Мир против автомобилей (но пермяки с ним не согласны)

Мы с вами уже многократно говорили, что современный город не может развиваться по пути всеобщей автомобилизации. И дело не в том, что злые урбанисты хотят ради своего удовольствия пересадить всех с машины на трамвай. Просто мировой опыт показывает, что город, в котором жители передвигаются исключительно на личном автомобиле, – это утопия. Самый наглядный пример – это США, где в течение прошлого века активно создавали лишь автомобильную инфраструктуру, в результате чего многие города сегодня превратились в одну большую автомагистраль, где пешеходу нет места, а проблема с пробками так и оказалась нерешенной.

Сегодня мир изменился, в большинстве стран люди поняли, что города нужно развивать иначе. Вот только проблема в том, что у России снова свой путь. У нас многие верят, что можно сделать город, удобный для машин.

Вчера я писал про планы пермских властей построить под окнами эстакаду и расширить ряд городских улиц, превратив их в многополосные шоссе. И что вы думаете? Многие считают, что без этого действительно никак не обойтись – город погрязнет в пробках и всё рухнет. Логика довольно простая: можно сделать уютным исторический центр, там построить прогулочные зоны и велодорожки, а всё вокруг превратить в ад и застроить дорогами.

Да и вообще, знали ведь люди, когда покупали квартиру, что вокруг пиздец – нечего сейчас вякать!

Почему-то в России неистребима вера в еще одну полосу, которая наконец-то решит все накопившиеся проблемы. Так вот, должен вам сказать, что еще одна полоса ничего не решит! По мере расширения улиц станет больше машин, в результате заторы на дорогах никуда не денутся. Для решения транспортных проблем сегодня во всем мире говорят не про строительство новых дорог и развязок, а про про развитие общественного транспорта, организацию новых пешеходных и велосипедных дорожек, а также сокращение количества автомобилей.

Да, вы не ослышались, многие города в качестве цели ставят именно уменьшение количества личного автотранспорта в самом ближайшем будущем!

Например, в Шотландии поставили цель снизить количество автомобилей на 20% за 10 лет. Причем речь идет не про замену дизельных и бензиновых автомобилей на электрические, а сокращение автомобилей в целом!

Понятное дело, что без развития альтернативных способов передвижения эта цель не будет достигнута, но здесь как раз речь про комплексный подход, который в числе прочего предполагает развитие велосипедного и пешеходного движения.

В шотландском правительстве уже заявили, что выделят 50 миллионов фунтов стерлингов (около 5 миллиардов рублей) на создание «активных магистралей», чтобы между городами была не только автомобильная связь. Причём ранее в этом году уже были выделены 500 миллионов фунтов (50 миллиардов рублей) на создание комфортных условий для ходьбы пешком и езды на велосипеде.

Если город готов развивать общественный транспорт, велосипедную и пешеходную инфраструктуру, то даже достаточно амбициозные планы по общему снижению количества машин оказываются вполне реальными.

Или вот еще один пример из Монреаля, где совсем недавно мэр города Валери Плант представила 10-летний план развития, который в числе прочего включает в себя:

  • увеличение доли электротранспорта в городе. Общественный транспорт должен стать полностью электрическим, в центре города к 2030 году должен заработать запрет на въезд неэлектрических автомобилей;
  • стимулирование каршеринга и снижение количества поездок в одиночку на автомобиле на 25%;
  • отказ от уличных парковок возле станций метро ради озеленения и застройки. Впрочем, не только возле метро, но и рядом с офисами и школами;
  • продвижение экологически чистых видов транспорта в существующих районах и будущей застройке.

Всего представлено 46 мер, направленных на снижение выбросов парниковых газов на 55% к 2030 году, то есть основа плана – это экологическая составляющая, но реализация мер в конечном итоге положительно скажется и на качестве городской среды, с которой у Монреаля тоже есть проблемы.

Подобные меры также должны снизить общий уровень автомобилизации, поскольку не все пойдут по пути замены машины, если им предоставят удобную альтернативу в виде комфортного общественного транспорта.

Сегодня сокращают пространство для машин даже в автомобильной Америке, поскольку стало понятно, что строить города для машин — это неправильно и опасно. Во многих американских городах взялись за развитие общественного транспорта и начали стимулировать людей больше ходить пешком и ездить на велосипеде. Автомобильные трассы тут переделывают в пешеходные улицы, строят велодорожки, а парковки превращают в красивые ландшафтные парки.

Можно вспомнить опыт многих других стран, где сносят эстакады, а на их месте делают крутые общественные пространства. То есть сейчас современные города делают ставку не на личные автомобили, а на альтернативным виды транспорта.

Но Пермь – это совсем другой случай, у нас так не получится, поскольку климат не тот / менталитет не тот / люди не те / денег не хватит (выберете, что вам больше нравится)?

На самом деле рецепт борьбы с пробками достаточно простой и он не сильно зависит от региона. Во-первых, нужно прекращать реализовывать проекты, из-за которых люди будут при первой же возможности стремиться купить машину. В здравом уме никто не пойдёт пешком по такой улице:

Во-вторых, как уже сказал, нужно развивать альтернативные виды транспорта:

1. Выделять больше средств на общественный транспорт, сделать его доступным и удобным
2. Развивать безопасные пешеходные маршруты, сместить акцент со строительства новых дорог на поддержание старых, а также стимулировать точечную застройку, чтобы поездки людей стали короче.
3. Развивать велосипедную инфраструктуру и стимулировать людей больше ездить на велосипеде или передвигаться пешком.

Реализация подобных мер не только позволит сократить время на дорогу, но и значительно улучшит здоровье людей, поскольку они вернутся к активным видам передвижения. И только так наши города могут действительно стать более безопасными и комфортными для жизни.

При подготовке поста были использованы материалы Городских проектов