August 6, 2020

Детройт: как реанимировать мёртвый город

Ровно 5 лет назад я уже был в Детройте. Тогда я написал несколько постов про то, как начался его упадок и что привело к смерти города. Если вы их ещё не читали, то советую прочитать: там всё написано гораздо подробнее, чем в этот раз.

Тогда, 5 лет назад, активно обсуждалось восстановление Детройта. Детройт в первую очередь интересен тем, что город в своё время умер из-за градостроительных, политических и экономических ошибок. В каком-то смысле его погубили автомобили и кризис в промышленности. Множество проблем сошлось в одной точке, и в итоге огромный город, который был по населению больше нынешнего Новосибирска, уменьшился почти в 3 раза.

Для нас на примере Детройта, во-первых, интересно узнать, какие именно ошибки привели к смерти города. Во-вторых – где же всё-таки дно, можно ли от него оттолкнуться и реально ли город восстановить.

Пять лет назад всё было довольно грустно: огромное количество пустырей, заброшенные здания, пустые и сгоревшие дома – пиздец, безнадёга и депрессуха. Сегодня же я увидел совершенно другой Детройт! Центр города теперь – это сплошные стройки. То тут, то там стоят башенные краны, возводятся новые жилые районы, новые дома, в городе развивается общественный транспорт: наконец-то начал ходить трамвай! Символично, что восстановление Детройта началось именно с восстановления трамвайного движения.

Давайте посмотрим, как поменялся Детройт, и можно ли его по-прежнему считать мёртвым городом.

01. Вид на город. Детройт стоит практически на канадской границе. Канада, если что, справа, Детройт – слева (легко понять по высотному даунтауну).

02. В Америке очень хорошо развито авиасообщение, и даже в городе, где живёт менее 700 тысяч человек, есть просто гигантский аэропорт с двумя терминалами. По ощущениям он больше Шереметьево. Ни в одном московском аэропорту нет столько взлётно-посадочных полос. Тут их 6, из них 4 основные, а в Шереметьево только три ВПП. При этом пассажиропоток в аэропорту Детройта меньше: в 2019 году он составил 36,8 миллиона человек (в Шереметьево 49,4 млн, в Домодедово 28,3 млн). Из этого аэропорта можно улететь практически в любую точку страны (39 штатов), самые популярные зарубежные направления – Амстердам, Париж и Франкфурт, а всего их около 30. Попробуйте куда-нибудь улететь, например, из Омска! В России почти все рейсы выполняются через Москву, а в США авиасеть отлично развита.

03. Центр Детройта. Когда я приехал, я офигел: повсюду стройка, повсюду краны!

04. Старые здания восстанавливают.

05. Но до финала ещё далеко...

06. Общий вид даунтауна. Уже появляются новые здания.

07. Причём это не только бизнес-центры, но и кондоминиумы.

08. Как вы помните, Детройт когда-то был автомобилестроительной столицей США. Из-за всеобщей автомобилизации с середины XX века машины начали дешеветь, вскоре их могли себе позволить уже простые работяги с местных заводов. Белое население всё охотнее переселялось в субурбию, а центр занимали чернокожие жители Детройта. Это явление, которое затронуло целый ряд американских городов, но в Детройте было наиболее ярким, получило название "white flight" ("белое бегство" или "белый исход").

До сих пор расовое деление города довольно чёткое: в центре сконцентрированы чёрные кварталы, их окружают белые окраины.

09. Возможно, со строительством новых хороших домов белое население начнёт постепенно возвращаться из субурбии в даунтаун.

10. Видно, что в городе ещё много проплешин, и работы тоже предстоит много.

11. Многие здания выглядят заброшенными...

12. ...но их бросили не насовсем. То есть если раньше это действительно были заброшки, то теперь везде горит свет, снуют строители, идут какие-то работы.

13. Центральная улица преобразилась. Открылось много кафешек, отелей, ресторанов, магазинов, хотя раньше тут было пусто. Теперь улица выглядит как в любом приличном американском городе.

14. Даже появился самокатопрокат (или кикшеринг), сюда пришёл Lime и другие компании. А раз можно арендовать электросамокат, жизнь налаживается!

15. Трамвайные пути. Когда я приезжал сюда 5 лет назад, систему только строили. Первая ветка городского трамвая под названием QLine была открыта в мае 2017 года, она проходит по Вудворд-авеню. Некоторое время трамвай был бесплатным, но как только установили плату за проезд, количество пассажиров упало почти вдвое. При этом из тех, кто продолжил им пользоваться, только 40% готовы были платить. Сейчас можно купить часовой билет за 1,5 доллара, дневной за 3 доллара, месячный проездной за 30 долларов (для США это очень дёшево) или годовой абонемент за 285 долларов. Штраф за безбилетный проезд составляет до $500, его размер определяет транспортная полиция Детройта.

16. В переулках ещё пиздец, хотя постепенно и тут начинаются работы.

17. Небоскрёб со странным для русского уха названием Пенобскот (это такое индейское племя) раздаёт вай-фай на весь город.

18. Слева стройка, справа заброшка.

19. Местами город выглядит совершенно пустым.

20. Плоский паркинг

21. Многоэтажный паркинг

22. Защита газончика вокруг дерева

23. Переулок как в классическом американском боевике!

24. Если отъехать от центра, город становится очень рыхлым: пустыри, стоянки и одинокие здания.

25. Красивая автобусная станция "Роза Паркс" (названа, разумеется, в честь чернокожей активистки) была открыта в 2009 году в рамках реновации центра Детройта. Это центральный узел городских и пригородных автобусных маршрутов.

