт тротуаров, а велопереездов там нет вообще. Так что не знаю, о каком удобстве для велосипедистов тут может идти речь. Статистика ДТП с велосипедистами тоже показательна: в 2019 году в столице Башкирии произошло 37 таких аварий с 36-ю пострадавшими, а в 2020-м – уже 58 и 60 соответственно. Рост числа раненых – почти в два раза, это ненормально.

Инфографика: КБ "Стрелка"

Челябинск оказался посередине списка. Одна из главных его проблем в том, что велодорожки расположены не там, где на них есть спрос. То есть их прокладывали, даже не изучая потоки.

Инфографика: КБ "Стрелка"
Инфографика: КБ "Стрелка"
Инфографика: КБ "Стрелка"

А вот последняя пятёрка. Тут удивляет присутствие Нижнего Новгорода.

Инфографика: КБ "Стрелка"

Но что там случилось с Челябинском?

А просто челябинский губернатор Текслер увидел рейтинг, обратил внимание на невысокую позицию своей столицы и решил проверить, всё ли так плохо. Он прокатился на велосипеде до работы и сделал выводы:

"❗ Нужно больше велодорожек. Прежде всего, внимание коридорам из больших районов города.

❗ Следует значительно увеличить число муниципальных велопарковок. Сделать это можно уже в этом году.

❗ Постоянно работать над удобными съездами и занижением бордюрного камня. Это важно не только для велосипедистов.

❗ И главное, нужна полноценная муниципальная программа по развитию велосети. С понятными и прозрачными планами.

Поручения городским властям дал. Но все это полностью касается и других городов области. Программы развития велосети нужны всем. Муниципалитеты-лидеры получат финансовую поддержку".

Это очень круто! Похоже, в Челябинске наконец-то поняли, что велосипед – это не аттракцион выходного дня, а полноценный городской транспорт, которому нужна инфраструктура.

Кстати, её проблемы видны и по фоткам губернатора. Например, тут велодорожка просто нарисована краской на плитке. Во-первых, правильная велодорожка была бы отделена от потока пешеходов, во-вторых, для велосипедов и самокатов нужен ровный асфальт.

Фото: Алексей Текслер / ВК

Ну а велопереезды в городе попросту отсутствуют. Тут предстоит большая работа с ГИБДД, потому что гаишники будут бомбить и плеваться. Но во всех продвинутых городах мира, даже в Южно-Сахалинске, велопереезды существуют наряду с пешеходными переходами. Без них велосипед не сможет выполнять роль коммьютера. Хватит заставлять велосипедистов спешиваться!

Фото: Алексей Текслер / ВК

Кстати, обратите внимание, что губернатор проехался по городу на горном велосипеде. Не факт, что он сделал это специально – может, у него дома такой стоял, а может, пиарщики принесли, чтобы глава региона выглядел более "спортивно". Но это тоже показательный момент.

Фото: Алексей Текслер / ВК

Действительно, по нашим городам комфортнее всего перемещаться не на городских велосипедах или шоссейниках, а на горных или вообще фэтбайках. Это связано с раздолбанными тротуарами, высоченными бордюрами и необходимостью постоянно выезжать с обочины на тротуар и обратно. Проще говоря, сегодня велосипедисты ездят по городам России как по пересечённой местности. Такого быть не должно.

На самом деле, Челябинску ещё повезло, что он попал в середину рейтинга. Это агрессивный автомобильный город, где сегодня нет места не только велосипедистам, но и пешеходам:

Так что там предстоит огромная работа. Остаётся надеяться, что обещания Текслера пойдут дальше соцсетей. К сожалению, губернатор вряд ли будет пользоваться велосипедом в Челябинске каждый день, хотя для города это было бы очень полезно.