Бесплатный проезд в автобусах и трамваях станет катастрофой для России
Пару недель назад стало известно о намерении Минтранса через 15 лет ввести бесплатный проезд в общественном транспорте РФ. Идея в том, что компенсировать стоимость проезда пассажиров должны будут автомобилисты: вдобавок к федеральным трассам платными могут стать региональные, а затем и улицы российских городов.
Я уже рассказывал о своём отношении к этой инициативе. Если коротко, дополнительный налог с автомобилистов на развитие транспорта – это хорошо, но бесплатный общественный транспорт как таковой – это плохо. Главным образом потому, что у городов тогда пропадёт стимул заботиться о его качестве. Компании-операторы поймут, что их доходы зависят не от числа пассажиров, а от субсидий из бюджета (сегодня это тоже отчасти так, но именно из-за того, что ОТ находится в упадке), и перестанут улучшать сервис, закупать новый подвижной состав, соблюдать расписание и т.д. В итоге главными пострадавшими, опять же, окажутся пассажиры.
"Би-би-си" взяло по этому поводу интервью у эксперта в области городского транспорта, профессора Университета Пенсильвании Вукана Вучика. С Вуканом Вучиком мы с Кацем общались ещё в 2014 году – это был, кажется, первый крупный международный эксперт, которого привлекли "Городские проекты". Он тогда прокатился на тверском трамвае и на примере Твери объяснил, где Россия свернула не туда в плане развития городской среды.
Но сейчас давайте посмотрим, что господин Вучик думает о бесплатном общественном транспорте:
Би-би-си: Российское правительство хочет к 2035 году сделать весь общественный транспорт бесплатным, а дороги - платными. Что вы думаете об этой идее?
В. В.: Они хотят сделать бесплатный общественный транспорт во всех городах, в том числе в Москве?
Би-би-си: Деталей пока нет, но я думаю, что если этот план примут, то Москва будет одним из первых городов.
В. В.: Это будет катастрофа. Да, катастрофа. Звучит хорошо: если мы хотим стимулировать людей ездить на общественном транспорте, так почему бы не сделать его бесплатным. Политическим лидерам это может показаться привлекательным и соответствующим тем принципам политики, о которых я говорю: улучшать общественный транспорт и побуждать людей меньше использовать частные автомобили. Но это нереалистично.
Тарифы не должны быть высокими, они должны быть умеренными. Но сделать тарифы нулевыми? В десятках городов было показано, что если вы хотите привлечь людей, вы можете их привлечь, делая транспорт более быстрым, более конкурентоспособным по сравнению с личными машинами.
Вы должны улучшать качество услуг общественного транспорта, а не делать его полностью бесплатным. Вам понадобятся огромные деньги, чтобы сделать общественный транспорт бесплатным.
Второй негативный момент. В нескольких городах, где общественный транспорт был бесплатным, было обнаружено, что люди начинают вести себя по-другому, и это создает проблемы. Например, люди садятся в автобус, чтобы поспать. Есть и другие проблемы, связанные с тем, что меняется поведение людей.
Мы поддерживаем перемещение людей с машин на общественный транспорт, но будет честно, если люди все-таки будут платить за поездки. Если вы хотите его улучшить, не стоит делать тарифы очень высокими, но и нулевыми их делать тоже не стоит.Компании, управляющие общественным транспортом, будут знать, что деньги появятся все равно, невзирая на количество пассажиров. И у них будет меньше стимулов повышать эффективность работы. Городские бюджеты нечасто имеют свободные деньги. И когда денег будет не хватать, то они начнут сокращать количество автобусов, и качество услуг будет снижаться. Поэтому руководство транспортной системы должно как минимум отчасти зависеть от тарифных сборов.
В некоторых отдельных случаях, в маленьких городах или на отдельных маршрутах – да. Но сделать бесплатным транспорт в Париже, Лондоне и так далее – понадобятся миллиарды, и менеджмент на транспорте не будет видеть связи между тарифами и эффективностью, им будет все равно. Они будут просить денег, а если денег не дадут, то услуги просто не будут оказываться.
Таллинн в Эстонии сделал проезд бесплатным, но в результате количество пассажиров увеличилось ненамного. К тому же Таллинн другой город, не такой, как Вена или Москва. В этом есть плюсы и минусы, но для больших городов это исключено.