May 29, 2021

Америка сужает дороги для спасения своих городов

Фото: Мустафа Хуссейн / The New York Times

Как сделать город удобным для жизни? Если посмотреть на реализуемые у нас проекты, то может показаться, что единственным решением является строительство на месте тихих улочек широких автодорог, возведение эстакад, развязок и подземных переходов, то есть превращение городских улиц в самые настоящие автомагистрали. Немало людей продолжает верить, что города могут развиваться только по пути всеобщей автомобилизации, и что пересадив всех на личный автомобиль, мы начнём жить как в сказке.

Вот только опыт других стран показывает, что сказка эта не наступит никогда.

Многие страны уже пытались перестроить свои города под машины, забирая у пешеходов всё
свободное пространство. Что из этого вышло? Расширение улиц и бесконтрольное строительство новых дорог лишь ухудшило качеством городской среды – районы оказались отрезаны друг от друга, возле дорог стали появляться настоящие зоны отчуждения, по улицам стало некомфортно ходить, а вот автомобильный рай так и не наступил.

Сегодня власти самых разных стран вынуждены тратить огромные деньги на исправления ошибок прошлого, возвращая города к тому состоянию, когда те ещё не были похожи на безжизненные автобаны.

Сегодня хочу показать вам, что делают в США для спасения своих городов.

Во времена бума автомобилизации в середине прошлого века автомагистрали радикально изменили внешний вид американских городов, разрушив их плотные кварталы и увеличив зависимость простых американцев от автомобиля. Что ещё хуже, широкие дороги способствовали разделению городских районов и усилению разрыва между разными слоями населения.

Просто сравните, насколько сильно изменился внешний вид американских городов. Вот так они выглядели до автомобильного бума 1950-1960-х годов:

Фото: The New York Times

А вот так выглядят сейчас. Обратите внимание, что на карте пропали целые районы, которые просто превратились в дороги!

Фото: The New York Times

Сейчас некоторые города хотят... Нет, не проложить новые дороги, уничтожив очередной десяток зданий, а сделать ровно противоположное – уничтожить ряд существующих дорог или как минимум значительно уменьшить их ширину. В то время как у нас расширяют дороги, в США, где уровень автомобилизации достиг небывалых высот, их убирают!

Если вы сейчас думаете, что это всего лишь слова и далеко не факт, что власти действительно начнут действовать, спешу вас обрадовать (или огорчить) – есть отличный пример из города Рочестер, который расположен недалеко от Нью-Йорка, где городские власти уже начали воплощать в жизнь задуманное и на практике доказали, что сделать город более человечным не так сложно.

В 1950-х в Рочестере решили помочь автомобилям быстрее выезжать из города и построили огромное шоссе, параллельно уничтожив сотни жилых домов и предприятий. И до недавнего времени эта огромная бетонная траншея разделяла город.

Фото: город Рочестер / The New York Times

Не так давно с дорогой возникли проблемы (часть её нужно было восстанавливать из-за того, что она начала затапливаться), но власти решили вместо вложения средств в восстановление шоссе, просто его снести.

Сложно в это поверить, но сегодня место, где ещё совсем недавно находилась трасса, выглядит совершенно по-другому:

Фото: Мустафа Хуссейн / The New York Times

И это не какая-то исключительная ситуация – сегодня такова политика американского государства. В комплексном плане развития инфраструктуры, который был опубликован в конце марта, Байден предложил потратить 20 миллиардов долларов на воссоединение районов, разделенных автомагистралями! Демократы в Конгрессе воплотили это предложение в закон, который обеспечит финансирование в течение следующих пяти лет, а Министерство транспорта готово выделить деньги, которые могут помочь городам начать работу.

Рочестер, будучи одним из первых, кто получил средства именно на снос шоссе, а не на его постройку (деньги город получил ещё при Обаме в 2013-м), смог примерно за 7 лет преобразить целый район.

Фото: The New York Times

Некоторые жители города уже перебрались в таунхаусы на месте шоссе. Велосипедисты ездят по улице, здесь же гуляют и пешеходы, что совсем недавно было совершенно невозможно. Районы Рочестера, отрезанные друг от друга шоссе, стали вновь чем-то единым. Вместо того, чтобы стремиться как можно быстрее перемещать людей в центр города и на окраины, Рочестер делает сам центр более дружелюбным для жизни.

Фото: Мустафа Хуссейн / The New York Times

И восстановление улиц на месте шоссе здесь должно продолжиться. В планах городских властей демонтировать и северную часть шоссе.

Источник: город Рочестер, Nearmap / The New York Times

Поскольку построенные в середине прошлого века по всей Америке автомагистрали уже достигают конца своего жизненного цикла, городским властям приходится выбирать, отстраивать ли широченные дороги заново или просто отказаться от них, вернув городу нормальные улицы. И все больше американских городов выбирают именно второй вариант. Как пишет The New York Times, около 30 городов по всей стране сегодня обсуждают тот или иной вариант сноса городских магистралей. Мотивы самые разные – от повышения связанности города, разделенного шумной дорогой, до уменьшения уровня загрязнения воздуха и улучшения криминогенной обстановки.

Мы же в это время продолжаем расширять дороги и строить несоразмерные городу магистрали в надежде на то, что нас эта проблема уж точно не коснётся.

Что ж, если сейчас не начнём учиться на чужих ошибках – будем потом учиться на своих. Пройдёт какое-то время и все наши чудо-магистрали придётся таким же образом сносить. Построенные развязки нужно будет разбирать, улицы – сужать, восстанавливая на них деревья и заново прокладывая линии трамвая.

В отдельных крупных городах может существовать сеть фривеев, трассированных вне жилой застройки. Но вот в остальном городе должно комфортно, должно быть безопасно, должно быть для людей.