Ilya Varlamov (varlamov.ru) wrote,
Ilya Varlamov
varlamov.ru

Categories:

Бесплатный проезд в автобусах и трамваях станет катастрофой для России



Пару недель назад стало известно о намерении Минтранса через 15 лет ввести бесплатный проезд в общественном транспорте РФ. Идея в том, что компенсировать стоимость проезда пассажиров должны будут автомобилисты: вдобавок к федеральным трассам платными могут стать региональные, а затем и улицы российских городов.

Я уже рассказывал о своём отношении к этой инициативе. Если коротко, дополнительный налог с автомобилистов на развитие транспорта – это хорошо, но бесплатный общественный транспорт как таковой – это плохо. Главным образом потому, что у городов тогда пропадёт стимул заботиться о его качестве. Компании-операторы поймут, что их доходы зависят не от числа пассажиров, а от субсидий из бюджета (сегодня это тоже отчасти так, но именно из-за того, что ОТ находится в упадке), и перестанут улучшать сервис, закупать новый подвижной состав, соблюдать расписание и т.д. В итоге главными пострадавшими, опять же, окажутся пассажиры.

"Би-би-си" взяло по этому поводу интервью у эксперта в области городского транспорта, профессора Университета Пенсильвании Вукана Вучика. С Вуканом Вучиком мы с Кацем общались ещё в 2014 году – это был, кажется, первый крупный международный эксперт, которого привлекли "Городские проекты". Он тогда прокатился на тверском трамвае и на примере Твери объяснил, где Россия свернула не туда в плане развития городской среды.

Но сейчас давайте посмотрим, что господин Вучик думает о бесплатном общественном транспорте:



Би-би-си: Российское правительство хочет к 2035 году сделать весь общественный транспорт бесплатным, а дороги - платными. Что вы думаете об этой идее?

В. В.: Они хотят сделать бесплатный общественный транспорт во всех городах, в том числе в Москве?

Би-би-си: Деталей пока нет, но я думаю, что если этот план примут, то Москва будет одним из первых городов.

В. В.: Это будет катастрофа. Да, катастрофа. Звучит хорошо: если мы хотим стимулировать людей ездить на общественном транспорте, так почему бы не сделать его бесплатным. Политическим лидерам это может показаться привлекательным и соответствующим тем принципам политики, о которых я говорю: улучшать общественный транспорт и побуждать людей меньше использовать частные автомобили. Но это нереалистично.

Тарифы не должны быть высокими, они должны быть умеренными. Но сделать тарифы нулевыми? В десятках городов было показано, что если вы хотите привлечь людей, вы можете их привлечь, делая транспорт более быстрым, более конкурентоспособным по сравнению с личными машинами.

Вы должны улучшать качество услуг общественного транспорта, а не делать его полностью бесплатным. Вам понадобятся огромные деньги, чтобы сделать общественный транспорт бесплатным.

Второй негативный момент. В нескольких городах, где общественный транспорт был бесплатным, было обнаружено, что люди начинают вести себя по-другому, и это создает проблемы. Например, люди садятся в автобус, чтобы поспать. Есть и другие проблемы, связанные с тем, что меняется поведение людей.

Мы поддерживаем перемещение людей с машин на общественный транспорт, но будет честно, если люди все-таки будут платить за поездки. Если вы хотите его улучшить, не стоит делать тарифы очень высокими, но и нулевыми их делать тоже не стоит.

Компании, управляющие общественным транспортом, будут знать, что деньги появятся все равно, невзирая на количество пассажиров. И у них будет меньше стимулов повышать эффективность работы. Городские бюджеты нечасто имеют свободные деньги. И когда денег будет не хватать, то они начнут сокращать количество автобусов, и качество услуг будет снижаться. Поэтому руководство транспортной системы должно как минимум отчасти зависеть от тарифных сборов.


В некоторых отдельных случаях, в маленьких городах или на отдельных маршрутах – да. Но сделать бесплатным транспорт в Париже, Лондоне и так далее – понадобятся миллиарды, и менеджмент на транспорте не будет видеть связи между тарифами и эффективностью, им будет все равно. Они будут просить денег, а если денег не дадут, то услуги просто не будут оказываться.

Таллинн в Эстонии сделал проезд бесплатным, но в результате количество пассажиров увеличилось ненамного. К тому же Таллинн другой город, не такой, как Вена или Москва. В этом есть плюсы и минусы, но для больших городов это исключено.
Tags: Будущее, Вучик, Деньги, Минтранс, Общественный транспорт, Общество, Россия, Урбанистика, Экономика
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 157
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 161 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Это же сразу бесплатно начнут ездить солдаты НАТО! об этом хоть кто-то подумал?
Да ничо, пускай спят в автобусах.

