December 14, 2020

Размер имеет значение

Помните профессора Якимова из МАДИ, который прославился рассуждениями о том, как геи и травка мешают России стать безопасной? Особое внимание он тогда уделил ширине автомобильных полос. Его очень задело, что урбанисты предлагают сужать полосы проезжей части:

"Нельзя наших проектировщиков, которые проектируют улицы, которые переразметкой занимаются, называть глупыми какими-то. Ездили москвичи [по полосам] шириной полтора метра с маленькой скоростью, но сейчас габариты транспортных средств с каждым годом всё увеличиваются, мощность увеличивается, возможная скорость этих транспортных средств увеличивается, а вы предлагаете полосы сделать поуже и говорите, что это очень безопасно".

В чём-то профессор, конечно, прав. Автомобили действительно "распухли", их мощность действительно растёт. Есть даже особая категория людей, которым в городе нужны машины с 400-сильными моторами. Но это не значит, что мы должны стимулировать их гонять по улицам, сбивая пешеходов, будто кегли.

Сейчас в твиттере шерят забавную подборочку:

Оригинальная модель VS последнее или предпоследнее поколение.

Как видите, даже "Мини" больше не мини. Хотя конкретно здесь сравнение не совсем корректное, потому что модели всё-таки разные, а трёхдверная версия до сих пор существует.

Думаю, рост габаритов автомобилей продиктован в первую очередь соображениями безопасности и комфорта. Как минимум надо куда-то распихать всю электронику.

Тот же "Смарт" показал, что можно делать современные автомобили весьма скромных размеров, а в Японии есть целый класс кей-каров (правда, и их нормативные габариты за полвека значительно выросли), но в целом маленькие автомобили опаснее для водителей и пассажиров, потому что при столкновении там особо нечему гасить удар.

Другое дело, что если бы в наших городах массово применялись средства успокоения трафика, то и никаких столкновений не было бы. И даже на какой-нибудь "Оке" передвигаться было бы относительно безопасно.

Между прочим, пресловутых гейропейцев не смущает массовый рост размеров автомобилей. Они успешно сужают полосы, борясь с нарушениями скоростного режима. Программы типа Vision Zero – это не какая-то нелепая фантазия, это действенный инструмент, и совершенно непонятно, зачем его игнорировать и опять искать "особый путь".

Кстати, я не раз сравнивал ширину наших полос с шириной швейцарских. Напомню, что по нашим ГОСТам на улице местного значения стандартная ширина полосы – 3,5 м, а в Швейцарии – 2,6. Самые продаваемые автомобили в России – "Гранта" и "Веста". Как видите, они без проблем вписались бы даже в самую узкую швейцарскую полосу. Но чтобы у нас начали сужать полосы хотя бы в жилых районах, должно произойти чудо.

Если автодорожные профессора действительно озабочены вопросами безопасности, надо не отстаивать внутригородские магистрали, а добиваться того, чтобы они магистралями быть перестали. Слишком много примеров в той же Москве, когда автомобильные полосы больше напоминают взлётные.