Вы живёте в неудачное время!
"Да ты просто в неудачное время приехал!" – эту фразу я слышал множество раз. Стоит оказаться в каком-нибудь городе в конце весны, когда тает снег, или в середине осени, когда идут дожди, – и всё, время сразу "неудачное". Любой человек с фотоаппаратом или камерой автоматически становится виновен в том, что снимает говнище. Местные жители, стоя по щиколотку в грязи, начинают предъявлять ему претензии.
Если так посчитать, города России испытывают явный дефицит "удачного времени". Зимой должны совпасть мороз и солнце, от которых кайфовал ещё Пушкин. Весной, летом и осенью должно быть сухо и солнечно. Таких дней в наших широтах не очень много, даже несмотря на размеры страны и разницу в климате.
Чем "неудачное" время принципиально отличается от "удачного"? Просто в "неудачное" время по городу невозможно перемещаться.
Не верите? Попробуйте прогуляться по своему городу, скажем, на второй день дождя. Вы откроете для себя много нового! Тротуары окажутся разъёбаны и залиты лужами, и чтобы не утопить ботинки в грязи и холодной воде, вам придётся прыгать по кочкам и балансировать на бордюрах.
Несколько раз тротуар просто прервётся, и вам придётся идти по про проезжей части. Причём, опять же, хлюпая по воде, потому что нормальной ливнёвки в городе нет, а если и есть, она чем-нибудь забита и не справляется со своей задачей.
Но даже если вы будете идти строго по тротуару, всё это время вам придётся шарахаться в сторону от мудаков, летящих по жилому району под 70 и норовящих окатить вас грязной водой с дороги.
Почти любой город в России становится полосой препятствий, как только выпадают осадки. А в начале весны это зона стихийного бедствия. Вон, в конце марта в Новосибирске внезапно начал таять снег, и город просто превратился в болото. Пришлось даже объявлять режим ЧС в ряде районов.
Что всё это означает на практике? Что где-то на 150-200 дней в году типичный российский город становится недоступен для пешеходов. По нему невозможно нормально ходить, ездить на велосипеде или самокате.
Всё это стимулирует горожан пересаживаться на личный автомобиль или такси. Попробуйте как-нибудь вызвать такси во время дождя – и вы увидите, что цены выше в полтора-два раза из-за высокого спроса. Высокий спрос возник не потому, что все резко забыли зонтики, а потому что в мокрую погоду ходить по городу неудобно и неприятно. Например, в Калининграде шутят, что люди тут пользуются машинами вместо зонтов. К сожалению, это совсем не шутка. Более того, это явление можно наблюдать в любом крупном городе РФ. Это ненормальная ситуация.
Из-за отсутствия качественной, общедоступной и всепогодной (то есть такой, которой можно пользоваться круглый год вне зависимости от количества осадков, тающего снега и т.д.) пешеходной среды практически в каждом городе растёт число машин и, соответственно, пробок.
Рост трафика заставляет чиновников мэрии заниматься только автомобильной инфраструктурой и забивать на всё остальное. Они думают, что на улицах много машин и мало людей, потому что это "современный город". На самом деле людей мало, а машин много, потому что пешеходы и велосипедисты просто не имеют возможности пользоваться городом.
Но такая логика часто недоступна представителям администрации. Они занимаются городом для машин: строят развязки, расширяют проезжую часть в ущерб тротуарам и озеленению, перекладывают асфальт, но по-прежнему игнорируют остальные проблемы.
В итоге мы получаем раздолбанный автомобильный город, который с каждым годом становится всё грязнее. Тротуары стираются в пыль, о полноценной ливневой канализации никто даже не заикается, потому что это якобы слишком дорого (а развязки строить не дорого, ага), а бедные люди по-прежнему скачут по кочкам и уворачиваются от брызг, летящих с дороги.
Россиянам дают очень странный выбор: либо покупай машину, либо резиновые сапоги. Возможно, я сейчас какую-то кощунственную вещь скажу, но мне кажется, что наши города должны быть такими, чтобы в них больше не было "неудачного времени".
Чингисхану приписывают фразу, которой он якобы характеризовал идеально устроенное государство: империя должна быть такой, чтобы девушка с золотым блюдом могла пройти её из конца в конец, не опасаясь ни за блюдо, ни за свою честь. Я надеюсь, когда-нибудь в России появится город, который пешеход в белом пиджаке и белых брюках сможет в начале марта пройти из конца в конец, не замарав одежду.