wh_censor

3 weeks ago

Павел Азаров

3 weeks ago

roquefort_tln

3 weeks ago

Те, кто готовы платить за автомобиль, не пересядут на общественный транспорт, потому что он стал дешевле. Важнее другие параметры: надёжность, скорость, комфорт. Если автобус ездит нерегулярно, и его надо ждать 20–30 минут (что и на «Магистрали» нередкость), еле тащится в пробках (как на Садовом или Тверской), и воняет бензином (троллейбусы-то все сняли), то он не нужен практически никому.
Ну транспорт обещают сделать бесплатным когда-то потом, а налоги Владим Владимыч призвал поднять уже сейчас. Кхе-кхе говорит, мера своевременная и нужная, с пониманием отнеситесь добавил сквозь зубы Владим Владимыч.

greli

3 weeks ago

едорасы уже обещали каждому зарплату 2700 баксов и квартиру в 150 квадратов через 20 лет. Как раз к нынешнему году

едрисня вроде благозвучней...
Вы что, хотите как в Люксембурге? :)
Ищите "православная община Люксембурга". У нас как уних.

tengri_spirit

3 weeks ago

странно что Прибалтика существовала в составе ССР столько лет. Ничего же общего с рускими, даже Таллин другой. Как же бедолаги они выдержали вас?
Как появилась возможность - так и вышли. Они до этого под российско-имперскими немецкими баронами хуже жили. Их во времена Бенкендорфа (уроженец) в Таллинн вообще просто так не пускали. :)

stenshamn

3 weeks ago

Igor Filatov

3 weeks ago

alfag5

3 weeks ago

Rew Stefanovitch

3 weeks ago

Deleted comment

mechnik

3 weeks ago

Deleted comment

mechnik

3 weeks ago

Deleted comment

mechnik

3 weeks ago

Даже бесплатное бывает кому-то выгодно.
Новая яхта или вилла на Бермудах.
Зимовье на островах Известий ЦИК и старая шхуна вмёрзшая поблизости в лёд всё-таки лучше, т.к. дороже.

Deleted comment

даже диванный амероканский профессор тупой как пробка, умнее руководства россии. На их фоне даже солдаты НАТО покажутся гениями.

Deleted comment

sakurovskiy

3 weeks ago

Можно.

1over137

3 weeks ago

Ну разумеется... В Таллинне и Люксембурге бесплатный проезд катастрофой не стал, а в России непременно станет. Россия - она такая...
Отвечаем:
Luxembourg's public transport system covers the whole country and costs $562 million (€508 million) per year to run. Each year, it generates around $46 million in ticket sales, according to the ministry.

В Люксембург понаезжают всякие французско-бельгийско-немецкие гастарбайтеры/коммьютеры и ОТ был и так на 90% субсидируемым. :)

ravinlap

3 weeks ago

Deleted comment

gorpinchuk

September 24 2020, 10:39:48 UTC 3 weeks ago Edited:  September 24 2020, 10:40:09 UTC

Уже давно в продаже
https://www.ozon.ru/product/kniga-100-sovetov-meru-kniga-retseptov-horoshego-goroda-172305916

Deleted comment

profsprout

3 weeks ago

Нам не дожить до таких лет.

1over137

September 24 2020, 11:10:44 UTC 3 weeks ago Edited:  September 24 2020, 11:11:04 UTC

Скоро деньги отменят, всё будет бесплатно!

Хотя даже при Черненко такого не было.

nanotentacle

3 weeks ago

Дороги сделают платными, бабло сопрут, транспорт перестанет ещдить и снова станет платным, а побор с дорог - нне снимут.
многоочковочка! славна ими земля русская

p_vav

3 weeks ago

не внятно объяснил. "поспать в транспорте" всё что мог противопоставить...
Кстати, "не будут зависеть от пассажиров" - это тоже фуфло. Как сейчас полгорода по социальной карте москвича ездит, так и будут ездить, только уже не льготники, а все - и город будет возмещать транспортникам по числу поездок. В чем проблема-то?
где общественный транспорт приносит прибыль? у нас.
Хм, так ОТ всегда будет в упадке. Вот допустим ты как-то извернулся и запретил личный автомобиль в городе. Вообще запретил.
Тогда улучшать качество ОТ стимула тоже не будет. А зачем? Он и так безальтернативный - поедут, никуда не денуться. Можно еще и цену на билетик задрать.
Ну, это только если мэр, как Лукашенко выбирается тайным голосованием. :)

zybrnj3

3 weeks ago

Igor Filatov

3 weeks ago

roquefort_tln

3 weeks ago

Rew Stefanovitch

3 weeks ago

mechnik

3 weeks ago

да и всё что власти говорят через 15 лет все забудут. Взять хотя бы профессиональную армию.... сколько про неё Путин в 2000х говорил-говорил, а всё равно: весна -осень ,лысых больше
Когда Горбачёв в 1986 году обещал каждой семье отделтную квартиру через 14 лет - всё развалилось через 5 лет.

Так что если просто забудут - это не самый плохой вариант. Обещания на долгий срок могут и предвестником катастрофы быть.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →