Топ-10 "маршруточных" городов России

Мне тут на глаза попался доклад НИУ ВШЭ "Императивы развития транспортных систем городов России". Несмотря на то, что его авторы в том числе обосновывают необходимость уничтожения троллейбусов, там много интересной информации.

Например, вы задумывались, в каких из российских городов-миллионников маршрутки доминируют над нормальными автобусами? Где маршруточная мафия процветает, а где её дни сочтены? Какие места России больше всего напоминают Африку и Юго-Восточную Азию?

Парк маршрутных автобусов, в котором традиционно преобладали автобусы среднего, большого и особо большого класса («42», «52», «62» по классификации ОН 025 270-66), сократился с 1990 г. в расчете на численность населения в 2,5 раза. Примерно в тех же пропорциях сократился объем автобусных перевозок.

Субъекты малого бизнеса, которые с 2010 г. были включены в отчеты Росстата, эксплуатируют, как правило, автобусы особо малого класса («22» по классификации ОН 025 270-66). Принципиальное отличие перевозок «маршрутками» (в англоязычной терминологии — Jitneys) заключается не только в классе автотранспортных средств, но, главное, в технологии, допускающей отправление по факту наполнения салона (т.е. работу без фиксированного расписания), а также посадку/высадку пассажиров «по требованию».

Как видно, парк больших автобусов постоянно сокращался с 1990 года, зато численность маршруток с 2010 года, когда их стал считать Росстат, и до 2018 года оставалась стабильной:

В аналитических документах UITP8 эта чрезвычайно распространенная в России технология перевозки пассажиров именуется «характерной для развивающихся стран Юго-Восточной Азии и Африки».

Вот это самая интересная инфографика. Она показывает, что такие города, как Волгоград, Уфа и Челябинск почти полностью захвачены маршрутками. Что, как справедливо замечают авторы доклада, роднит их с мегаполисами Африки:

Тенденции деградации городского общественного транспорта ещё более наглядно проявляются в его трамвайном сегменте, который (кардинально отличаясь от российского кейса) находится в стадии активного развития во многих городах мира, включая традиционные «автомобильные» города Северной Америки.

В период 1990–2018 гг. годовой объем перевозок трамваями в городах России сократился примерно в 6 раз. В большинстве городских администраций возобладала точка зрения, что трамваи создают помехи автомобильному трафику и приносят (в отличие от «маршруток») значительные убытки городскому бюджету.
"В настоящее время повсеместно линии и маршруты общественного транспорта в городах России работают (за небольшим исключением, в основном из московской практики) в общем потоке транспортных средств, без каких-либо приоритетов в движении.

С учетом описанного выше дисбаланса спроса/предложения на ресурсы улично-дорожной сети это означает, что маршрутные автобусы (так же как и трамваи) стоят в тех же пробках, что и прочие транспортные средства".

Аналитики ВШЭ тоже говорят о деградации трамвая и о том, что мэры считают его вредным для бюджета видом транспорта. В отличие от драгоценных маршруточек.

Собственно, вот "маршруточный" топ. Сразу отмечу, что он составлен на основе инфографики ВШЭ, поэтому сюда не вошли такие города, как Пермь, Красноярск и Санкт-Петербург, а также те, где живёт меньше миллиона человек (Тула и Астрахань могут выдохнуть). Кроме того, с 2018 года ситуация могла несколько измениться в лучшую сторону, поскольку некоторые города (тот же Екатеринбург или Воронеж) стали закупать автобусы большого класса:

10. Новосибирск

9. Нижний Новгород

8. Ростов-на-Дону

7. Екатеринбург

6. Омск

5. Самара

4. Воронеж

3. Уфа

2. Челябинск

1. Волгоград

Добро пожаловать в Африку!

Кстати, если кто не помнит или не понимает, чем так вредны маршрутки, почитайте один из постов на эту тему.