Электротранспорт Волгограду больше не нужен?
Сразу несколько событий произошло в Волгограде за последние несколько недель, связанных с работой электротранспорта. В конце мая местный центр управления пассажирскими перевозками заинтересовался мнением горожан о троллейбусах – был разработан опрос, в котором варианты ответов почему-то изначально характеризовали этот вид транспорта лишь негативно:
В мэрии тогда уточнили, что на основе полученных данных специалисты смогут подготовить рекомендации по улучшению работы городского электротранспорта и повышению качества перевозки пассажиров.
Сам опрос на текущий момент уже закрыт, но, видимо, работа по его итогам только началась. Портал V1.RU обратил внимание, что в опубликованном перечне маршрутов городского электрического транспорта Волгограда на второе полугодие 2020 года отсутствует несколько маршрутов. И если судить по тому, что все последние годы троллейбус в Волгограде планомерно уничтожался, ожидать позитивного развития событий сложно.
В городе убрали трамвайный маршрут №1, а также троллейбусный маршрут №10. Пока во всём мире думают об экологии городов, о развитии электротранспорта, в Волгограде, похоже решили начать его "оптимизацию". Если говорить конкретно про те маршруты, которые сейчас в городе ликвидировали, то может показаться, что ничего страшного не произошло:
- троллейбусный маршрут №10 убрали, но можно по-прежнему доехать до нужной остановки на других троллейбусах, правда, уже с пересадкой (это в целом нормальная практика, но только в том случае, если в городе удобные остановочные павильоны, хорошо организованы пересадки, а транспорт ходит часто и без перебоев)
- с трамвайным маршрутом №1 история чуть сложнее, но тоже потери не кажутся сильно большими – две остановки («Улица Просвещения» и «Улица Мончегорская») исчезли из маршрутной сети полностью, из-за чего теперь электротранспортом туда добраться невозможно. К слову, городские власти уже пытались два года назад ликвидировать маршрут, тогда в качестве причины называли низкий пассажиропоток.
Можно сказать: "Подумаешь, две остановки пропали – жители могут и прогуляться". Но, во-первых, часто трамваем пользуются именно люди старшего возраста, для которых пройти лишние полкилометра не так просто. Во-вторых, мы сталкиваемся с российской действительностью, которая не всегда предполагает саму возможность прогулки:
Стоит заметить, что и сторонников отмены троллейбусов найти сложно:
Здесь проблема еще и в том, что планомерное уничтожение троллейбусов в Волгограде идет уже не первый год. За них активно взялись еще в 2011 году, когда в городе было 16 маршрутов: троллейбусы списывали, депо закрывали, активно демонтировали контактную сеть.
В итоге в городе осталось лишь 4 троллейбусных маршрута из 16 и около 200 троллейбусов, что на треть меньше, чем 10 лет назад.
К сожалению, в современных реалиях мы часто видим ситуацию, когда после исчезновения муниципальных троллейбусов и трамваев приходят частные перевозчики. Или же мэрия, вместо того, чтобы вкладывать деньги в развитие современного транспорта, обновлять подвижной состав, модернизировать бесконтактную сеть, просто заменяет электротранспорт на автобусы.
А ведь троллейбус и трамвай – это более экономичные и более экологичные виды городского транспорта, чем автобус. Они соответствуют всем главным принципам развития современного общественного транспорта. Странно видеть, когда города устраняют троллейбусы с трамваями, мотивируя это их низкой популярностью, медлительностью или неповоротливостью, в пользу маршруток, ПАЗиков или автобусов.
Во всех современных городах сегодня как раз идет развитие электротранспорта, причем иногда строительство ведется с нуля. Вот, например, строительство трамвая в Вене (Австрия):
Новый троллейбус в Арнеме (Нидерланды):
Трамвай в Варшаве (Польша):
Так почему электротранспорт эффективен даже в небольших европейских городах, но в России часто превращается в гробы на колёсах, которые при любом удобном случае власти уничтожают? Почему у нас вечно говорят про низкий пассажиропоток? Ответ и прост, и сложен одновременно: система живёт одним годом, поэтому легче и проще купить пару ПАЗиков, чем следить за контактной сетью, рельсами и подстанциями. У большинства городов даже нет документов транспортного планирования, где описывались бы общие цели и шаги на несколько лет вперёд.
Если закупить удобный транспорт, уложить нормальные пути и стрелки, построить удобные остановки и начать возить людей в человеческих условиях, то троллейбус с трамваем сможет даже окупать своё существование – люди пойдут в него и будут с радостью покупать билеты. Это хорошо видно на примере того же "Чижика" в Петербурге. Но для этого нужна долгая системная работа разных департаментов города.
Возможно, конечно, администрация Волгограда и даст какое-то логичное объяснение закрытию маршрутов, представит план по обновлению и восстановлению электротранспорта, но пока есть ощущение, что это очередная попытка обмануть горожан, убрав по-тихому несколько маршрутов.
Троллейбусы и трамваи — это современно, экологично и даже выгодно, но для этого нужно постоянно ими заниматься.