Почему бесплатный общественный транспорт – так себе идея
Минтранс предлагает через 15 лет сделать проезд в общественном транспорте России бесплатным при условии, что за проезд по дорогам будут платить автомобилисты. Эти меры предусмотрены в обновлённом проекте транспортной стратегии, оказавшемся в распоряжении РБК.
"Бесплатный проезд в общественном транспорте Минтранс предлагает ввести при условии внедрения механизма "пользователь платит" для всех категорий автомобилистов. Эта схема предусматривает, что с 2025 года будет взиматься плата за проезд по дорогам регионального значения, а к 2035 году — со "всех категорий пользователей дорог", включая дорожную сеть городских агломераций. Но в стратегии не уточняется, станет ли платным проезд на личном автомобиле по всем видам дорог".
На самом деле это не одна новость, а две – хорошая и плохая.
Во-первых, то, что Минтранс придумал финансировать общественный транспорт за счёт взимания платы с автомобилистов – это хорошо.
Потому что хоть автомобилисты и платят сейчас дорожный налог, его не хватает даже на ямочный ремонт. Все дорожные проекты в России финансируются из общего котла, и в итоге у нас не остаётся денег на общественный транспорт. Поэтому пассажирам достаются ПАЗики и маршрутки, а электротранспорт мэры убивают. С общественным транспортом у нас всё очень плохо, за исключением нескольких городов.
Финансирование общественного транспорта за счёт автомобилистов – это общемировая тенденция. Это массово происходит в Европе за счёт платных парковок, за счёт налогов и других решений.
К тому же, плату за проезд по дорогам и улицам можно использовать как инструмент борьбы с пробками. Если тебе надо поехать куда-то в час пик, ты не платишь своим временем, ты платишь рублём. Схема простая и рабочая, так что первая новость – это скорее плюс.
Что касается введения бесплатного общественного транспорта на данном этапе, то это утопия, которая, скорее всего, ни к чему не приведёт.
Общественный транспорт в России в ужасном состоянии, и когда ты предлагаешь какие-то решения по его оптимизации, по введению выделенных полос, один из аргументов – что это поможет экономически вытянуть городское предприятие. То есть мы делаем хороший сервис, он привлекает людей, пассажиры оставляют больше денег, состояние муниципального перевозчика улучшается, у него появляются деньги на закупку нового подвижного состава и т.д.
И через этот понятный инструмент многие руководители осознают, что общественный транспорт – это сервис, и он должен быть качественным. Потому что, как правило, этого понимания нет от слова "совсем". Самый распространённый миф – что общественный транспорт должен окупаться за счёт продажи билетов. Конечно же, нет, такого не бывает никогда, и из-за этого возникает много проблем.
Если же мы убираем этот параметр, то совершенно непонятно, как это всё организовывать. У нас очень мало городов перешло на брутто-контракты, и получается, что деятельность перевозчиков финансируется напрямую из бюджета, а не за счёт выручки от продажи билетов. Это основной момент, потому что бизнес не будет работать бесплатно. Если пассажиры не платят за общественный транспорт, то платит кто-то другой, и неизвестно, где эти деньги брать.
Второй момент – у городов не будет мотивации улучшать общественный транспорт. А зачем? Он и так бесплатный – ездите на том, что дают и не вякайте! Поэтому я считаю, что мы ещё просто не готовы к введению бесплатного общественного транспорта. Как будет в 2035 году, не знаю, но вряд ли что-то радикально изменится.
Ну и в целом в мире есть лишь единичные примеры бесплатного проезда, и они демонстрируют неоднозначные результаты.
В Таллине, который часто вспоминают, введение бесплатного общественного транспорта вообще не было инструментом привлечения пассажиров. Это было нужно, чтобы люди прописались в городе и платили налоги в бюджет муниципалитета, а не в пригородах – и это сработало.
Говорить, что мы по всей России введём бесплатный общественный транспорт – это немного странно. В конце концов, это дело каждого отдельно взятого города, такие вопросы никогда не решаются на уровне федерации. То есть если такой эксперимент и возможен, то где-то на местах, а не по всей стране.