В Московской области будут лучшие в стране дворы
Как в городе должен выглядеть хороший двор? Некоторые до сих пор считают, что там обязательно должна быть небольшая цветастая детская площадка, а всё остальное пространство просто обязано быть залито асфальтом, чтобы можно было парковать свой автомобиль. Когда в ответ начинаешь говорить, что нет смысла потенциальное место для отдыха превращать в парковку, начинается такой вой, что хочется побыстрее собраться, сесть в самолёт и улететь на какой-нибудь далёкий остров, где никто не будет тебе в ухо кричать "А где я буду ставить свою ласточку?!"
С одной стороны, сегодня многие уже знают, что двор может быть без машин – к счастью, и у нас стали появляться новые жилые комплексы, где парковка либо расположена под землёй, либо выведена за пределы дворовой территории. С другой стороны, двор-парковка даже в новом доме – это всё еще нормальная ситуация, и что-то изменить в масштабах всей страны или хотя в рамках региона пока никто не решался. Но у меня для вас хорошие новости! Очень скоро всё изменится, по крайней мере, для жителей Подмосковья.
В июле в Московской области должен вступить в силу обновлённый стандарт строительства жилья, по которому в новых ЖК теперь будут дворы без машин, входы в подъезды – на одном уровне с землёй, а в домах не будет мусоропроводов. Без соблюдения этих условий проект застройки просто не будет согласован. Да, всё это происходит у нас в России!
Это, конечно, совсем не значит, что парковки полностью исчезнут, но их нужно будет выносить за пределы двора. Например, можно будет организовать парковочные места с наружной стороны дома, построить подземный или многоуровневый паркинг. Но непосредственно во двор смогут попасть только машины экстренных служб. Посмотрим, как будет всё реализовано на практике, но сейчас звучит всё многообещающе.
А пока жители Московской области не могут определиться, действительно ли им привалило счастье, или от нового стандарта один лишь вред, хочу напомнить, почему двор баз машин – это очень круто.
Здесь, конечно, важно понимать, что двор в городе можно использовать по-разному. Во дворе может стоять стол, гриль, уютная беседка или качели.
Может висеть гамак, стоять лавочки. Во дворе можно организовать целый парк.
А можно вместо всего этого сделать просто парковку – безжизненное асфальтное поле.
Значит ли это, что все парковки нужно срочно убрать и заставить всё пространство лавочками? Не обязательно, но в том количестве, в котором парковки есть сегодня, они точно не нужны. У двора в большом городе есть много функций, а у этих функций разные приоритеты. К примеру, рекреационная функция гораздо важнее функции складирования личных автомобилей небольшого процента жильцов. На самом деле, сегодня дворы-парковки перестали строить почти везде. Их не встретить в Европе, их нет в США, Австралии или Китае.
В мире просто давно поняли, что иметь возможность гулять, заниматься спортом, общаться — это гораздо важнее для человека, чем иметь парковку под окном. Парковки же можно отвести подальше от дома или убрать под землю, если позволяет бюджет. Если человек не инвалид, то нет ни одной причины, почему он должен свою машину ставить именно под окном. Почему нельзя пройти 5 минут до подъезда? Более того, это полезно, особенно для офисного планктона, который и так целый день сидит. А вместо машины под окном лучше поставить столик.
Вспомните, кто вообще пользуется двором и для чего. В основном у нас двор сегодня для тех, кто не имеет возможности уехать из дома далеко. Это дети и пенсионеры.
Это необходимая потребность, которую двор должен обеспечивать. Ребенок или пенсионер, в отличие от счастливого взрослого автовладельца, далеко не всегда может сбежать в центр города или пойти в кафе. Обеспечить комфорт и безопасность для них просто необходимо.
Но это совсем не значит, что, вынося парковки за пределы двора, мы исключительно жертвуем своими интересами в угоду другим людям. В наших дворах действительно сегодня не хватает мест для молодых, сильных и здоровых. Тем, кто сейчас используют дворы исключительно для парковки своих машин, как правило, нечего там делать, они не рассматривают двор как место, где можно добровольно проводить время. Но если грамотно обустроить двор, то в нём будет интересно находиться каждому. Иначе говоря, избавляясь от парковки, вы и для себя можете качественно улучшить жизнь, даже если вам 20 лет и у вас нет детей, для которых нужно "освобождать двор".
Необходимо понимать, что обеспечить парковкой всех желающих всё равно невозможно! Парковки занимают очень много площади. Одно парковочное место занимает минимум 15 квадратных метров. Для сравнения, одно рабочее место в офисе занимает примерно 10 квадратных метров. В Москве в среднем на одного человека приходится около 25 квадратных метров жилой площади. Сейчас вам всем задание – выгляните в окно и посчитайте количество мест на парковке вашего дома.
Так что ничего удивительного в отказе от парковки во дворе нет.
Вы можете спросить: а что тогда делать с машиной? Её же ставить куда-то нужно.
Для начала надо посмотреть на район. Есть ли в пешей доступности хоть какая-то альтернатива парковки во дворе? Почти наверняка будут стоянки, подземные паркинги, где можно купить место. Возможно, будет платная парковка на городской улице. Если есть возможность припарковаться где-то за пределами двора, я бы парковку запрещал вообще. То есть, во дворе должны остаться только места для погрузки-разгрузки, гостевые места и места для инвалидов.
Двор должен быть удобным и безопасным, в нем должны быть учтены интересы все групп жителей. И в этом плане новые нормативы, которые вводятся в Московской области – это здорово!
Постепенно мы переломим ситуацию, и люди начнут уважать как себя, так и окружающих, и со временем перестанут покупать дворы-парковки. Ведь на самом деле, если будет высокий спрос на дворы без машин, то будет и соответствующее предложение, причем безо всяких новых стандартов со стороны государства.