Неположенных для перехода мест не бывает
Все мы с детства знаем, что переходить улицу можно только по пешеходному переходу, заранее убедившись, что все машины действительно нас заметили и пропускают. В современных российских условиях сложно себе представить, что правила дорожного движения могут быть другими, ведь на протяжении многих лет мы наблюдаем трансформацию городских улиц в строго обозначенные прогулочные зоны, где шаг в сторону равен преступлению. Все эти заборы, П-образные перекрёстки, подземные и надземные переходы и запрещающие движение пешеходов знаки говорят нам о том, что по городу нужно двигаться только по строго обозначенному маршруту.
Но бывает и совсем иначе. В США в последнее время начали постепенно избавляться от наказания за переход в неположенном месте. И американцы далеко не единственные, кто пошёл по этому пути.
Идея ограничивать переход в "неположенном месте" появилась в Штатах в 1910-1920-х годах, а законодательно была оформлена только в 1928 году. Переходящие повсюду люди казались тогда угрозой массовой автомобилизации страны.
Вот только время с тех пор изменилось.
Сегодня в мире уже никто, за исключением разве что России, не пытается строить города, удобные для одних лишь автомобилистов. А для городов, где комфортно передвигаться может каждый, вне зависимости от наличия машины и способа движения, некоторые правила и ограничения уже устарели.
С марта в штате Вирджиния начали действовать новые правила, запрещающие полицейским останавливать людей, переходящих улицу вне пешеходных переходов. В новых правилах также говорится о том, что "если на перекрестках нет обозначенных переходов, то пешеходы не могут обвиняться в пренебрежении законом, переходя улицу по наиболее прямому маршруту". Иначе говоря, если для того, чтобы попасть в магазин через дорогу, нужно пройти километр в поисках перехода, можно не делать крюк, а идти напрямую. Легко и просто!
Идём дальше. В в Техасе разрешили переходить улицу вне переходов даже там, где переход находится в зоне видимости. Аналогичный закон может быть принят в Канзасе и Калифорнии (его там лоббирует калифорнийская велосипедная коалиция CalBike).
Как же так? Неужели такое возможно?
В это сложно поверить, но в правильно спроектированном городе действительно нет необходимости запрещать людям переходить дорогу там, где им удобно это делать. Согласитесь, что на какой-нибудь европейской или американской улице, где максимальная скорость движения ограничена 30-40 км/ч, вероятность попасть под машину и оказаться в больнице из-за перехода в любом месте стремится к нулю. И это не говоря о том, что сами переходы могут иногда быть расположены на расстоянии в 30-50 метров друг от друга.
Если говорить подробнее про ту же Европу, то давайте вспомним Германию. Вы, возможно, удивитесь, но и там, как и в США, нет серьезных ограничений на переход улицы в любом месте, если на ней нет специальных ограждений и переход допускает транспортная ситуация. Очень часто в немецких городах можно встретить переходы без знаков и зебры даже возле трамвайных путей.
Можно выделить два типа переходов в Германии: когда приоритет имеют пешеходы и когда приоритет у машин. Например, на этом переходе приоритет у машин, поэтому нужно просто сначала убедиться, что вы пропустили весь автотранспорт или что водитель вас сам пропускает, после чего переходить.
Но такие правила, опять же, возможны только тогда, когда успокоен трафик, когда у вас никто не гоняет и когда разумно ограничена скорость.
Сегодня в России предложение разрешить переход улицы в любом месте поставило бы под сомнение адекватность того, кто его озвучит, ведь в наших городах даже при переходе по зебре можно попасть под машину, если водитель вдруг решит не снижать скорость со своих любимых "нештрафуемых" 79 км/ч, и не заметит приближающегося пешехода. Но так быть не должно.
Если мы уберём или хотя бы уменьшим "нештрафуемый" порог, если успокоим трафик и снизим максимальную скорость движения хотя бы до 50 км/ч, то гораздо больше людей смогут понять, что не нужны все эти подземные переходы, как не нужны и сдерживающие пешеходов заборы, потому как если даже случайный пешеход выйдет на проезжую часть за пределами зебры, то при успокоенном трафике это не создаст аварийной обстановки. Наши города действительно могут быть безопасными и доступными для всех, но мы пока даже не начали двигаться в нужном направлении.
По материалам #Velonation