26. Автобусы в классной ливрее

27. Тот самый трамвай! Вагоны, кстати, американские, произведены в штате Пенсильвания. Пока их всего 6 курсирует по городу.

28. Прокат велосипедов. Здесь решили сделать ставку не на велошеринг, а на классический прокат со станциями. Всего в Детройте и ближайших пригородах 75 станций с 620 велосипедами.

29. Канада на той стороне. Кстати, с французского слово détroit переводится как "пролив".

30. Набережная

31. Этот комплекс называется Renaissance Center, то есть "Центр Возрождения". Он был построен ещё в 1981 году, но тогда никакого возрождения Детройта не случилось. Сейчас он принадлежит General Motors, которая вложила в него сотни миллионов долларов, а центральную башню занимает отель Marriott.

32. Памятник Подземной железной дороге – тайной системе троп и убежищ, по которым чернокожих рабов в XIX веке перебрасывали с рабовладельческого Юга на свободный Север. На самом деле никаких подземных железных дорог в США не было, но аболиционисты использовали железнодорожную терминологию: убежища назывались "станциями", сопровождающие в группах беглецов – "кондукторами". Как именно возникло понятие The Underground Railroad, точно не известно.

33. Стоянка полицейских машин

34. Граница с Канадой

35. На набережной сделали болото и гордятся им! Таблички рассказывают, что такие болотные зоны действуют как системы фильтрации воды без использования искусственных сооружений.

36. Мило. Последние несколько лет в благоустройстве тренд на дикую природу.

37. Русский человек, оказавшись в Детройте, не сразу поймёт, что это моднейшее благоустройство, а не просто заросший пустырь. Да, теперь модные дизайнеры делают то, что обычно у нас само растёт на каких-нибудь заброшенных стройках.

38. Сделали болото, высадили разные травы, и получилось довольно круто.

39. Одна из главных заброшек города – старый театр Детройт Мичиган, знаменитый своей парковкой.

40. Я снова сюда зашёл, тут ничего не поменялось.

41. Более того, театр уже стал городской достопримечательностью именно в качестве парковки. Хотя хотелось бы, конечно, чтобы его когда-нибудь восстановили. Может быть, в формате драйв-ин?)

42. Именно в этом театре снимались сцены фристайла Эминема из фильма "8 миля". Кстати, в Детройте раньше была мощная музыкальная сцена, которая породила целый ряд мировых звёзд: Игги Поп и The Stooges, Элис Купер, The White Stripes, Эминем, Electric Six и многие другие были так или иначе связаны с этим городом. В последнее время музыкантов такого калибра как-то не появляется, зато в Детройте проводится фестиваль электронной музыки Movement (город считается родиной техно) и ежегодный джазовый фестиваль.

43. Book Tower, ещё одна знаменитая заброшка. В 2015 году её выкупил девелопер Bedrock, который почистил фасад, отремонтировал кариатид и заменил 2483 окна на исторически достоверные. Ожидается, что проект стоимостью 313 миллионов долларов будет завершён в 2022 году: тут появятся квартиры, офисы, магазины и элитный отель.

44. В Michigan Station тоже вставили новые окна. С 2018 года здание принадлежит компании Ford. Вокзалом оно уже не будет, но станет частью штаб-квартиры "Форда" в Корктауне.

Раньше было так:

45. Если в центре какая-то движуха есть, то на окраинах вообще ни хрена не заметно, ничего не меняется: как стояли заброшенные дома, так они и стоят. Местные жители продолжают их поджигать, власти продолжают их сносить.

46. Тут ещё кто-то живёт, хотя за домом и не ухаживает.

47. А этот уже заброшен.

48. Не всегда понятно, в каком из домов есть жизнь, а где давно нет.

49. Детройт считается "самым разрушенным городом в США".

50.

51. Прямо как в фильме "Выживут только любовники".

52. У местного чёрного населения есть славная традиция – "Ночь дьявола". В ночь на Хэллоуин афроамериканцы поджигают и уничтожают разные части города. Заодно можно кого-нибудь убить или хотя бы просто пострелять друг в друга.

53.

54. Пустующие здания – одна из главных проблем Детройта, и проблема очень дорогая. На снос пустых домов город выделял по $50 млн в 2014 и 2015 годах и по $100 млн с 2016 по 2018 годы.

55. Заброшены не только жилые дома, но даже церкви. Таких в Детройте, наверное, с десяток.

56. Магазины опустели.

57.

58. Старые фабричные корпуса никак не используются.

59. Тем не менее, в Детройте строят классные новые районы.

60. Новая Америка больше похожа на Европу, на какие-нибудь новые кварталы Амстердама или Гётеборга.

61. Трёхэтажные дома, широкий тротуар, взрослые деревья с обеих сторон улицы. Видно, что район уже заселён.

62. Внезапно вид какой-то типичной восточноевропейской окраины. До боли знакомые нам 9-этажки и широкие проспекты – да, это тоже Детройт.

63. Стрит-арт

64.

65. Это Dequindre Cut – велошоссе длиной 2 мили, построенное на месте старой железной дороги. Хороший пример того, как можно преобразовывать ненужные объекты, мешающие развитию города.

Благодаря попыткам реновации и особенно вниманию СМИ Детройт в последние годы стал довольно популярным туристическим направлением в США. В 2017 году газета The New York Times поставила его на 9-е место в своём ежегодном списке '52 Places to Go' ("52 места, которые стоит посетить"), а популярный издатель путеводителей Lonely Planet выбрал Детройт вторым городом, куда нужно съездить в 2018-м.